Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» технической направленности
МАУ ДО ЦДТ "Радуга"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» технической направленности
Игнатьев Александр Вячеславович
педагог дополнительного образования
Введение
Радиоэлектроника – относительно новая область человеческой деятельности, ей всего около 100 лет в наше время, но важность её огромна. Различные электронные устройства: компьютеры, микроконтроллеры, микросхемы и многое другое проникли буквально во все сферы человеческой деятельности и значительно изменили их и всю жизнь человечества. С помощью электроники выращивают и собирают урожай, сочиняют музыку и снимают кинофильмы, воюют, обучают, развлекают -невозможно перечислить области людской деятельности, где бы не использовались в настоящее время электронные устройства.
Со стороны радиоэлектроника кажется загадочным делом, сродни колдовству, занятием для крутых профессионалов, но это, конечно не так. Изучение этого предмета при желании доступно всем и особенно привлекательно для молодёжи, школьников. Тем более в настоящее время появилось много возможностей для практических занятий этим делом: это наличие в сети интернет массивов схем различных устройств и профильных сайтов, где новичку всегда окажут помощь.
И возможность приобретения различных устройств и деталей, их значительное удешевление в настоящее время. И наконец, наличие различного бросового материала, различных вышедших из строя и просто устаревших устройств, приборов, откуда можно использовать радиодетали для конструирования.
Одним словом, радиоэлектроника- интересный, полезный и доступный предмет для изучения для всех желающих.Особенность нашей программы «Радиоэлектроника» является её адаптация для учащихся, уже имеющих опыт в данного рода деятельности, простор для дальнейшего совершенствования. Также есть работа по смежным областям технического творчества- моделизм, электротехника.
Пояснительная записка
Содержание программы «Радиоэлектроника» предназначено для обучающихся ориентировочно 5-11 классов и направлено на развитие и закрепление всех аспектов технического творчества, связи между ними. Программа рассчитана на год обучения.
Обучение в объединении предполагает решение следующих основных задач обучения:
- дать возможность каждому ученику посильное дело, возможность изготовить какую-либо модель, устройство, поставить опыт и т.п.
- раскрыть суть технического творчества как потребность общества, а также как стремление человека к новому.
- привить любовь к труду, к технике, раскрыть радость творческой деятельности.
- сформировать представления о творческой личности, дать сведения о выдающихся деятелях науки и техники и их влиянии на жизнь общества.
- освоить научно-техническую терминологию.
- сформировать целостное научное мировоззрение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиоэлектроника» разработана для учащихся 7-18 лет и составлена в соответствии со следующими документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.2.ст.12, п.2.4.1.; гл.3. ст.28, п. 6. Гл.4.ст.41.;гл.10.ст.75.п.1.2.3.4.;
- Закон Республики Башкортостан от 01. 07.2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”;
- СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. № 41;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. n 06-1844;
- Письмо МО и науки РФ, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844;
- Устав МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан;
- Учебный план МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа реализуется по разделу «общая электрорадиотехника»;
Содержание программы Радиоэлектроника обеспечивает обучающимся:
-
расширение его кругозора в области радиоэлектроники;
-
знакомство с некоторыми интересными устройствами
-
знакомство основными законами электрорадиотехники;
-
формирование умения самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности.
Формы и режим занятий
Новизна программы. Программа разработана для разновозрастных групп обучающихся общеобразовательных школ с 4-го по 10-й класс, для тех кто желает углубленно изучить электротехнику, радиоэлектронику и смежные области техники. Так как группа обучающихся разновозрастная, безусловно, интерес, мотивы и устремления, уровень базовых знаний учащихся младшего и более старшего возрастов различаются, приходиться формы и методы организации занятий индивидуализировать. Это выражается в том, что теоретический материал и практические задания подбираются для каждого возраста по разной степени сложности. Объем теоретического материала в программе дается в том минимуме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы.
Актуальность разработки программы «Радиоэлектроника» связана с желаниями ребят как можно больше заниматься электроникой. Стремительное развитие радиоэлектроники в науке, рождает у них творческие устремления прикоснуться своими руками к созданию различных устройств, попробовать все самому. Занимаясь радиоэлектроникой, обучающиеся познают безграничные возможности разных направлений технического прогресса. Радиолюбительство – это одно из таких направлений. Человек, пройдя школу радиолюбительства, остается преданным этому делу всю свою жизнь. Большинство лучших конструкторов, изобретателей, специалистов в области радиоэлектроники вышли из радиолюбительской среды.
Педагогическая целесообразность Проблема воспитания молодого поколения с общетехническим кругозором, была и остаётся актуальной. Тем более, когда в стране повышается требование к качеству технического образования, и уровню профессиональной подготовки специалистов.
Цель программы: освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструкторской работы в области радиотехники.
Задачи программы
-
Познакомить с основными законами электрорадиотехники;
-
Развить практические навыки в избранной области деятельности;
-
Формировать у учащихся понимание возможностей реализации собственных творческих устремлений, демонстрации личностных достижений;
-
Способствовать в техническому профессиональному самоопределению;
-
Воспитывать уважение к труду;
-
Развивать профессиональное и конструкторское мышление;
-
Способствовать разумной организации созидательного досуга.
Развивающий компонент общие интеллектуальные способности:
-
устойчивое внимание;
-
пространственная ориентация;
-
быстрое неординарное мышление.
Специальные способности:
-
устойчивость психики;
-
адекватность восприятие и действия в соревновательной ситуации;
-
быстрые реакции, координация движений.
Обучающий компонент знакомство обучающихся с:
-
историей развития радиоэлектроники;
-
основами радиомонтажа;
-
назначением, конструкцией, техническими данными детекторного приемника;
-
устройством и общим принципом работы некоторых радиодеталей, мультивибратора, генератора звуковой частоты.
Специальные практические навыки и умения:
-
сборки электронных устройств определенной сложности;
-
навыки работы с инструментами;
Воспитывающий компонент у обучающихся воспитываются навыки:
-
здорового образа жизни (правильная осанка при работе за столом с инструментами;
-
целеустремленности, работоспособности, воли к победе;
-
этики поведения на занятиях, со сверстниками и взрослыми;
-
адекватной самооценки;
-
индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины;
-
культуры поведения на соревнованиях и в различных социальных ситуациях;
-
восприятия конкуренции и соревновательного духа как части человеческой культуры;
-
культуры внешнего вида;
-
эстетики при выполнении моделей.
Формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. Группа обучающихся комплектуется в составе 6- 12 человек. Программа реализуется в объеме 34 часов, 1 раза в неделю. Режим продолжительности учебных занятий: по 1 часу в день, по 45 минут.
Основным видом деятельности на занятиях обучения является практическая работа, в её основе лежит самостоятельный выбор обучающегося варианта заданий, который определяется его возможностями, интересами.
Планируемые результаты освоения программы:
По завершению обучающимися обучения, они должны:
-
свободно владеть о специфическими понятиями, терминами;
-
уметь связывать теорию с практикой;
-
читать и понимать схемы;
-
самостоятельно собирать электронные устройства определенной сложности;
-
самостоятельно работать со справочной и другой технической литературой;
-
пользоваться спортивной радиоаппаратурой.
уметь пользоваться измерительными приборами.