Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Автомоделирование""
МКУ ДО "Станция юных туристов и техников"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Автомоделирование"
Долгих Олег Владимирович
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомоделирование» (далее – программа) имеет техническую направленность, адаптированная, разработана на основе типовой программы Министерства просвещения СССР Ю.Г. Бехтерева «Кружки автомоделистов» и собственного педагогического опыта в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 24.11.2018 г.
В основу деятельности объединения «Автомоделирование» положена работа по воспитанию творческой социально адаптированной личности. Программа предусматривает формирование в процессе обучения системы знаний обучающихся по автомоделизму, техническому творчеству, а также развивает их умственные навыки, творческие способности и воспитывает абстрактно мыслящего, социально адаптированного человека.
Со временем через техническое творчество у обучающихся развиваются потребности в творческой деятельности. Ребята изучают технологическую обработку различных конструкционных материалов, обучаются приемам конструирования автомоделей.
Адресат программы: в реализации программы участвуют обучающиеся 4 – 9 классов в возрасте 10 – 15 лет. Срок реализации – 3 года. Общее количество часов по программе – 432 ч., каждого года обучения – 144 ч.
Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются
качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Актуальность программы обусловлена в освоении обучающимися УУД на основе системно – деятельностного подхода и их включения в творческую, активную, поисковую, самостоятельную работу.
Педагогическая целесообразность выражена в развитии личностных качеств ребенка и обогащению его знаний о мире автомобилей, их разнообразии. У обучающихся формируются такие качества личности, как аккуратность и воля, целеустремленность и настойчивость, инициативность, ответственность и умение самостоятельно решать творческие задачи. Автомоделизм дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о своей будущей профессии.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся овладевают трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимые для создания проектов в соответствии с их предполагаемыми функциональными, эргономическими и эстетическими показателями
Отличительные особенности от типовой программы следующие:
-
в теоретическую часть программы внесены изменения, дополнения для эффективности обучения, расширения знаний по автомоделизму, учтена постоянность усложнения нового материала;
-
в её основе лежат принципы:
- технологического обучения на основе личностно-деятельностного подхода;
- развития общей культуры, духовного мира, познание окружающего через изучаемую область техники.
Это дает возможность более осмысленно подходить к изучению последующих тем, конструированию моделей различных классов, знать их технические требования и характеристики.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Подготовить обучающихся к активному деятельностному образу жизни в условиях технологически развитого общества через моделирование и
конструирование автомобилей, создать благоприятные условия для реализации их творческого потенциала и достижения высоких результатов.
ЗАДАЧИ.
Воспитательные:
- воспитать ценностно – личностные качества: трудолюбие, порядочность, ответственность, патриотизм;
- воспитать культуру поведения и бесконфликтное общение;
- сформировать бережное отношение к природным, хозяйственным ресурсам, здоровье сберегающие технологии;
- воспитать экологическое сознание и основы здорового образа жизни.
Развивающие:
- развить элементы технического мышления и конструкторских способностей: фантазию, изобретательность и потребность в творческой деятельности;
- сформировать опыт проектной, конструкторско – технологической деятельности;
- развить интерес к профессиям в области автомобильной техники и ее истории.
Обучающие:
- овладеть знаниями, умениями и навыками автомоделирования через организацию конструкторско – технологической и проектной деятельности;
- сформировать основы научного мировоззрения, исследовательских умений;
- обучить правилам и приемам работы с различными материалами и инструментами.
Режим и формы занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Численный состав группы 1 – го, 2 – го года обучения – 10 – 12 человек, 3 - го года обучения - 8 - 10 человек.
Основная форма учебного процесса – учебное занятие.
Форма проведения занятий для 1-го и 2-го года обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная; для 3-го года обучения – индивидуальная.
Каждое занятие проходит по следующей структуре:
-
Организационная часть.
-
Актуализация, повторение ранее изученного материала.
-
Инструктаж
-
Теоретическая часть
-
Практическая работа
-
Заключительная часть, подведение итогов.
Обучение по программе построено по возрастающей, от более простого к более сложному. Подача теоретического материала проводится в форме беседы, рассказа, объяснения, инструкции, консультации в сочетании с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей. С целью выработки умений и навыков в практическую работу включены задания разного уровня сложности по изготовлению различных моделей, затем задания усложняются. Автомоделизм включает элементы творчества и индивидуальный замысел. Гармоничное развитие личности обучающихся предусмотрено активным участием членов объединения в различных культурно-досуговых технических мероприятиях.
Развитие творческих способностей обучающихся включает работу по следующим этапам:
-
Конструирование по образцу.
-
Внесение изменений в модель или технологию ее изготовления.
-
Конструирование по собственному замыслу
Планируемые результаты.
Личностные результаты: у обучающихся сформирован внутренний мотив к самостоятельному познанию и преобразованию реальной действительности в области технического творчества, сформированы основы ЗОЖ, чувство порядочности, уважение к людям труда и трудолюбие.
У обучающихся будут сформированы личностные УУД:
- культура поведения и бережного отношения к окружающему миру;
- уважительное отношение и чувство ответственности к собственному труду, труду других людей, представителям разных профессий;
- опыт общения в коллективе и творческой, социально-значимой деятельности;
- опыт участия в соревнованиях, выставках, конкурсах различного уровня;
У обучающихся будут сформированы метапредметные УУД.
Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:
-
понимать цель выполняемых действий;
-
понимать важность планирования работы;
-
планировать предстоящую практическую работу, опираясь на образец, рисунок; чертеж;
-
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией;
-
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с образцом;
-
осмысленно выбирать материал, приём, технику работы;
-
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
-
вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей и новыми условиями изготовления или использования модели.
Познавательные УУД. Обучащиеся научатся:
-
осуществлять поиск информации в различных источниках, работать с технической и справочной литературой;
-
анализировать образец, рисунок, чертеж или схему, свойства материалов;
-
сравнивать, классифицировать объекты и материалы по различным признакам;
-
устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их свойствами, обобщать и делать выводы;
-
осуществлять под руководством педагога проектную деятельность в малых группах и индивидуально (разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт – изделие, коллективные работы).
Коммуникативные УУД. Обучающиеся научатся:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации действий при работе в паре, группе;
-
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Обучающиеся будут знать:
- историю автомобильного транспорта;
- основные компоненты конструкторско-технологической и проектной деятельности;
- виды материалов, назначение инструментов, приспособлений и правила работы с ними;
-технические требования к автомобилям и автомоделям;
- способы приведения в движение различных технических объектов;
- правила изготовления, настройки, отделки и оформления моделей;
- ПТБ и ПБТ.
Обучающиеся будут уметь:
- выполнять техническую и проектную документацию;
- читать технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи;
- пользоваться режущим, измерительным, монтажным инструментом, соблюдать правила ТБ, организовывать рабочее место;
- распределять труд по операциям, решать простые технические задачи;
- самостоятельно изготавливать детали, собирать изделие, выбирать способ соединения деталей.