Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России» учителя начальных классов Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Первотроицкая средняя школа
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России»
учителя начальных классов Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Адамова У.К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы «Я - гражданин России» - последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам .
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья.
Время проведения: первая половина учебного дня.
Программа “Я – гражданин России” используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 4 классе (сентябрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника.
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Ожидаемые результаты:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 4 классе рассчитан на 1 час в неделю на 4 –ой ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -16, практических -18.
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. |
Всего |
Теория |
Практика |
Дата |
1. Поговорим о толерантности. |
1 |
1 |
06.09 |
|
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием |
1 |
1 |
13.09 |
|
3. Символика России. |
1 |
1 |
20.09 |
|
4. Символы нашего края. |
1 |
1 |
27.09 |
|
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. |
1 |
|
1 |
04.10 |
6. Моя семья. Мини – проект. |
1 |
|
1 |
11.10 |
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. |
1 |
|
1 |
18.10 |
8. Десант чистоты и порядка. |
1 |
|
1 |
25.11 |
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. |
1 |
1 |
15.11 |
|
10. Я и мой класс. Конкурс рисунков. |
1 |
|
1 |
22.11 |
11. Продолжаем изучать Школьный Устав. |
1 |
1 |
29.11 |
|
12. Игры с младшим братом (сестрой). |
1 |
|
1 |
06.12 |
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. |
1 |
1 |
13.12 |
|
14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». |
1 |
1 |
20.12 |
|
15. Тест «Познай себя». |
1 |
|
1 |
27.12 |
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. |
1 |
|
1 |
10.01 |
17. От вершины к корням. Из истории появления законов. |
1 |
1 |
17.01 |
|
18. Государственный праздник – День Согласия и примирения. История событий. |
1 |
1 |
24.01 |
|
19. Откуда я родом. Презентация. |
1 |
|
1 |
31.01 |
20. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. |
1 |
|
1 |
07.02 |
21. Мой город. Конкурс сочинений. |
1 |
|
1 |
14.02 |
22. Знаменитые писатели и поэты о России. Литературная викторина. |
1 |
1 |
21.02
|
|
23. Я и моя семья. Фотовыставка. |
1 |
|
1 |
28.02 |
24. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. |
1 |
|
1 |
07.03 |
25. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. |
1 |
1 |
14.03 |
|
26. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. |
1 |
1 |
21.03 |
|
27. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение. |
1 |
1 |
04.04 |
|
28. Образ русской женщины. Беседа – диалог. |
1 |
1 |
11.04 |
|
29. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. |
1 |
1 |
18.04 |
|
30. Геральдика – наука о гербах. Беседа. |
1 |
1 |
25.04 |
|
31. Герб моей семьи. |
1 |
1 |
02.05 |
|
32. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. |
1 |
|
1 |
10.05 |
33. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. |
1 |
|
1 |
17.05 |
34. Я – гражданин России. Игра – викторина. |
1 |
|
1 |
24.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия:
1. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах.
2. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
3. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Интернет-ресурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.