Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная образовательная программа кружка «Школа юного экскурсовода»

 

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №32»

Асбестовского городского округа

Дополнительная образовательная  программа кружка

«Школа юного экскурсовода»

Направленность –

социально-педагогическая,

краеведческая

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок реализации программы –

2 года обучения

Составитель –  Фомина В.В.,

Воспитатель I кв.к.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Школа юного экскурсовода» направлена главным образом на работу с учащимися  старшего дошкольного возраста. Из разнообразия музейной деятельности (поисково-исследовательской,  экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской) дети данного возраста с большим удовольствием берутся за ведение экскурсий, в результате чаще всего получаются очень живые, эмоциональные работы. Впоследствии эти же дошкольники смогут углубленно изучать музейное дело. Именно для того, чтобы сформировать уже  дошкольном возрасте интерес к музею, желание быть полезным людям, раскрыть способности, организуется занятия по программе «Школа юного экскурсовода». Одна из целей этих занятий –  подготовка экскурсоводов для мини- музея детского сада. В дальнейшем, проводя экскурсии,  вышеназванная категория детей не только более полно познакомится с историей своего родного города, но и научится анализировать полученные знания,  овладевать приемами работы с книгой, методикой ведения экскурсии, овладеет умением понимать и сочувственно воспринимать, сопереживать исторический опыт другого времени, других поколений.

Углубленное знакомство дошкольников с историей своего города, края, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу ( на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны дошкольникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.

Программа «Школа юного экскурсовода» создана и для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь  родному городу, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей дошкольного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить подрастающего ребенка трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда.

Программа «Школа юного экскурсовода» предназначена для дополнительного образования дошкольников, интересующихся историей родного края и музееведением. Данная программа предназначена для детей в возрасте от 5 лет до 7 лет. Количество детей в группе составляет 12 человек.

Курс рассчитан на два года обучения в объеме 70 часов, по 35 часов на каждый отдельный год. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане.

Время занятий составляет  25 минут, занятия проходят 1 раз в неделю.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели: создание условий для самореализации дошкольников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения; изучение истории родного края, подготовка экскурсоводов для мини- музея детского сада.

Задачи:

1. Познакомить детей с источниками информации в мини- музее по проекту «Моя малая Родина».

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.

4. Прививать музейную культуру дошкольникам средствами экскурсионной работы.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Экскурсоводом может быть дошкольник 5-7 лет, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами преподавания следует считать:

* словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

* метод демонстраций (использование схем, карт);

* метод упражнения ( вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).

* наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;

* исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы работы: коллективные и индивидуальные.  Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется работа над речью экскурсовода.

Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками  эмоциональной передачи текста экскурсии.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

–       знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей;

–       развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;

–       формирование широкого кругозора;

–       овладение практическими навыками экскурсовода.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ:

§   принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;

§   принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение;

§   принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона;

§   принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых качеств, развитие их как членов общества.

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, развивающих методов и приемов.

 

Учебно-тематический план программы «Школа юного экскурсовода»

 

№ п/п

Содержание программы

Учебные часы

Теория

Практика

Всего

 

Раздел 1. Введение.

3

1

4

1.

Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические, биологические, биографические и др.;

1

-

1

2.

Мини- музеи. Профили и задачи мини- музеев.

1

 

1

3.

О чем рассказывает наш мини- музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи мини- музея.

1

1

2

 

Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея.

3

2

5

4.

Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,  «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод»  и др.  

1

1

2

  5.

Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в мини- музее. Знакомство с работой экскурсоводов.

2

1

3

 

 Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции.

6

6

12

6.

Экспонаты, подаренные музею .

2

4

6

 7.

Фотоэкспонаты.

2

 

2

 8.

Экспонаты, собранные  во время поисковой  работы по реализации проекта «Моя малая Родина»

2

2

4

 

Раздел 4. Фонды музея.

3

2

5

9.

Основной фонд: вещественные, письменные источники.

1

1

2

10.

 Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея.

1

1

2

11.

 Учет фондов. Инвентарная книга.

1

-

1

 

Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии.

3

6

9

12.

Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография.

1

1

2

13.

 Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная  литература для чтения по теме экскурсии

1

1

2

14.

 Как заполнять летопись основных событий.

1

4

5

 

                              Всего за 1-ый год обучения

15

20

35

 

Раздел 6. Требования к экскурсоводу

2

2

4

15.

Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода.

1

 

1

16.

Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей ( диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода.

1

1

2

17.

Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки)

 

1

1

 

Раздел 7. Основные требования к экскурсии.

5

22

27

18.

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии.

1

2

3

19.

Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии

1

4

5

20.

Экспонаты.  Содержание экскурсии.

1

1

2

21.

Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов.

 

2

2

22.

Отработка и сдача тематической экскурсии.

 

3

3

23.

Отработка и сдача обзорной экскурсии.

 

3

3

24.

Обсуждение, анализ проведенных экскурсий.

 

2

2

25.

Как подготовить выступление, презентацию

2

5

7

26.

Экскурсии в музеи города.

 

4

4

 

Всего за 2-ой год обучения

7

28

35

 

Всего за 2 года обучения

22

48

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Раздел 1. Введение (4 часа)

Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Мини- музеи. Профили и задачи мини- музеев. О чем рассказывает мини- музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи мини- музея. Знакомство со мини- музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.

Практическая часть: определить основные разделы экспозиции мини- музея истории города Асбеста.

Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея (5 часов).

Знакомство с теоретическими понятиями «музей»,  «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд»  и др.  Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель»  экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с  экспозициями, экспонатами мини- музея. Экскурсия в мини- музее детского сада.

Практическая часть:  поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье.

Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции (12 часов).        Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные  во время поисковой работы по реализации проекта «Моя малая Родина».

Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.

Раздел 4. Фонды музея (5 часов). Основной фонд: вещественные, письменные источники.  Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.

Практическая часть: оформление карточек для учета  фондов.

Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии (9 часов).

Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы, книги,  письма, воспоминания, фотографии.

Как работать с газетами, журналами, книгами.   Художественная литература для чтения по теме экскурсии. Изучение текста.

Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи.

Практическая часть: 1) найти из газет, книг материал о соотечественниках- участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять интервью у  родственников, знакомых, чья судьба связана с историей города.

Раздел 6. Требования к экскурсоводу (4 часа).

Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода.  Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей ( диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.

Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.

Раздел 7. Основные требования к экскурсии ( 27 часов).

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии . Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультимедийные презентации, компьютер. Звуковые  средства в музее:  грампластинки, магнитные записи. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.  Экспонаты. Содержание экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших дошкольников, родителей, педагогов.

Как  выступление и правильно провести экскурсию. Оформление альбома, создание  музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) провести экскурсию для младших школьников.

Несколько часов используются также для посещения школьных музеев  города, проведения экскурсий в мини-музее детского сада (4 часа).

 Задачи 1 года обучения:

Образовательные:

– способствовать формированию знаний о краеведении, музейном деле;

–  способствовать формированию навыков поисковой работы, самостоятельной работы с литературой, краеведческими источниками.

Воспитательные:

– пробудить интерес и уважение к малой родине, к изучению истории и культуры родного города;

–  приобщить учащихся к духовным ценностям своего народа;

–  способствовать формированию культуры совместной работы, общения в коллективе, взаимопомощи и поддержки.

Развивающие:

–  пробудить творческую активность ребенка;

–  расширить кругозор;

–  раскрыть индивидуальные способности;

–  развить патриотические чувства.

Педагогический контроль

   1-ый год обучения

 

Вид контроля

Задачи

Содержание

Форма

Уровни

Входящий

Выявить начальный уровень знаний о музее, о видах деятельности в музее. 

Ответить на вопросы.

Найти «плюсы» и «минусы» в экскурсиях экскурсоводов, старших дошкольников. Дать описание разделов экспозиции мини- музея детского сада.

Беседа

Экскурсия

Анализ

 

Высокий, средний, низкий

Текущий

Выявить умения

-по описанию музейных материалов

-по определению основного и вспомогательного фондов.

Описание музейного предмета – экспоната.

Практикум

 

Высокий, средний, низкий

Текущий

Проверить уровень умений работать с дополнительной литературой; брать интервью.

Нахождение необходимых сведений из различных источников. Составление вопросов для интервью. Проведение интервью.

Практическая

итоговая работа

Высокий, средний, низкий

Итоговый

Выявить знания, умения обучающихся, полученные за год

Ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Игра в форме экзамена

Высокий, средний, низкий

 

Задачи 2-ого  года  обучения

Образовательные:

– расширить знания о краеведении, музейном деле;

–  формировать навыки исследовательской деятельности, подготовки и представления экскурсии;

–  формировать умение проведения экскурсии;

Воспитательные:

– способствовать поддерживанию интереса и уважения к малой родине, к изучению, сохранению и популяризации истории и культуры родного города;

–  способствовать формированию духовной культуры и потребности постоянно совершенствовать свой духовный мир;

–  формировать культуру речи, культуру делового и дружеского общения со сверстниками, взрослыми, гостями.

Развивающие:

–  развивать познавательную и творческую активность;

–  развить индивидуальные способности;

–  развивать практические умения и навыки исследовательской работы: умение ставить задачи, находить решения, анализировать полученные результаты, доводить начатое дело до конца.

 

Педагогический контроль

2-ой год обучения

 

Вид контроля

Задачи

Содержание

Форма

Уровни

Входящий

Восстановить уровень знаний о музееведении и краеведении.  Проверить уровень знаний о городе Асбесте.

Ответить на вопросы.

Войти в роль экскурсовода и рассказать о родном городе.

Беседа

Экскурсия

Высокий, средний, низкий

Текущий

Выявить умения держаться перед публикой, выразительно читать, рассказывать

 

Чтение прозаических и поэтических текстов. Выполнение упражнений на дыхание.

Практическая

работа.

 

Групповая работа.

Высокий, средний, низкий

Текущий

Проверить умение составить текст экскурсии  и провести его.

Разработка текстов экскурсий.

Тематическая и обзорная экскурсии.

 

Высокий, средний, низкий

Итоговый

 

 

 

Выявить знания, умения дошкольников, полученные за год

Ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Игра в форме экзамена.

Высокий, средний, низкий

Рубежный

Выявить знания, умения дошкольников, полученные за 2 года обучения

Ответы на вопросы и выполнение практических заданий;  проведение экскурсий

Исследовательская работа по теме экскурсии.  Экскурсия.

Высокий, средний, низкий

 

Литература

1.     Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

2.     Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.

3.     Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История»  /Под ред. Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.

4.     О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.

5.     Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

6.     Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

7.     Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

8.     Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. –  М.: ФЦДЮиК, 2005.

9.     Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.

10.         Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.