Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

МКДОУ Венгеровский детский сад №4

Автор: Михайлова О. Н., воспитатель

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

         Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- является основой для развития воображения, внимания;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются мною проведением развивающих игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.      

         В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.                                                                                    Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.         Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило мне создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.                                                                                              Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.                                       

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.                                                             2-й уровень: целенаправленные пробы.                                                                  3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

          Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия провожу в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

         Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.                                         У ребенка раннего возраста развивается пять основных сенсорных качеств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух. Каждому качеству надо уделять особое внимание. Моя задача— максимальное развитие органов чувств малыша. Подобное развитие, возможно, достичь только в игре.     Другие методики в этом возрасте не дают эффективных результатов. В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия. В процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию. К изготовлению сенсорных игр я привлекаю родителей, которые могут из ненужных бросовых материалов в домашних условиях создать игры, которые не продаются в магазинах. В данном возрасте дидактические игры будут способствовать комплексному развитию сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, умения замечать их форму, цвет), знакомству с правилами этих игр, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности, развитию умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам, развитию мелкой моторики рук. Так же сенсорному развитию будут способствовать: аппликация, рисование в традиционной и нетрадиционной технике (рисование ладошками, пальчиками, ватными пальчиками, штампами…),                                                                                       Мною и родителями сделаны игры на развитие сенсорных ощущений.

   Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;

В моём опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного развития:                                                                                                                     * Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.                                                                                     *Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Соотнеси по форме», «Закрой окошко» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.                                                                                     

*Цвет: «Разноцветные бусы», «Соотнеси по цвету», «Поставь букет цветов в вазу», «Постирай кукольные вещи» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

 

         Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду,я создаю необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста.                                                                                                                              Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала, одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждают к дальнейшим положительным действиям.                              Серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к окружающим. Я использую разные виды дидактических игр для формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений.                                                                         Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания. Во второй младшей группе дети закрепляет умение приветливо обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учится соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют, что надо, что нельзя. Я учу детей пользоваться этими правилами, подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей.                                            Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.                                                      Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Литература:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия, 1998. 240 с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с. 3. Козлова С.А., Куликова Т. А.

3.Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М 4.Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с. 4. Башаева, Т. В.

5.Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14. 5. Важова, С. А.

6.Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51 6. Пилюгина, Э. Г.

7.Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

8. Огородник С. И., Панова О. П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2017. — №37. —119-122.