Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Диагностический инструментарий выявления у детей графических умений и пространственных представлений у детей

Методическая разработка «Диагностический инструментарий выявления у детей графических умений и пространственных представлений у детей» ЗАДАНИЕ 1 Задача 1. Выявить особенности представлений детей о геометрических фигурах, умения воспринимать, различать и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь на существенные признаки и их связь с геометрической технологией. Задача 2. Выявить особенности умений детей декодировать графическую информацию, читать графические изображения двухмерных и трехмерных объектов, соотносить изображение фигуры с ее названием. Содержание Ребенку предлагается лист с изображением 6 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется дать название каждой фигуре. Верный ответ: 1 – квадрат, 2 – треугольник, 3 – овал, 4 – куб, 5 – прямоугольник, 6 – ромб. Оценка результатов 1: Верно названы до 2 фигур – 1 балл. Верно названы 3-5 фигур – 2 балла. Верно названы 6-7 фигур – 3 балла. Оценка результатов 2: Изображение не декодировано – 1 балл. Изображение декодировано с ошибками – 2 балла. Изображение декодировано верно, без ошибок – 3 балла. ЗАДАНИЕ 2 Задача 1. Выявить особенности умений детей различать пространственные отношения между объектами на плоскости; выделять и обобщать существенные признаки фигур; доказывать или опровергать истинность высказывания. Задача 2. Выявить особенности умений читать графическую информацию о плоских и объемных объектах. Соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое изображение для доказательства истинности высказывания. Содержание Ребенку предлагается лист с изображением 6 геометрических фигур, расположенных в ряд и пронумерованных (как в задании 1). Требуется определить истинность высказывания: «Слева от треугольника и справа от куба расположены четырехугольники». Верный ответ: Да, слева от треугольника находится квадрат, у него 4 угла, значит, это четырехугольник. Справа от куба изображен прямоугольник, у него тоже 4 угла. Значит, он тоже четырехугольник. Оценка результатов 1: Отрицание высказывания или отсутствие ответа – 1 балл. Подтверждение истинности высказывания без доказательства, объяснения – 2 балла. Доказательство истинности высказывания – 3 балла. Оценка результатов 2: отсутствие ответа, изображение не декодировано – 1 балл. Доказательство истинности высказывания без опоры на графическое изображение – 2 балла. Доказательство истинности высказывания с опорой на графическое изображение – 3 балла. ЗАДАНИЕ 3 Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться на плоскости листа, устанавливать взаимообратные пространственные отношения между объектами. Изменять точку отсчета, передавать в изображении форму фигур и их пространственное расположение. Задача 2. Выявить особенности умений декодировать графическую информацию; создавать изображение в соответствии с заданными условиями; точно передавать форму фигур при помощи линий – прямых, кривых; использовать чертежно-графические инструменты. Содержание Ребенку предлагается рабочий лист, карандаши, ручка, линейка, трафареты и шаблоны с фигурами. Требуется изобразить фигуры. Соблюдая определенные условия: изобразить круг, квадрат. Прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы: круг был между треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга. Треугольник был выше овала, но ниже квадрата. Пятиугольник был справа от овала и под кругом. Оценка результатов 1: Верно передана форма и расположение до 2 фигур или отсутствие ответа – 1 балл. Верно передана форма и расположение 3 - 4 фигур – 2 балла. Верно передана форма и расположение 5 - 6 фигур – 3 балла. Оценка результатов 2: Информация не закодирована, отсутствие ответа – 1 балл. Информация закодирована с ошибками, без применения графических инструментов – 2 балла. Информация закодирована верно, с применением чертежно-графических инструментов – 3 балла. ЗАДАНИЕ 4 Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму по заданному условию: расчленять квадрат на 4 равные части, определять и называть их форму. Задача 2. Выявить особенности умений преобразовывать графические изображения по заданному условию: делить фигуру на части прямыми линиями; использовать графические инструменты. Содержание Ребенку предлагается ответить на вопрос: «если разделить квадрат на 4 равные части, то какой они могут быть формы?», а затем изобразить способы деления квадрата на 4 равные части прямыми линиями. Предлагаются рабочий лист с изображенными на нем 6 квадратами. Карандаш, ручка, фломастер, линейка, трафареты с фигурами. Верный ответ: Форма полученных частей может быть квадратной, прямоугольной. Треугольной в двух вариантах (рис.1). Возможны 4 основных варианта деления квадрата на 4 равные части прямыми линиями (другие варианты получаются из основных поворотом линии или всего квадрата). Оценка результатов 1: Отсутствие ответа или указание одного варианта формы частей – 1 балл. Указание двух вариантов формы – 2 балла. Указание 3 - 4 вариантов формы – 3 балла. Оценка результатов 2: Отсутствие ответа или один вариант графического деления, линии неровные, без использования графических инструментов – 1 балл. Выполнение двух способов графического деления, линии ровные, части соразмерные, без использования графических инструментов – 2 балла. Выполнение 3 – 4 способов графического давления, линии прямые, части соразмерные, использование графических инструментов при построении – 3 балла. ЗАДАНИЕ 5 Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта, воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухкамерном и трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму. Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты. Содержание Ребенку показывают квадратный лист бумаги, сгибают его пополам и ножницами вырезают из его середины прямоугольник (рис. 1). Не разворачивая листа, предлагают ребенку назвать форму получившегося отверстия и изобразить на рабочем листе, как будет выглядеть лист, если его развернуть. Предлагаются карандаши, ручки, линейка, трафареты. Рис. 1 Верный ответ: Получится окошко квадратной формы (рис. 2) Рис. 2 Возможно построение отверстия по частям, достраивание прямоугольника до квадрата. Оценка результатов 1: Отсутствие ответа– 1 балл. Обобщенный ответ (четырехугольник, прямоугольник) – 2 балла. Верный ответ – 3 балла. Оценка результатов 2: Отсутствие изображения – 1 балл. Изображение четырехугольника, прямоугольника, выполненное от руки, несимметричное, с неровными линиями – 2 балла. Изображение квадрата, симметричное, выполнено с использованием графических инструментов – 3 балла. ЗАДАНИЕ 6 Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта, воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухкамерном и трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму. Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты. Содержание Ребенку показывают квадратный лист бумаги, складывают его пополам, затем еще раз пополам (чтобы получился квадрат) и срезают внутренний уголок (рис. 1). Не разворачивая листа, предлагают ребенку назвать форму получившегося отверстия и изобразить, как будет выглядеть лист, если его развернуть. Предлагаются карандаши, ручки, линейка, трафареты. Рис. 1 Верный ответ: Получится ромб или квадрат (рис. 2) Рис. 2 Оценка результатов 1: Отсутствие ответа, неверный ответ (например, треугольник) – 1 балл. Обобщенный ответ (четырехугольник) – 2 балла. Верный ответ – 3 балла. Оценка результатов 2: Отсутствие изображения – 1 балл. Изображение, соответствующее названной фигуре, построенное без помощи графических инструментов – 2 балла. Изображение, соответствующее названной фигуре, построенное при помощи графических инструментов – 3 балла. ЗАДАНИЕ 7 Задача 1. Выявить особенности умений определять форму объекта и его частей, находить фигуры на изображении, называть их, обобщать; составлять фигуры из частей. Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, вычленять части изображения. Показывать их по контуру. Содержание Ребенку предлагается изображение (чертеж) и требуется определить, сколько четырехугольников изображено на чертеже, показать все фигуры по контуру. Верный ответ: На чертеже 4 четырехугольника: 1 квадрат, 1 квадрат из 2 треугольников, 1 прямоугольник из 2 квадратов, 1 трапеция или четырехугольник из квадрата и треугольника. Оценка результатов 1: Выделение и название 1 квадрата – 1 балл. Выделение и называние квадратов и прямоугольника – 2 балла. Выделение и называние всех четырехугольников – 3 балла. Оценка результатов 2: Изображение не декодировано – 1 балл. Изображение декодировано не полностью, с ошибками – 2 балла. Изображение декодировано верно – 3 балла. ЗАДАНИЕ 8 Задача 1. Выявить особенности умений выделять фигуры заданной формы на изображении, характеризовать их пространственное расположение и размеры; составлять фигуры из частей. Задача 2. Выявить особенности умений декодировать графическую информацию, вычленять части изображения, показывать их по контуру. Содержание Ребенку предлагается изображение (чертеж) и требуется найти на нем 6 треугольников, показать их и охарактеризовать их пространственное расположение (рис. 1). Верный ответ: 1 треугольник самый большой, он делится на 2 треугольника поменьше (слева и справа), 1 треугольник сверху, он делится на 2 маленьких треугольника (вверху слева и вверху справа). Оценка результатов 1: Выделение и показ 1-2 фигур – 1 балл. Выделение и показ 3-5 фигур без характеристики их пространственного расположения – 2 балла. Выделение и показ всех фигур с характеристикой их пространственного расположения – 3 балла. Оценка результатов 2: Изображение не декодировано – 1 балл. Изображение декодировано не полностью, с ошибками – 2 балла. Изображение декодировано верно – 3 балла. ЗАДАНИЕ 9 Задача 1. Выявить особенности умений изменять точку отсчета при ориентировке на реальном трехмерном объекте, соотносить форму граней объекта и форму изображения (проекции); характеризовать положение объекта в пространстве. Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение трехмерного объекта; выполнять штриховку прямыми линиями – горизонтальными, вертикальными, наклонными. Содержание Ребенку предлагается модель параллелепипеда (все три измерения различны), лежащая на столе, и изображение этой модели на рабочем листе сверху, спереди и сбоку (проекции) (рис. 1). Предлагается определить, какому направлению соответствует каждая проекция, и заштриховать изображения определенным образом6 вид сбоку – горизонтальными линиями, вид спереди – вертикальными линиями, вид сверху – наклонными линиями. Рис. 1 Верный ответ: рис. 2. Штриховка выполняется от руки. Расстояние между линиями не задается. Рис. 2 Оценка результатов 1: Отсутствие ответа или верный выбор одной проекции– 1 балл. Верный выбор 2 проекций – 2 балла. Верный выбор 3 проекций – 3 балла. Оценка результатов 2: Отсутствие ответа или штриховка в одном направлении, линии неровные, расстояния между ними не одинаковые – 1 балл. Штриховка в двух направлениях, линии достаточно ровные – 2 балла. Штриховка в трех направлениях, линии прямые, расстояния между ними одинаковые – 3 балла. ЗАДАНИЕ 10 Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться в воображаемом двухмерном и трехмерном пространстве, устанавливать пространственные отношения между объектами, выделять фигуру из фона. Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, преобразовывать графическое изображение по заданному условию. Содержание Ребенку на рабочем листе предлагается изображение контуров фигур (квадрат, овал, треугольник), наложенных друг на друга (рис. 1). Требуется раскрасить фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом. Рис. 1 Рис. 2 Верный ответ: рис. 2. Оценка результатов 1: Верно передано расположение 1 фигуры (треугольника) или отсутствие ответа– 1 балл. Верно передано расположение 2 фигур – 2 балла. Верно передано расположение всех фигур – 3 балла. Оценка результатов 2: Изображение не декодировано, не преобразовано – 1 балл. Изображение преобразовано с ошибками – 2 балла. Изображение преобразовано верно – 3 балла.