Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.02.2020 г.
II Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «Увлечённые...
20.02.2020 г.
IV Всероссийский конкурс рефератов, исследовательских работ и проектов «Изучаем и исследуем»
18.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль детских рисунков и поделок «Зима недаром злится - весна в окно стучится...
18.02.2020 г.
Всероссийский конкурс для воспитанников детских садов «Почему люблю я папу, расскажу с большой...
18.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль детских рисунков и поделок, посвящённый Дню защитника Отечества «Для меня...
13.02.2020 г.
III Всероссийский конкурс «Его имя простое - ОТЕЦ!»
10.02.2020 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Он не мал и не велик, мой снежно-белый снеговик!»

«Детское спортивное объединение, как технология развития личности в условиях депривации»

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Удмуртской Республики

«Республиканский детский дом»

   

 

Детское спортивное объединение,

как технология развития личности

в условиях депривации

 

Методические рекомендации по проектированию детского спортивного объединения в детском доме

 

Составитель:

Жернакова Е.В., методист

 

Шамшурина М.В., инструктор

по физкультуре

 

Руководитель:

Лучихина Е.А., директор ГКУ УР РДД

 

Ижевск, 2019

 

Детское спортивное объединение, как технология развития личности

в условиях депривации

Аннотация

Методические рекомендации раскрывают общеметодические вопросы  социализации воспитанников детского дома, в условиях социальной депривации, депривационных последствий, индивидуальной степени травматизации, посредством организации возможностей для удовлетворения основных психических потребностей детей и подростков. В данном случае, это спортизация системы воспитания и социализации, как инновационной педагогической практики, под которой понимается активное использование спор­тивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и эле­ментов спорта в образовательном процессе с целью формирования личностного развития и спортивной культуры воспитанников.

В методических рекомендациях предложен вариант проектирования детского спортивного объединения (Спортивного клуба «Молния»), как технологии развития личности, раскрывающей систему идей, основы и сущностные характеристики спортивного клуба, специфику влияния его  деятельности на развитие личности, условия, способствующие реализации принципа включенности детей в социальные практики с целью нивелирования травмирующего комплекса «синдрома сиротства», социокультурной депривации.

Рекомендации позволят специалистам по-новому взглянуть на организацию детских объединений физкультурно-спортивной направленности в системе образования, активнее использовать социокультурный потенциал спортивной клубной деятельности и ее интегративное влияние на психофизическое развитие личности детей и подростков, находящихся в состоянии социокультурной депривации.

Для специалистов дополнительного образования, педагогов, социальных работников, работающих с категорией детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также интересующихся проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………….

1

Содержание…………………………………………………………………………..

2

Введение………………………………………………………………………………

3

1.

Методологическая основа технологии детского спортивного объединения…

6

2.

Концептуальные основы технологии детского спортивного объединения…

 

3.

Этапы становления детского спортивного объединения ГКУ УР «Республиканский детский дом» (от спортивной команды до спортивного клуба)……………………………………………………………………………..

 

 

14

 

3.1.

Спортивно - ориентированное воспитание, как территория деятельностной социализации ребенка…………………………………..

 

15

 

3.2.

Организация футбольной команды «Молния»………………………….

16

 

 

3.2.1.

Реализация практики наставничества, как инструмента оказания социально-психолого-педагогической помощи и поддержки в совместной деятельности воспитанников, выпускников и руководителей дополнительного образования………………….

 

 

 

17

 

 

3.2.2.

Проектирование спортивной ориентации воспитанников детского дома в условиях детского оздоровительного лагеря

 

18

 

3.3.

Специально организованная физкультурно-спортивная деятельность в соответствии с общеобразовательными, общеразвивающими программами дополнительного образования…………………………..

 

 

19

 

 

3.3.1.

Организация конструктивного взаимодействия в спортивной команде………………………………………………………………

 

20

4.

Становление детского спортивного объединения (спортивный клуб «Молния»)…………………………………………………………………………

 

24

Вывод…………………………………………………………………………………

30

Литература……………………………………………………………………………

38

Приложение

 

Введение

Дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в специальные учреждения для детей-сирот в различном возрасте, часто по сходным причинам: девиантного родительства. Каждый ребенок имеет собственный набор депривационных последствий, индивидуальную степень травматизациии, различную потребность в компенсирующих воздействиях. Такие дети имеют все формы депривации: сенсорную, когнитивную, эмоциональную, депривацию идентичности. Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития.

«Момент отторжения», как травмирующий комплекс, сохраняется у ребенка на всю жизнь. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, нарушении произвольной регуляции, в формировании глубоких нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов. Нарушение адаптации и социализации в условиях интернатного учреждения, может быть обусловлено следующими факторами:

- ограниченностью социальных контактов,

-однообразием, типичностью взаимодействий и отношений, неучастием в организации экономической стороны собственной жизнедеятельности (бюджет, расходы), незнанием социальных ролей и их динамики в жизни личности (сын – отец, мать – дочь и т.д.).

Не решаемые вовремя задачи адаптации ведут к формированию социально незрелой личности – психическому инфантилизму (сенсорная жажда, стремление как можно больше узнать, увидеть, вкусить, стремление не приобрести знаний и опыта, а приобретение ради приобретения; романтическую страсть к приключениям, их постоянный поиск, азарт; страсть подражания, отсутствие и боязнь самостоятельного выбора даже жизненно важных сфер, таких как профессия, «стадное чувство»; чрезмерная обидчивость, детскость в поведении; поступки по первому побуждению, безудержность в удовлетворении потребностей и желаний, в том числе и пищевых, материальных и т.д.; беспечность, нежелание доводить начатое дело до конца; преобладание игровых интересов; легкую, быструю пресыщаемость деятельностью).

Преобладание объектного отношения к взрослому лишает ребенка средств, позволяющих преодолевать с помощью взрослого страх, а также и стимула к активной познавательной деятельности. Отсюда как следствие задержки и искажения в личностном развитии детей и их познавательной активности.

На фоне стремления общения с взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников детского дома по отношению к взрослым. Это говорит о неумении взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, а также демонстрирует потребительское отношение к взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.

Дети считают себя отверженными, изгоями, никому не нужными людьми. Состояние фрустрации сопровождается защитным поведением, сопровождаемым различными формами психологической защиты, среди которых регрессивное поведение, рационализация, депрессивные поведенческие реакции, но наиболее частой формой для таких детей является агрессивное поведение.

Наблюдается «синдромом сиротства», связанный с потерей любви и привязанности ребенка к матери. На основе этого чувства у ребенка формируется особое отношение к миру, нарушается отношение привязанности, недоразвиваются социальные навыки, развивается эмоциональная глухота. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается как самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития.

Детям, воспитывающимся вне семьи, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к депривации идентичности. Личностная депривация воспитанников детских домов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». У них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная. Социокультурная депривация заключается в недостатке либо фрагментарности социального взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей, с другими людьми, прежде всего с взрослыми. Специалисты утверждают, что отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития» ребѐнка. Проблемы социального характера ребенка, оставшегося без попечения родителей, проистекают из социального статуса ребѐнка – он «ничей» ребенок. Для наших детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде новым обстоятельствам.

Ограничения социальной активности ребѐнка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Он не может на основании накопленных знаний самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе.

По этим причинам наши выпускники не мо­гут противостоять трудностям, не способны к реализации собствен­ных позитивных жизненных целей.

Последствия депривации для успешной адаптации воспитанников детского дома негативны. А ее преодоление – важнейшая задача всей воспитательной системы учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Понимание феномена депривации позволяет лучше видеть источники многих психологических проблем и социальных проблем и, следовательно, и пути их решения.

Актуальность проблемы изучения и преодоления депривации у воспитанников детского дома послужило основой для определения в качестве, «замещающей» технологии социокультурный потенциал клубной физкультурно-спортивной деятельности

Современная педагогика рассматривает спорт как важнейший фактор воспитания. Однако спортивные педагоги и тренеры чаще всего связывают спортивную деятельность с воспитанием физиче­ских качеств, формированием воли, характера юных спортсменов, в то время как современный спорт генерирует особого рода ценно­сти, крайне важные для молодежи, такие как социальная мобиль­ность, успешность, лидерство, способность к адаптации в быстро меняющихся условиях. Таким образом, становится понятной востре­бованность спорта как особого социально-культурного феномена, позволяющего активно социализировать подрастающее поколение в сложных жизненных обстоятельствах.

Поэтому, одним из инновационных направлений модернизации различных педагогических практик в системе образования детского дома, может стать спортизация воспитательной системы, под которой понимается активное использование спор­тивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и эле­ментов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры воспитанников детского дома.

Воспитываясь в условиях детского дома, пережив, как правило, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности сферы культуры, досуга, образования и др., в обстановке нестабильности и тревоги у наших детей есть возможность удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность в детских объединениях, являющихся основой детского движения.

Современный этап развития детского движения, характеризующийся переходом от одной детской организации к многообразию (по целям, идеологическим ориентациям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентированностью, отражает все те инновационные процессы и явления, которые происходят в жизни нашего общества. Но, будучи в то же время явлением педагогическим, детское движение выступает сегодня самостоятельным (не вместо школы и не вместе со школой) фактором развития личности

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка. Одним из важных условий воспитания детей является формирование и развитие самосознания ребенка.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Становится актуальным то, что у большинства воспитанников детского дома формируется неблагоприятное развитие Я-концепции. В правильном формировании Я-концепции призваны помочь окружающие ребенка, взрослые, воспитатели, специалисты, родственники (лица замещающие родителей), учителя. Они предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка — его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.

Присущие сегодняшнему этапу, проблемы развития системы детских домов, возможно, решить путем разработки и внедрения, адекватных сегодняшнему дню, организационных решений и педагогических технологий.

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ