Цикл занятий по элементарному экспериментированию
МАДОУ д/с "Академия детства" СП д/с №19 г. Нижний Тагил Свердловская область
Цикл занятий по элементарному экспериментированию
Гыджирова Людмила Анатольевна
воспитатель
Цикл занятий по элементарному экспериментированию
«Волшебный песок» (из опыта работы)
Ребенок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, любознателен, эмоционален. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста возможно через реализацию исследовательской деятельности.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей, мной было выбрано проведение элементарных опытов и экспериментов. Их особенность заключается в том, что в характере решаемых задач: они неизвестны только детям и в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. А также в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
В связи с этим, передо мной встала немаловажная задача заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами и веществами. Для решения этой задачи мною были включены совместные детско-родительские занятия.
Мною составлен и реализован цикл занятий по элементарному экспериментированию «Волшебный песок». Данные занятия проводились в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с песком. Опыты с песком – это знакомство детей с неживой природой, начало экологического воспитания. Опыт должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, педагог не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель – познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: помочь детям познакомиться с миром неживой природы; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; обогащать чувственный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук; воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Представляю календарно-тематическое планирование занятий по элементарному экспериментированию с участием родителей.
Календарно-тематическое планирование
Период
|
Тема
|
Цель
|
1 неделя июня
|
«Почему не получился куличик»
|
Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
|
2 неделя июня
|
«Делаем дорожки и узоры из песка»
|
Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
|
3 неделя июня
|
«Песок и земля»
|
Ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
|
4 неделя июня
|
«Определение цвета»
|
Ознакомление со свойством песка (цвет).
|
1 неделя июля
|
« Из чего состоит песок»
|
Ознакомление со свойствами песка.
|
2 неделя июля
|
«Движение песка».
|
Ознакомление со свойствами песка.
|
3 неделя июля
|
«Теплый — холодный»
|
Учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
|
4 неделя июля
|
«Как отделить песок?»
|
Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Стимулировать желание трудиться, оказывать помощь.
|
1 неделя августа
|
«Игры с песком»
|
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей;
Развить общения детей и родителей.
|
2 неделя августа
|
||
3 неделя августа
|
||
4 неделя августа
|
По завершению комплекса занятий мы расширили и углубили знания и представления дошкольников об окружающем мире, сумели развить познавательные умения через экспериментальную деятельность, где дети научились проводить простейшие опыты с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Воспитали стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
Литература:
-
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 –61с.
-
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
-
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 119с.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – АРКТИ, 2008. – 64 с.