Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Цикл уроков по теме «Электронные таблицы»

МКОУ Центр образования «Возрождение» р.п. Куйтун Иркутская область

 

Цикл уроков по теме «Электронные таблицы»

 

Асламова Наталья Сергеевна

учитель информатики

 

Класс: 9 класс.

Раздел программы: Обработка числовой информации в электронных таблицах

Тема урока: Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель урока: Способствовать формированию у обучающихся навыков работы в электронных таблицах.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – наличие представлений об интерфейсе электронныхтаблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работыс информацией; навыки анализа пользовательского интерфейсаиспользуемого программного средства; навыки определения условийи возможностей применения программного средства для решениятиповых задач; навыки выявления общего и отличия в разныхпрограммных продуктах, предназначенных для решения одногокласса задач;

личностные – представление о сферах применения электронныхтаблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

1) знакомство с интерфейсом электронных таблиц;

2) рассмотрения правил размещения текстов, чисел и формул в ячейкахэлектронных таблиц;

3) рассмотрение режимов работы электронных таблиц.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

электронные таблицы;

табличный процессор;

столбец;

строка;

ячейка;

диапазон ячеек;

лист;

книга.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;

ПК учащихся с выходом в Интернет.

Ход урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (1 мин.)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Этап,  на котором осуществляется формирование навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками

Обеспечение мотивации учения учащимися

Работа в парах.

Предлагает решить задачу на движение:

Задача: Среди животных устроили эстафету, в которой участвовали волк, гепард, страус. Определите длину дистанции, если скорость волка 46 км/ч и свою часть эстафеты он «прошел» за 25 минут, гепард, скорость которого 112 км/ч , прошел за 13 минут, а страус преодолел свою часть пути за 10 минут (скорость страуса 79 км/ч).

- Сравните ответы с учащимися соседней парты.

- С какими «проблемами» вы толкнулись при решении задачи. (результаты вычислений – дробные числа)

- Что помогло бы вам быстрее решить эту простую задачу? (калькулятор)

Распределяют задания, решают задачу, отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на этапе

 

Познавательные: формирование вычислительных навыков

Регулятивные: самоконтроль, самооценка

 Коммуникативные: постановка вопросов, умение распределять обязанности, брать инициативу «в свои руки»

3. Актуализация знаний. Определение темы урока.Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

Создание проблемной ситуации.

Актуализация опорных знаний и способов действий. 

 Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Посмотрите на слайды презентации и определите тему нашего урока

Что вы уже знаете об электронных таблицах?  (из курса 7 класса)

Сформулируйте цель нашего урока

Оценка деятельности учащихся

Прогнозирование предстоящей деятельности

Регулятивные: целеполагание, само-, взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала, учебной деятельности;

Познавательные: анализ представленной информации

Коммуникативные: умение слышать и слушать, умение выражать свои мысли.

4. Изучение нового материала. (12 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы,исследовательской деятельности, продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками

Изучение нового материала, формирование навыков выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли 

 

 

 

 

Работа с учебником. Прочитайте информацию §5.1

Задания для групп:

1. Впишите на карточки названия основных элементов окна программы.

2. Опишите работу с формулами (какие символы можно использовать в формуле, как записывается формула). Запишите на доске, как в электронных таблицах выглядели бы записи:

 

3. Впишите на карточки профессии, люди которых используют электронные таблицы. Ответьте на вопрос 2 стр.10

Оценка деятельности учащихся

Выполняют задания, представляют свои работы, при необходимости дополняют, исправляют ошибки, недочеты

Оценивают свою работу на этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, самооценка

Личностные: способность избирательного отношения к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

Коммуникативные: умение слышать и слушать, планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях.

5. Физкультминутка 1 мин

6. Первичная проверка понимания. (4 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы

Первичное закрепление новых знаний

 

 

 

 

Выполните задания

http://LearningApps.org/view1118226

 

Оценка деятельности учащихся

 

Оценивают свою работу на этапе

 

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера);

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, рефлексия учебных действий, самооценка

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера, моделирование.

7. Контроль усвоения. Работа за компьютером (11 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы

Тренировать навыки работы в электронных таблицах

 

 

 

 

 

 

Предлагает решить задачу про эстафету в электронных таблицах.

Инструкция:

1. Запустите программу

2. Оформите таблицу по образцу:

 

3. В ячейки B3,C3, D3 введем формулы =25/60, =13/60, =10/60. Объясните, для чего?

4. Чтобы найти расстояние, пройденное черепахой нужно значение ячейки В2 умножить на содержимое ячейки В3, т.е в ячейку В4 введем формулу =В2*В3.

5.  Аналогично вычислим расстояние, пройденное другими животными (=С2*С3, =D2*D3)

6. В ячейке В5 рассчитайте общее расстояние, пройденное всеми животными (запишем формулу =В4+С4+D4).

Оценкадеятельностиучащихся

Выполняют задание, предлагают варианты решения, ввода формул

Оценивают свою работу на этапе

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.самооценка качества усвоения материала;

Познавательные: самостоятельное решение задачи, поиск и выделение необходимой информации, моделирование.

8. Домашнее задание (1 мин.)

 

Домашнее задание: §5.1, з.15

Дополнительно:

по материалам параграфа создать кроссворд (7-10 слов)

Найти названия приложений, позволяющих работать с электронными таблицами

обучающиеся записывают домашнее задание

 

8. Подведение итогов. Рефлексия (4 мин.)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

– Кто из учеников, на ваш взгляд, сегодня был самым активным (пассивным)?

– Как вы считаете, все ли вам удалось выполнить, сделать за сегодняшний урок? Если нет то, какие трудности возникли при выполнении заданий?

 

 

- Проанализируйте ваши оценки за каждый этап, какую оценку вы себе поставите за работу на уроке? А за полученные знания? У кого оценки не совпали, почему, как вы думаете?

Почему вы не уверены в последнем результате? Может быть это опечатка? Об этом узнаем на следующем уроке.

Продолжите фразы:

  • я хорошо умею…
  • мне надо еще поработать …
  • у меня хорошо получилось …

обучающиеся отвечают, выражая собственное мнение

 

 

обучающиеся продолжают фразы

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение выражать мысли, слушать, вести диалог

Познавательные: рефлексия, анализ учебной деятельности, полученных знаний

 

Урок 2

Класс: 9 класс.

Раздел программы: Обработка числовой информации в электронных таблицах

Тема урока: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель урока: Способствовать формированию у обучающихся навыков работы в электронных таблицах.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – наличие представлений об организации вычислений вэлектронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанныхссылках;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работыс информацией; навыки определения условий и возможностейприменения программного средства для решения типовых задач;

личностные – представление о сферах применения электронныхтаблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные задачи:

1) понимание сущности относительных, абсолютных и относительныхссылок;

2) рассмотрение приёмов организации вычислений с использованиемссылок.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

электронные таблицы;

вычисление;

формула;

ссылка;

относительная ссылка;

абсолютная ссылка;

смешанная ссылка.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;

ПК учащихся с выходом в Интернет.

Ход урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (1 мин.)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.)

Этап,  на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы

Обеспечение мотивации учения учащимися

Фронтальный опрос:

- что называется эл.таблицей

- назначение эл.таблиц

- правила ввода формул

- функция автозаполнения

Выполнение задания

http://LearningApps.org/view618494

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

 

Познавательные: формирование представления об изученных понятиях.

Регулятивные: самоконтроль

3. Актуализация знаний. Определение темы урока.Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

Создание проблемной ситуации.

Актуализация опорных знаний и способов действий. 

 Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

В электронных таблицах (файл Покупка, лист Покупка) рассчитайте общую стоимость покупки

Перейдите на лист Евро, чем отличается эта задача от предыдущей?

Рассчитайте стоимость товаров в евро, используйте функцию автозаполнение.

С какой проблемой вы столкнулись?

Что нужно сделать для исправления ошибок?

Сформулируйте цель нашего урока.

Оценка деятельности учащихся

Прогнозирование предстоящей деятельности

Регулятивные: целеполагание, само-, взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала, учебной деятельности;

Познавательные: анализ представленной информации, умение делать выводы

Коммуникативные: умение слышать и слушать, умение выражать свои мысли.

4. Изучение нового материала. (10 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы,исследовательской деятельности, продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками

Изучение нового материала, формирование навыков выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли 

 

 

 

 

Работа с учебником. Прочитайте информацию §5.2

Задания для групп:

1. Классифицируйте ссылки в электронных таблицах. Составьте два «тонких» и два «толстых» вопроса к тексту.

2. Исправьте формулы так, чтобы вычисления оказались верными

3. Выполните задания 5, 7

Оценка деятельности учащихся

Выполняют задания, представляют свои работы, при необходимости дополняют, исправляют ошибки, недочеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Личностные: способность избирательного отношения к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

Коммуникативные: умение слышать и слушать, планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях.

5. Физкультминутка 1 мин

6. Первичная проверка понимания. (4 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками

Первичное закрепление новых знаний

 

 

 

 

Выполните задания

http://LearningApps.org/view893152

Работа в парах:

Выполнить задание 9

Оценка деятельности учащихся

 

Выполняют задания

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера);

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, рефлексия учебных действий

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера, моделирование.

7. Контроль усвоения. Работа за компьютером (9 мин.)

Этап, на котором осуществляется формирование навыков самостоятельной работы

Тренировать навыки работы в электронных таблицах

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

Инструкция:

1. Запустите программу

2. Выполните задание 3 стр. 33

3. Вычислите сумму множителей. Для этого можно было использовать более компактную форму записи. Об этом расскажет следующий урок.

Оценка деятельности учащихся

Выполняют задание, предлагают варианты решения задачи

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.самооценка качества усвоения материала;

Познавательные: самостоятельное решение задачи, поиск и выделение необходимой информации, моделирование.

8. Домашнее задание (1 мин.)

 

Домашнее задание: §5.2, з.2, 6, 14 (задание опережающего характера)

Дополнительно:

Придумайте структуру таблицы, для расчета в которой необходимы смешанные и (или) абсолютные ссылки

обучающиеся записывают домашнее задание

 

8. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

– Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?

-  Если нет то, какие трудности возникли при выполнении заданий?

- Кому из ребят вы за урок поставили бы отметку «5»? Себе кто бы поставил пятерку?

Продолжите фразы:

  • я хорошо умею…
  • мне надо еще поработать …
  • у меня хорошо получилось …

отвечают, выражая собственное мнение

 

 

обучающиеся продолжают фразы

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение выражать мысли, слушать, вести диалог

Познавательные: рефлексия, анализ учебной деятельности, полученных знаний

 

Список литературы:

1.      Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.2/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 79 с.: ил.

2.      Методическое пособие. 8-9 класс. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.

3.      Физкульминутка videouroki.net/

  1. http://LearningApps.org/view618494
  1. http://LearningApps.org/view893152

Список литературы:

1.      Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.2/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 79 с.: ил.

2.      Методическое пособие. 8-9 класс. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.

3.      Физкульминутка videouroki.net/

4.      http://LearningApps.org/view1118226

 

Смотреть урок 5

Смотреть урок 6

 

Покупка

наименование цена руб количество стоимость, руб
монитор 12000 12  
клавиатура 1700 12  
комп.мышь 350 12  
системный блок 35000 12  
принтер 18000 1  
сканер 13000 3  
роутер 1450 1  
    итого  

 

Построение диаграмм

Каллорийность каш
Гречневая каша 132,00
Льняная каша с кунжутом 312,00
Манная каша на молоке 98,00
Овсяная каша на воде 88,00
Овсяная каша на молоке 102,00
Перловая каша на воде 109,00
Перловая каша рассыпчатая 106,00
Пшенная каша вязкая на воде 90,00
Пшенная каша рассыпчатая 135,00
Рисовая каша на воде 78,00
Рисовая каша на молоке 97,00
Ячменная каша 310,00
Ячневая каша на молоке 111,00