Библиотека как инструмент эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников
МБДОУ – детский сад № 516
Верх – Исетского района, г. Екатеринбурга
Библиотека как инструмент эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников
Воспитатель
Морозова Елена Александровна
Заместитель заведующего по ВМР
Красильникова Татьяна Борисовна
Педагог - психолог
Хорошавина Татьяна Аркадьевна
«Чтение – вот лучшее учение!»
А.С. Пушкин [1]
Аннотация: создание библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание.Не менее важно научить дошкольника беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение,находить нужные им произведения, но иусваивать правила поведения в библиотеке.В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщениедошкольников к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.
Роль книги в жизни человека велика, и проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как к процессу и ведущей деятельности человека, сегодня актуальна как никогда.Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно идти в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете.Электронный мир, дающий готовые образы, особым способом воздействует на людей, снижает интерес к книге и желание работы с ней. Чтение относится к общенациональной проблеме, и от того, насколько востребована книга, зависит духовное здоровье и будущее нации. Детское чтение – индикатор не только состояния, но и отношения общества к своему будущему[2]. Вот почему во многих странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимулирования чтения детей и молодежи.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора [3, с. 278].
Идея создания библиотеки возникла неслучайно.Наблюдая за детьми в группе,пришли к выводу, что несмотря на достаточное количество художественной литературы в группе, у большинства детей даже самые привлекательные книги не вызываютинтереса.
С целью выявления мнения родителей о значении книги в жизни человека разработана анкета с вопросами, позволяющая определить отношение к чтению и книге в семье.На высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»[4], родителям был поставлен вопрос: «Согласны ли вы с данным высказыванием известного педагога?». Все опрошенные дали положительный ответ. На вопрос «Как часто ваш ребенок просит почитать ему книгу?» получены следующиеответы: каждый вечер – 50%, два или три раза в неделю – 30%, один раз в неделю и реже – 20% от числа опрошенных. Основными причинамиданной ситуацииучастники опроса отметили:
- дефицит свободного времени,
- загруженность на работе,
- предпочтение электронным устройствам.
Анализируя ответы родителей выявлено, что в вопросах формировании интереса детей к чтению книг, семьям воспитанников необходима педагогическая поддержка. В соответствии свыше сказанным, педагогами решеновозродитьтрадицию семейного чтения посредством технологии - библиотека, как инструмента эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников.
Совместная работа с родителями началась с организациибиблиотеки,обеспечивающаявариативность, разнообразие организационных форм дошкольного образования.
Поставлены следующие задачи:
- знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы [5, с. 7]
-формировать устойчивый интерес воспитанников к книге, способствуя
развитию познавательных способностей, речевого творчества и
социально-коммуникативных навыков
- оказать педагогическую поддержку семье в вопросе воспитания ценностного
отношения к книге у дошкольника
- разработать и внедрить вместе с родителями культурные практики по
приобщению дошкольников к книге
В доступной среде, для детей и родителей,удобно расположили:кресло, столик с контейнерами, книги. Литература расположена поразделам:
- художественная (авторские сказки, рассказы, стихи, фольклор);
- познавательно-научная (энциклопедии);
- увлекательный мир популярных детских изданий (журналы, статьи).
Дети совместно со сверстниками и взрослымиактивно пользуются библиотекой: выбирают заинтересовавшую их книгу, записывают в формуляр и берут для домашнего чтения на определенное количество дней. Когда книга возвращается в библиотеку, дети, все вместе, осматривают книгу и вспоминают, в какомвиде ее брали, и в каком виде принесли.Тем самым у дошкольников воспитывается бережное отношение к книге.
Фонд библиотеки постоянно пополняется и обновляется родителями из домашних источников и имеющейся литературы детского сада.
В работе использованыразличные формы организации образовательного процесса:
- традиционные (занятия, беседа, сюжетно-ролевая игра, книжный уголок инсценировка, экскурсии)
- нетрадиционные (мастерская по ремонту книг, клуб семейного чтения, за круглым столом, литературный вечер, буккросинг - «Прочитай – отдай другому!», лэпбуки «Наш друг-книга», «Библиотека – это интересно!» путешествие по реке времени, тематический альбом «История книги»).
Проведенные мероприятия побуждают у дошкольников интерес к общению с книгой, расширению представления детей о значении библиотекив жизни человека, обогащению развивающей среды в группе, повышению компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах воспитаниичитательской культуры. Повторный опрос родителей показал положительную динамику. На вопрос«Как часто ваш ребенок просит почитать ему книгу?» – 70% опрошенных ответили – каждый вечер, два или три раза в неделю – 25 %, один раз в неделю и реже –5 % от общего количества участников опроса.
Таким образом, был найден инструмент эффективного взаимодействия с семьями по формированию читательской культуры у дошкольников. Представленная технология «библиотека» соответствует современным требованиям ФГОС ДО, поставленным задачам – обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Список литературы:
- https://heaclub.ru/vyrazhenie-chtenie-vot-luchshee-uchenie-avtor-chto-oznachaet
- https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8188.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное), исп.и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
- https://burido.ru/796-tsitaty-sukhomlinskogo.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. –Издательский Дом «Ажур», 2014.