Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Библиотека как инструмент эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников

МБДОУ – детский сад № 516

Верх – Исетского района, г. Екатеринбурга

 

 

Библиотека как инструмент эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников

 

Воспитатель

Морозова Елена Александровна

Заместитель заведующего по ВМР

Красильникова Татьяна Борисовна

Педагог - психолог

Хорошавина Татьяна Аркадьевна

 

 

 

 

 

 

«Чтение – вот лучшее учение!»

А.С. Пушкин [1]

 

Аннотация: создание библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание.Не менее важно научить дошкольника беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение,находить нужные им произведения, но иусваивать правила поведения в библиотеке.В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщениедошкольников к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Роль книги в жизни человека велика, и проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как к процессу и ведущей деятельности человека, сегодня актуальна как никогда.Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно идти в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете.Электронный мир, дающий готовые образы, особым способом воздействует на людей, снижает интерес к книге и желание работы с ней. Чтение относится к общенациональной проблеме, и от того, насколько востребована книга, зависит духовное здоровье и будущее нации. Детское чтение – индикатор не только состояния, но и отношения общества к своему будущему[2]. Вот почему во многих странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимулирования чтения детей и молодежи.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора [3, с. 278].

Идея создания библиотеки возникла неслучайно.Наблюдая за детьми в группе,пришли к выводу, что несмотря на достаточное количество художественной литературы в группе, у большинства детей даже самые привлекательные книги не вызываютинтереса.

С целью выявления мнения родителей о значении книги в жизни человека разработана анкета с вопросами, позволяющая определить отношение к чтению и книге в семье.На высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»[4], родителям был поставлен вопрос: «Согласны ли вы с данным высказыванием известного педагога?». Все опрошенные дали положительный ответ. На вопрос «Как часто ваш ребенок просит почитать ему книгу?» получены следующиеответы: каждый вечер – 50%, два или три раза в неделю – 30%, один раз в неделю и реже – 20% от числа опрошенных. Основными причинамиданной ситуацииучастники опроса отметили:

  • дефицит свободного времени,
  • загруженность на работе,
  • предпочтение электронным устройствам.

Анализируя ответы родителей выявлено, что в вопросах формировании интереса детей к чтению книг, семьям воспитанников необходима педагогическая поддержка. В соответствии свыше сказанным, педагогами решеновозродитьтрадицию семейного чтения посредством технологии - библиотека, как инструмента эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по формированию читательской культуры у дошкольников.

Совместная работа с родителями началась с организациибиблиотеки,обеспечивающаявариативность, разнообразие организационных форм дошкольного образования.

Поставлены следующие задачи:

- знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы [5, с. 7]

-формировать устойчивый интерес воспитанников к книге, способствуя

  развитию познавательных способностей, речевого творчества и

социально-коммуникативных навыков

- оказать педагогическую поддержку семье в вопросе воспитания ценностного

отношения к книге у дошкольника

- разработать и внедрить вместе с родителями культурные практики по

приобщению дошкольников к книге

В доступной среде, для детей и родителей,удобно расположили:кресло, столик с контейнерами, книги. Литература расположена поразделам:

  • художественная (авторские сказки, рассказы, стихи, фольклор);
  • познавательно-научная (энциклопедии);
  • увлекательный мир популярных детских изданий (журналы, статьи).

Дети совместно со сверстниками и взрослымиактивно пользуются библиотекой: выбирают заинтересовавшую их книгу, записывают в формуляр и берут для домашнего чтения на определенное количество дней. Когда книга возвращается в библиотеку, дети, все вместе, осматривают книгу и вспоминают, в какомвиде ее брали, и в каком виде принесли.Тем самым у дошкольников воспитывается бережное отношение к книге.

Фонд библиотеки постоянно пополняется и обновляется родителями из домашних источников и имеющейся литературы детского сада.

В работе использованыразличные формы организации образовательного процесса:

- традиционные (занятия, беседа, сюжетно-ролевая игра, книжный уголок инсценировка, экскурсии)

- нетрадиционные (мастерская по ремонту книг, клуб семейного чтения, за круглым столом, литературный вечер, буккросинг - «Прочитай – отдай другому!», лэпбуки «Наш друг-книга», «Библиотека – это интересно!» путешествие по реке времени, тематический альбом «История книги»).

Проведенные мероприятия побуждают у дошкольников интерес к общению с книгой, расширению представления детей о значении библиотекив жизни человека, обогащению развивающей среды в группе, повышению компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах воспитаниичитательской культуры. Повторный опрос родителей показал положительную динамику. На вопрос«Как часто ваш ребенок просит почитать ему книгу?» – 70% опрошенных ответили – каждый вечер, два или три раза в неделю – 25 %, один раз в неделю и реже –5 % от общего количества участников опроса.

Таким образом, был найден инструмент эффективного взаимодействия с семьями по формированию читательской культуры у дошкольников.  Представленная технология «библиотека» соответствует современным требованиям ФГОС ДО, поставленным задачам – обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Список литературы:

  1. https://heaclub.ru/vyrazhenie-chtenie-vot-luchshee-uchenie-avtor-chto-oznachaet
  2. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8188.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 5-е изд. (инновационное), исп.и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
  4. https://burido.ru/796-tsitaty-sukhomlinskogo.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт. –Издательский Дом «Ажур», 2014.