Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО»

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования   Ордынского района Новосибирской области  « Дом детского творчества»

Образовательная программа «Парикмахерское искусство»

 

Щербакова Ирина Владимировна

Педагог дополнительного образования

 

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Объединение "Парикмахер-визажист" нацелено на художественно-эстетическое воспитание обучающихся в современных условиях на примере сохранения традиционных приемов парикмахерского искусства и культурных традиций.

Каждый парикмахер-визажист должен быть в душе немного художником, обладать хорошим эстетическим вкусом.

Выполнить красивую, современную, отвечающую всем требованиям прическу или стрижку - дело непростое. Роль парикмахера-визажиста в создании общей гармонии линий с учетом индивидуальности клиента является подчас решающей, поэтому при обучении детей профессиональным навыкам необходимо развивать у них творческое мышление и эстетический вкус.

Понятие о красоте менялось с изменением эстетических взглядов той или иной эпохи, поэтому на занятиях по парикмахерскому искусству присутствует связь прошлого и настоящего в создании причесок и макияжа.

Правильная осанка, парадный костюм, здоровая кожа, красиво уложенные волосы, ухоженные руки и ногти имеют большее эстетическое и психологическое значение, как для самого человека, так и для людей окружающих его.

         Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали специальные  приспособления и инструменты, которые использовали  в  процессе выполнения  причесок и  стрижек. Но,  конечно же,  никакой инструмент,  будь то металлический стержень или  современные  электрощипцы, не  могут заменить  ловких  рук мастера. Процесс  выполнения прически или  стрижки требует от  обучающихся ловких действий. Во время обучения в ходе  систематического  труда рука  приобретает  уверенность, точность. Такой труд  способствует  развитию моторики  рук, развивает  образное мышление,  положительно сказывается на развитии  эстетического  вкуса, повышает  интеллектуальную  и  творческую  активность, повышает  внимание.

 Огромное  удовольствие  приносит  обучающимся создание  причесок, выполнение  стрижки  по  своему вкусу  своими  руками. Обучаясь  работе  со  специальными  инструментами, разными  типами волос, они  учатся  сравнивать, анализировать, отрабатывают целый  ряд приемов  и технологий, необходимых  при  изучении  парикмахерского  искусства.

Образ  современного человека, его имидж создают люди разных  профессий. Парикмахер -  стрижки и  прически, мастер маникюра – дизайн  ногтей, визажист – макияж.

 Visage – по-французски «лицо». На  нем, как  на  холсте, и  создает  свое  произведение  визажист. «Художник  по  лицу» должен  досконально  знать технику  нанесения  макияжа, свойства  кожи, историю  грима и  костюма, постоянно  следить  за  изменением моды.

                        Программа  по формированию  и  развитию творческой личности  на  основе обучения парикмахерскому искусству рассчитана на  обучение  детей 14-17 лет, учащихся общеобразовательных школ.

          Детей  этого  возраста  отличает  повышенный  интерес к  различным  видам  деятельности,  внимание к  своей внешности, они стремятся  чему-либо  научиться  и  делать  это  профессионально. Это стремление  стимулирует  подростков к  выходу  за  пределы школьной  программы  в  развитии  своих  умений и  навыков. Именно  в  этом  возрасте  возможно  научить  подростка самым  различным  видам  практической и   интеллектуальной   деятельности. В этом  возрасте подростки  полны  идей и замыслов, роль  педагога - направить энергию  детей в  нужное  русло, помочь раскрыться творческому  потенциалу, внушить  веру  в  свои силы  и  способности, дать  возможность  поверить  в  себя.

         Актуальность  обучения детей парикмахерскому  искусству можно  определить  следующими факторами:

  1. Эстетическим: развивается творческое  мышление, эстетический  вкус, умение завуалировать возможные недостатки внешности и подчеркнуть ее индивидуальность.
  2. Психологическим: у  детей развивается  воображение, которое лежит  в  основе всякой  деятельности, что важно  для гармоничного развития духовных  сил подрастающего  поколения.
  3. Социальным: воспитываются такие  качества как  тактичность, вежливость, терпение, усидчивость, коммуникабельность, уважение к  клиентам, обучающимся.
  4.      4. Экологическим: В процессе обучения прививается умение правильно ухаживать за волосами, кожей головы, что способствует снятию негативного воздействия окружающей среды.

          В  литературных  источниках  по  изучению парикмахерского  дела (Торлецкая Т.«Парикмахерская дома», Гутыря Л. «Парикмахерское искусство», Савина А. «Прическа -  завивка, укладка», Панченко О. «Стрижка. Моделирование. Прическа» и  другие)   дается небольшое количество  рекомендаций  по  методике преподавания  данного  вида творчества, представлены  схемы и  последовательность  выполнения стрижек,  причесок.

При  составлении  программы использованы  методические  пособия Боровикова Л.И., Фришман И.И., Беловой В.В.

Для  более  глубокого  изучения  парикмахерского  искусства программа  включает  в  себя следующие  темы: «Химическая  завивка», «Окраска  волос», «Дизайн  ногтей».

Цель программы:

Художественно-эстетическое воспитание подростков на основе обучения традиционным приемам парикмахерского искусства и креативным направлениям современной моды.

Задачи:

Обучающие:

-Обучение  технике  основных  приемов, применяемых при выполнении  стрижек, причесок, макияжа, дизайна  ногтей.

  -  Формирование умения  и  навыков владения техникой парикмахерского искусства у обучающихся;

Развивающие:

- Развивать  творческий  потенциал на основе  обучения  парикмахерскому  искусству.

- Развивать  эстетический  вкус, творческое мышление.

Воспитательные:

- Воспитание  положительного  отношения к окружающим  людям  и  самому  себе.

- Воспитание  нравственной  культуры  подростков.

- Воспитание  у  обучающихся  отношения к  парикмахерскому  искусству  как к  творческому  виду  деятельности.

     -  Мотивация  обучающихся к продолжению  обучения  по  профессиям: парикмахер, визажист, стилист, мастер маникюра.

Режим  работы: 9 часов   в  неделю (324 часа в  год).

Количество обучающихся в группе: 10 – 12 человек.

Характеристика  программы:

  • По  виду  деятельности – социально – педагогическая (худ – эстет.)
  • По  образовательным  областям – искусство
  • По  уровню  содержания – ознакомительная
  • По  форме  реализации – групповая, индивидуальная
  • По  форме  составления – авторская
  • По  широте  охвата  содержания деятельности – комплексная
  • По  возрасту  детей – для  старшего  школьного  возраста
  • По  гендерному  признаку – мальчики  и  девочки
  • По  функциональному  назначению  - образовательно -  обучающая
  • По  уровню  освоения – общекультурная

На  занятиях  изучаются такие  приемы выполнения

стрижек:

  • Снятие  на  пальцах
  • Сведение  волос на  нет
  • Окантовка
  • Градуировка
  • Слайсинг
  • Понтирование
  • Дымчатый  переход
  • Тушевка
  • Филировка

укладки:

  • Брашинг
  • Бомбаж

окраски волос:

  • Блок – колоринг
  • Мелирование
  • Колорирование

макияжа:

  • Дневной, вечерний, подиумный 

дизайна ногтей:

  • Нейл-арт,
  • французский маникюр, «Френч»

На  занятиях  обучающиеся осваивают  следующие виды деятельности:

  • моделирование;
  • разработка  рабочих  эскизов, схем;
  • обсуждение (анализ) работ – результатов собственного  труда и  работ, 
    выполненных  другими ребятами;
  • поисковая работа по  подбору иллюстраций, эскизов, фотографий;
  • накопление  наглядного  материала  (пособия, схемы, фотографии,
    журналы);
  • работа  с  клиентами.

Принципы, лежащие в  основе  работы  по  программе:

  1. Взаимоуважения.
  2. Индивидуализации.
  3. Принцип добровольности.
  4. Принцип доступности.

     Кроме разработки  программы  была проведена работа  по  сбору и  накоплению методической литературы и  дидактического  материала.

Технология реализации образовательной программы

Для реализации данной программы необходимо учитывать следующие моменты:

  • помещение, где проходят занятия, должно быть светлым и просторным, хорошо проветриваемым;
  • рабочие столы должны располагаться так, чтобы общение детей происходило "лицо в лицо";
  • помещение должно быть оформлено так, чтобы у обучающихся возникло чувство комфорта, спокойствия.

Теоретические занятия необходимы, поскольку на них изучаются основы моделирования, коррекция лица и формы головы. Это помогает в дальнейшем правильно и быстро выбрать нужную стрижку или макияж. Также проводятся беседы об истории развития парикмахерского искусства и визажа.

В течение всего курса обучения ребята ведут тетради, в которых конспектируют самое необходимое, выполняют схемы стрижек, причесок и макияжа. Подробно описывают последовательность выполнения каждой стрижки или макияжа.

Основные  формы  и  методы  работы:

Положительный результат обучения обеспечивается применением различных методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.
  2. Во время сообщения теоретических сведений, связанных с выполнением стрижки, прически или макияжа используются такие виды наглядности: объемная, схематическая, естественная.
  3. Метод демонстрации личной работы педагога.
  4.  В основном на занятиях используется индивидуальная форма практической работы, когда стрижка, прическа, макияж выполняются по собственной схеме, по заданию педагога или по желанию клиента.
  5. Для стимуляции творческой деятельности обучающихся используются такие методы педагогической поддержки как поощрение веры в свои силы, тактичная критика.

     При работе с детьми в начале и по окончании учебного года проводятся систематические комплексно-целевые педагогические исследования,  экспресс - наблюдения, диагностики.

Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет обучающихся, оказывает помощь в устранении ошибок.

На практических занятиях педагог приучает обучающихся бережно обращаться с инструментами, экономно расходовать материалы необходимые для работы.

Важно научить детей вежливо обращаться с клиентами, быть тактичными, выдержанными, внимательными.

Важную  роль в  процессе  обучения играют беседы  по парикмахерскому  искусству, так  как они  раскрывают  перед  обучающимися эстетическое содержание  причесок и  макияжа: плавность и  изящество  линий, гармоничность цветовой окраски, соразмерность и  пропорциональность форм, логической взаимосвязи макияжа, прически и  одежды.

         На  каждом  занятии обучающиеся совершенствуют  основы  мастерства; развивают  значимые  для  профессиональной  деятельности психофизиологические функции  организма, профессионально  важные  качества  личности, общие (интеллектуальные, творческие, физические, эстетические, художественные) способности.    

Все элементы учебного материала логически связаны между собой и распределены по принципу от простого к сложному. И, лишь овладев теоретическими знаниями, обучающиеся приступают к практической работе. Роль клиентов выполняют родители, одноклассники, все, кто желает.

 При  изучении  темы «Учимся  стричь» очень важно вселить в обучающихся веру в собственные силы, ведь эта тема является самой сложной. При неправильно выполненной укладке или макияже всегда есть возможность исправить это, а вот испорченную стрижку переделать очень сложно. Чтобы обучающиеся не боялись выполнять стрижки, практика начинается с самого простого: подравнивания волос. Затем выполняют базовые стрижки: «Каре», «Каскад», «Елена», «Бокс», стрижка машинкой. После этого переходят к выполнению более сложных стрижек.

    Обучающиеся   овладевают  техникой  работы  с  парикмахерскими  инструментами   и  приспособлениями как парикмахерские ножницы, расчески, щетки, зажимы, бигуди, коклюшки; учатся  выполнять  стрижки, рисовать  схемы  к  ним, самостоятельно  составляют  эскизы  будущих стрижек.

При выполнении стрижки или прически развивается глазомер,  что является важнейшим элементом в  практической подготовки.

В разделе "Визажистика" обучающиеся знакомятся с понятием холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют умение видеть цветовые соотношения, колорит, чувствовать красоту и глубину цвета.

При  изучении  техники  выполнения  макияжа обучающиеся  знакомятся  с  понятием «холодных» и «теплых», хроматических и  ахроматических цветов, совершенствуют  умение видеть  цветовые  соотношения, колорит, чувствовать  красоту  и  глубину  цвета. Основное  внимание  сосредотачивается на  определении  и  передачи  формы  цветовой  гаммы, характерной  для  выполняемой  работы. В  результате  чего  обучающиеся овладевают умением  анализировать, учатся  наблюдать  и  передавать  наиболее  типичные  черты  и  колорит  данного  вида  работы. При  выполнении  макияжа  визажист  использует те же  приемы  живописи, что и  художник (см. приложение № 1).

         Для  оценки  знаний обучающихся  проводятся    зачетные  занятия, тесты, практические  и  контрольные  работы.  

По  окончании  обучения  в  студии «ЛОКОН» проводятся экзамены, включающие в  себя ответы на вопросы  теоретической  части и практическую работу: стрижку, макияж, дизайн ногтей.

 Материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

Для работы в объединении созданы необходимые условия:

  • просторное светлое хорошо проветриваемое помещение;
  • проточная вода;
  • аптечка с набором медикаментов;
  • столы и стулья для каждого обучающегося;
  • зеркало с полками;
  • шкаф для хранения препаратов;
  • школьная доска.

Инструменты и принадлежности:

  1. Парикмахерские ножницы
  2. Щетки
  3. Расчески
  4. Зажимы
  5. Бритвы
  6. Машинки для стрижки волос
  7. Фены
  8. Электрощипцы
  9. Бигуди
  10.  Шпильки
  11.  "Локон"
  12. фиксаж
  13.  Краска для волос
  14.  Тональный крем (разных оттенков)
  15.  Тени для век (разных оттенков)
  16.  Тушь для ресниц (разных оттенков)
  17.  Контурные карандаши (разных оттенков)
  18.  Румяна (разных оттенков)
  19.  Губные помады
  20.  Вата
  21.  Салфетки
  22.  Ватные палочки
  23.  Лак для волос
  24.  Гель для волос
  25.  Пена, мусс, воск
  26.  Кисточки, губки
  27.  Пинцет
  28.  Аппликаторы
  29.  Лак для ногтей

Модель выпускника

Закончив обучение в объединении, выпускники должны знать:

  • законы цветометрии, цветоведения, пропорции.
  • историю развития парикмахерского искусства.
  • строение волоса и кожи головы.
  • процесс построения схем,
  • последовательность выполнения стрижки, прически, макияжа.
  • состав химических препаратов, используемых в работе,
  • технику безопасности при работе с электрическими приборами, колющими и режущими инструментами, химическими препаратами.

Уметь выполнять:

  • женские и мужские стрижки;
  • укладку волос;
  • химическую завивку;
  • окраску волос;
  • различного вида макияжи;
  • массаж лица; головы
  • самостоятельно работать с различными источниками информации,
  • отстаивать свое мнение.

Выпускник:

  1. Знает свою профессиональную предрасположенность.
  2. Имеет представление о мире профессий (парикмахер, визажист, стилист, имиджмейкер, мастер маникюра)
  3. Знает свои возможности и умеет применять их на практике.

    Смотреть работу полностью