Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Афганистан - наша память и боль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г.Туймазы

Муниципального района Туймазинский район 

Республики Башкортостан

 

исследовательская работа

АФГАНИСТАН – НАША ПАМЯТЬ И БОЛЬ

Номинация «Историческая»

Выполнила Хакимова Камилла,

ученица 5 А класса

Руководитель: Гребнякова В.В.,

учитель истории

Туймазы, 2016

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…...……3

1. Из истории афганской войны………………………………….…………..….5

2. Участник необъявленной войны – наш односельчанин………….………....7

3. Молодое поколение об Афганской войне………………………….………...9

Заключение………………..………………………………………………….….10

Список использованной литературы…………………………………………..11

Приложение

 

Где только нет сынов твоих, Россия!

Они сражались, побеждая зло…

В Отечественной скольких покосило,

В войне афганской сколько полегло?!

 

Введение

 

Тема афганского конфликта, политических, военных и нравственных его последствий - актуальна сегодня даже больше, чем двадцать пять лет назад, когда были выведены войска из Афганистана.  Афганистан. Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война и кому нужна, кто виноват;  споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев.

Это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, волею обстоятельств, были вовлечены в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашего государства, но и в исторической памяти русского народа. Сегодня  молодое поколение имеет возможность лично общаться с участниками Афганской войны, что способствует их патриотическому воспитанию, воспитанию нравственности, как черты личности, а в дальнейшем  позволит более бережно, внимательно относится к историческому прошлому страны, гордиться участниками военных действий.  

Только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах прочности  духа и моральной стойкости участников «горячих точек». Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, искреннее желание быть похожими на них.

Должна сохраниться в памяти благодарных потомков память не только об участниках Великой Отечественной войны, но и о воинах-интернационалистах.

Лично меня заинтересовала эта тема, я решила провести исследование и найти  ответы на возникшие вопросы.

Объектом данного  исследования является история нашей Родины, через изучение истории своего города, семьи.

Предмет исследования – изучение жизни героя-интернационалиста Василия Степановича Биккинина.

Цель исследования: изучить  жизнь воина-интернационалиста, выяснить, как сложилась его судьба в дальнейшем, и доказать  - «никто не забыт, ничто не забыто».

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) найти ответы на вопросы о вводе советских войск в Демократическую Республику Афганистан  через изучение и анализ справочной литературы, материалов Интернета.

2) встречи и беседы с участником Афганской войны Биккининым В.С.

3) охарактеризовать представления и отношение молодого поколения к событиям Афганской войны.

4) сбор, хранение и систематизация информации, касающейся земляка  – воина-интернационалиста;

5) на примере жизни героя, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Методы, с помощью которых осуществлялось исследование:

1)           анализ и изучение справочной  литературы, материалов интернета;

2)           встречи и беседы  с участником «локальной войны»;

3)           интервьюирование;

4)           фотографирование;

5)           изучение семейного архива;

6)           анкетирование учащихся школы (9 – 11 классы);

7)           наблюдение.

Гипотеза – советский солдат – защитник мира!

Результаты исследования и изучения жизни  героя-интернационалиста, были обработаны и рекомендованы для проведения уроков истории, классных часов, внеклассных  мероприятий по изучению замечательных людей города  и переданы в музей школы.

 

 

 

  1. Из истории афганской войны

 

Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в соответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“», «с целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистане» (приложение 1). Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко и Л. И. Брежнев).

Для достижения этих целей СССР ввёл в Афганистан группу войск,  вечером 27 декабря спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно  настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит.  Посаженный с советской помощью президент Б.Кармаль одобрил ввод советских войск  соответствующим «приглашением». Такое непродуманное решение было принято  келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Об этом некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе. Решительно против выступил академик А.Д.Сахаров. В открытом письме Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И.Брежневу он написал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и афганское население. Он подчеркнул, что афганские события «каридинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под угрозу  разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде…»[1]. Академик Сахаров требовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административная ссылка А.Д.Сахарова из Москвы в Горький.

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». [2] Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует (приложение 2).

Проанализировав таблицу «Потери СССР» в Итоге получается — 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» в августе 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличилась, предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом:

  • Советская Армия — 14 427
  • КГБ — 576
  • МВД — 28

Итого — 15 031 человек. Санитарные потери — почти 54 тыс. раненных, контуженных, травмированных; 416 тыс. заболевших. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

Согласно свидетельству профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова[3], в итоговых цифрах не учтены военнослужащие, умершие от ран и болезней в госпиталях на территории СССР.

Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензовозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета. В то же время эти цифры никак не конкретизировались — в частности, не опубликована информация о количестве боевых и небоевых потерь авиации, о потерях самолётов и вертолётов по типам и т. д.

У части советских военнослужащих, воевавших в Афганистане, наблюдался так называемый «афганский синдром» — посттравматические стрессовые расстройства. Тестирование, проведённое в начале 1990-х годов, показало, что как минимум 35-40 % участников войны в Афганистане остро нуждались в помощи профессиональных психологов.

Солдатам и  офицерам, вернувшимся оттуда, выдавались свидетельства о праве  на льготы, подтверждающие участие в вооруженных конфликтах. Этим людям нельзя было говорить, где они несли военную службу. Иногда по возвращению домой им вручали запоздавшие награды, причем нередко от правительств других стран.

О том, чем занимались наши военнослужащие во многих странах мира, мы знаем не так уж много. Сведения о них несколько лет не подлежали огласке.

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

На содержание 40-ой армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.

«Афган» оставил свои «шрамы» и в нашем городе и районе. По данным Туймазинского военкомата, с  душманами сражались 309 воинов – туймазинцев, 10 из них погибли, 7 были ранены, 5 стали инвалидами. [4]

Мировая общественность резко отрицательно расценивала действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи  ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».[5]

Участие советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ – 2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

  1. Участник необъявленной войны – наш односельчанин

Я хочу рассказать о моем соседе, замечательном человеке. Зовут его Биккинин Василий Степанович. Родился 27 мая 1954 года в с. Бакалы Бакалинского района Башкирской АССР. В 1961 году поступил в 1 класс школы № 2 с.Бакалы. Детские годы прошли в данном селе. В 1968 году в связи с переездом родителей в г.Туймазы поступил в школу № 2 и закончил её в 1971 году с Похвальной грамотой.  Родители – участники Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ. Умерли. Воспитали шестерых детей. Пятеро из них военные (приложение 3). Старший брат Борис Степанович дослужился до генеральского звания. Последние годы являлся Начальником управления политического сотрудничества ОДКБ (Организации Договора коллективной безопасности), депутатом парламента Республики Беларусь.  Всегда, как и родители,  был примером для подражания и исполнения воинского долга.  Самая младшая в семье – сестренка Валентина. Продолжает добросовестно трудиться в   Пенсионном отделе г.Туймазы.  По окончании школы поступил учиться в Читинский филиал Иркутского политехнического  института (горная геология). В связи  с призывом в Вооруженные силы СССР перешел на заочное обучение.  Но закончить институт так и не удалось, так как в мае 1973 года был призван в Советскую Армию (приложение 4). Для прохождения службы был направлен в Монгольскую Народную Республику (приложение 5). Был направлен  для обучения в 425 школу прапорщиков (г.Хабаровск), которую закончил по специальности командира мотострелкового взвода и вернулся для прохождения службы в свою часть, где прослужил до июля 1980 года.  Затем по распределению был направлен  в г.Рига Латвийской ССР.

Службу в Вооруженных Силах  выбрал не случайно. Сказалось и мнение родителей, инвалидов войны, и пример братьев, трое из которых на тот момент были уже военные.

Когда начались события в Афганистане неоднократно делал попытки  добиться  командировки  в район боевых действий.  С радостью добился отправки.  Службу проходил  в 122 мотострелковом полку 201 мотострелковой дивизии с января  1983 по июль 1985 года (приложение 6).

«Ни разу не столкнулся  с проявлением трусости  или чего подобного. И очень, очень тяжело было слышать и видеть гибель этих не познавших Любви и Жизни  парней…» - говорит Василий Степанович.

В 1986 году в связи с техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС был откомандирован  на ликвидацию  последствий  данной аварии в составе отдельного батальона с 1 июня по 30 декабря 1986 года (приложение 7).    «Поразил сам Чернобыль и г.Припять. Обожженные радиацией деревья, безлюдье, брошенные дома и бродячая скотина  с облезшей шерстью на улицах деревень в зоне.

По возвращению из командировки на Чернобыльской АЭС  продолжил службу  в своей части.  В июле 1991 года  по состоянию здоровья (сказались полученные на Чернобыльской АЭС 32 рентгена радиации) уволился из Вооруженных Сил в запас (приложение 8).

При исполнении воинского долга был  награжден  боевыми наградами: орденом «Красная Звезда», медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова и другими правительственными наградами (приложение 9).

Является ветераном военной службы и боевых действий, инвалидом по увечью, полученному при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы.

В 1995 году был в вынужден покинуть территорию Латвии.

В 1996 году вернулся на свою малую Родину г.Туймазы.  Принимает участие  в общественной работе в организациях воинов-афганцев и чернобыльцев.  По мере сил и возможностей проводит военно-патриотические мероприятия в школах города (приложение 10).  В настоящее время ведет подготовку к организации походов школьников по местам боев в годы Гражданской войны на территории Туймазинского района.  В свободное время занят любимым хобби – природа, рыбалка, металлодетекторный поиск вне мест, представляющих историческую ценность. Женат. Сен – ветеран боевых действий на Кавказе.

  1. Молодое поколение об Афганской войне

История Отечества – это не только летописи и архивы, памятники культуры, но ещё и историческая память поколений, которые осознают себя потомками предшествующих поколений, и пытаются изучить жизнь своих предков. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое не имеют и будущего. Что касается молодого поколения, то изучение истории своей Родины – необходимое условие формирования гражданственности, патриотизма и исторического сознания.

Молодое поколение с неподдельным интересом изучает события Афганской войны, высказывает своё отношение к событиям войны.

В данном параграфе я собираюсь провести анализ исторического сознания школьников Туймазинской средней образовательной школы № 4, по поводу их знаний о событиях войны и отношения к участникам Афганской войны. Этот анализ позволит ответить на вопрос, существует ли разрыв в интерпретации событий войны в Афганистане в историческом сознании старшего и младшего поколений.

В анкетировании приняли участие ученики 9–11 классов. Ученикам были предложены следующие вопросы анкеты:

  1. Интересуют ли Вас события Афганской войны  и почему?
  2. Из каких источников Вы больше всего узнали о войне?
  3. Как вы считаете, стоит ли увековечить память о войне и её участниках?
  4. Знаете ли Вы участников боевых действий в Афганистане?
  5. Какие чувства у Вас вызывает это событие в истории нашей страны и почему?

На эти пять  вопросов ответил 20 учеников школы.    В целом почти 65% опрошенных интересуются событиями Афганской войны, причём 10 и 11 класс в большей степени, нежели 9 класс.  Самый распространённый источник знаний о войне – художественные фильмы  и информационные телепередачи – 50 %. Это и не мудрено –  сейчас школьники мало читают книги, телевизор и Интернет заменили им учебную литературу. На втором месте – уроки истории – 32 %; на третьем месте –  встречи с ветеранами боевых действий на классных часах – 10 %. Из книг, к сожалению, сведения о войне черпают всего 8% детей 9–11 классов.

 На вопрос, стоит ли увековечить память о войне и ее участниках, практически все безоговорочно высказались «за». Это закономерно, страна должна знать и чтить своих героев, несмотря на то, сколько времени прошло с момента окончания войны. Радует то, что все ученики старших классов знают жителей нашего города, исполнявших свой долг в Афганистане. На последний вопрос о чувствах, вызываемых событиями в Афганистане с 1979 по 1989 годы, 80 % опрошенных назвали чувство гордости, остальные 20% - чувство уважения, сострадания, жалости в том, что пришлось перенести такие трудности.

Подводя итог анкетирования учеников старших классов, хотелось бы отметить хорошую осведомлённость детей: уровень знания фактов, событий, персоналий и культуры военного времени довольно высок. Многие умеют высказывать свою точку зрения по вопросам военной истории, что не может ни радовать.  Во время афганской войны выросло целое поколение людей. Чуть позже часть этого поколения воевала в Чечне. В условиях схожих с афганскими. Но я хочу пожелать своей стране и самой себе, чтобы эта война была последней войной не за мир, а за какие-либо другие вещи.

 

Заключение

 

 

Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что героизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В беспощадной войне на далекой чужбине наш земляк Биккинин Василий Степанович проявил мужество Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о герое-земляке останется в моем сердце на долгие годы. Во время этих встреч я получила искренний восторг от общения с героем. 

В наше сложное время, когда мы теряемся и путаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом мире непостоянства есть островок твёрдой земли, который всегда остаётся неизменным – это чувство Родины. С родного дома, двора, со знакомой с детства улицы, с таких замечательных людей, живущих в нашем городе, начинается настоящее полноводное чувство – чувство Родины. Я поняла, что российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. 

Таким образом, исследование по теме позволили нам сделать вывод: изучение истории страны, показ достоинств людей, на примерах её граждан является средством воспитания чувства патриотизма. История нашей страны  богатая, насыщенная, увлекает интересными фактами.   История продолжается, и хотелось бы пожелать поколению молодых черпать из прошлого и настоящего традиции и любовь к своей земле, гордиться своими земляками и уверенно смотреть в будущее.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аблазов В.И. Афганистан. Четвертая война. – Киев,  2002.
  2. Бондаренко И.Н. Как мы строили в Афганистане. – М., 2009.
  3. Война в Афганистане. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Гай Д.В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны…» - М., СП  «ИКПА». 1991.
  5. История Афганистана с древнейших времен до наших дней /Отв.ред. Ю.В. Ганновский. – М.: Мысль, 1982.
  6. Лев Николосов «Кабульские рассветы». – М., «Советская Россия», 1985.
  7. Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. – М.: Искон, 1995.
  8. Ляховский А.А. , Забродин В.М. Тайны афганской войны. – М., «Планета», 1991.
  9. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., «ПБОЮЛ Л.В.Рожников», 2001.
  10. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век – М., Дрофа, 1999.

 

Источники

  1. Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Биккинина Василия Степановича.
  2. Материалы Туймазинской городской библиотеки. Папка «Воины – интернационалисты».

ПРИЛОЖЕНИЯ

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ