Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Проект «Милый сердцу уголок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ №27  г. УГЛЕГОРСК

 

Проект  

Тема: «Милый сердцу уголок»

 

 Выполнила:

Коновалова Наталья Григорьевна

Воспитатель

 

 

 

город Углегорск

2016 год

ВВЕДЕНИЕ

   Одно из самых сильных чувств у человека – это любовь к родному краю.  А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё,  зависит от обстоятельств жизни и воспитания.   В основе  воспитания  лежит развитие нравственных чувств. Чувство  любви к родному краю начинается у ребёнка с отношения к семье, к   близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эти впечатления   играют важную роль в становлении личности.

 Дошкольный возраст  характеризуется     вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому  можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.

“Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому   знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем надо как можно раньше. Эти знания помогут детям сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Культура каждого народа значима   и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.  

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной.

Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем  возможна только при условии интеграции образовательных областей.   

1. Название проекта: «Милый сердцу уголок»

2. Гипотеза проекта:

Если при работе с детьми  использовать   различные   технологии  этнокультурного образования, то   повысится    их интерес    к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,   расширятся  знания    о  своей  малой  родине  -   Углегорске на Сахалине.

3. Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к родному  городу  является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей малой родины, надо её  хорошо знать,  любить и понимать. Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей,

мы разработали данный проект, который  посвящен уникальности  Сахалина, его удивительному природному  многообразию.

 В проекте мы  знакомим  детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область,  народ помогут ребенку  понять, полюбить, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

4. Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей малой родины, формирование нравственных ценностей.

 5. Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном  городе Углегорске: история, символика, достопримечательности.   Познакомить с историей происхождения  города.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне   родного края.
  • Воспитывать любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

6. Вид, тип проекта: познавательный,  краткосрочный.

7. Сроки проведения:  с 26 октября 2015 года по 26 ноября 2015 года

8. Участники  проекта: Дети средней группы, воспитатели,  родители 

9. Форма проведения: групповой

10. Предполагаемый продукт проекта:

  • Фотоальбом «Милый сердцу уголок»
  • Выставка  рисунков «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  • Презентация проекта родителям и педагогам ДОУ

11.Ожидаемые результаты по проекту:

  • Дети знают и называют свой  город: символику, достопримечательности, флору и фауну.
  • У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить ее чистой и красивой.
  • Родители являются активными участниками педагогического процесса.

12. Основные формы реализации проекта:

  • Занятия  по ознакомлению с окружающим миром.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Чтение художественной литературы.
  •  Развлечения, беседы.
  • Работа с родителями.

13. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

С 26 октября по 26 ноября 2015 года

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Опрос детей по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечания

1 неделя

1. Целевая прогулка «Что такое улица?»

Цель:  воспитание  интереса к родному городу. Сбор фотоматериала для папка-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

2. Рассматривание и сравнение  старых и современных фотографий родного города  

Цель: воспитание интереса к  прошлому и настоящему родного города.

3. Конструирование  «Моя улица»

Цель: формирование обобщенных знаний о зданиях.

4. Д/И «Когда это бывает», «С какого дерева лист?», «Лото-ягоды Сахалина»

5. Сюжетно – ролевая игра: «Поездка в автобусе по городу»

Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.

6. Лепка: животных, птиц

7. Чтение стихотворений  о Сахалине

Е.Замятин "Горбуша", А.Кухтина  «Дорогие с детства мне места», И.  Данилов «В ожерелье снежных сопок»           Цель: ознакомление детей с произведениями сахалинских писателей

8. Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными

традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

 (по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

 

Консультация «Наши привычки – привычки наших детей»

 

 

Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу»

Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу

 

Изготовление родителями и воспитателями папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

1. НОД «Как дикие звери  Сахалина готовятся к зиме»

Цель: формирование знаний о диких животных Сахалина.

2. Творческое  рассказывание:

 «Город, в котором я живу»

Цель: формирования  интереса, уважения к своему городу.

3. Общение «Мои добрые поступки»

Цель: Уточнение понимания детьми правил поведения в природе, понимание связи  правил с конкретными поступками.

4. Д/И  «Найди животных нашего края», «Кто лишний», «Найди и назови млекопитающих Сахалина»

5. Рисование «Животные, птицы, млекопитающие  родного края»

6. Сказкотерапия   ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Консультация: «Правила поведения детей и взрослых в природе»

 Изготовление с родителями  поделок диких животных из природного  материала.

 

 

3 неделя

1. Сказкотерапия - чтение  сказок коренных народов Сахалина: «Как лиса обманула старика», «Почему карась стал плоским», «Цена иголки», «Почему у медведя нет большого пальца», «Хитрая лиса и дятел»

Цель: ознакомление детей с  фольклором коренных народов Сахалина  

2. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Цель: расширение знаний о природе родного края

3. Просмотр   мультфильма из серии  «Гора самоцветов» Мэргэн (нанайская сказка), режиссёр Андрей Кузнецов

Цель: ознакомление с родным краем  и его коренными жителями через мультипликацию

4. Экскурсия в краеведческий музей

Цель: ознакомление  с историей возникновения города Углегорска приобщение ребенка к национальному культурному наследию.

5. Д/И «Кто живёт в реке, море»  «Назови рыбу»

6. Игры  коренных народов Сахалина (Приложение)

7. Сюжетно – ролевая игра: «Рыбаки»

Цель; формирование бережного отношения к окружающей среде.

Рисование рыб на камнях для изготовления макета «Море»

 

Консультация: «Правила культурного поведения в природе , которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное

изготовление родителями и воспитателями макета «Море»

 

4 неделя

1. НОД  «Мой город»

Цель: Воспитание чувства гордости за свой город, знание его символики.

2 Аппликация «Листья из леса»

 Цель:  формирование знаний о многообразии  растений Сахалина.

3. Рисование «Улицы родного города»

4. Заучивание стихов сахалинских авторов: Л.Баженова "Осень", А.Токарев «Сахалин», Иван Данилов «Углегорск - моя судьба»

5. Д/И «Лото – птицы Сахалина »

6. Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Сахалина (Приложение)

7. Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

 

 

Развлечение «Нет деревца сердцу милей»

Совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях

 

Презентация проекта для  родителей

 

Выставка  рисунков «Милый сердцу уголок»

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Выставка  рисунков  и поделок: «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  •  Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
  • Презентация проекта для  родителей и педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту

 

 В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах родного города, о жителях,  проживающих в нём   его символике, достопримечательностях. У детей и родителей появился интерес к   прошлому и настоящему родного города, к национальной культуре коренного населения Сахалинской области.

 Родители стали активными участниками выставок детско-родительского творчества, всех мероприятий по  этнокультурному воспитанию детей в детском саду.

 

Литература:

В приложении использовались материалы из интернета

Интернет-ресурсы:

  1. http://sknc.narod.ru/files/stix.html
  2. http://zanimatika.narod.ru/RF12.htm (
  3. http://olejnikova.ru/2012/03/04/pesni-o-saxaline-i-kurilax/

 

 

Приложение

Стихи

"Наш остров"

На самом краешке России,

 Где море бьётся в берега,

 Лежит он в океане синем,

 Как в песне звонкая строка…

 

Весна немного припоздает,

 Промедлит осень взять права -

 И к сенокосу вырастает

 По плечи самые трава.

 

А то в апрель влетят метели

 И так завеют белый свет,

 Что в дальних селах по неделям

 Ни писем нет и ни газет.

 

Но он живёт, живёт наш остров!

 И сквозь циклонный ветробой

 С неиссякаемым упорством

 Идёт на спор с самой судьбой…

 

И пусть на тесной карте мира

 Порой едва означен он -

 К нему протянуты пунктиры

 

Иван Данилов

В ожерелье снежных сопок,

 В алом зареве рябин,

 На заре российских тропок

 Распростерся Сахалин.

 

И суров, и хмур, и ласков,

 Он порой на солнце скуп.

 То в дожде холодном, пляском,

 То закутанный в тулуп.

 

Продуваемый норд-остом,

 С горьким запахом волны,

 Распростерся чудо-остров

 На четыре стороны.

 

 Он и пахарь, и геолог,

 И рыбак, и лесоруб...

 По-отечески мне дорог,

 По-сыновнему мне люб.

Евгений Замятин

"Горбуша"

Уймись, вода,

 Смири гордыню, суша,

 Встань на колени,

 Дерзкий человек.

 Идёт на смерть

 Усталая горбуша

 По голым перекатам

 Горных рек.

 

Чем дальше вверх,

 Тем берег массивней,

 Всё жёстче и острее

 Дно реки.

 И ловят жабры воздух конвульсивно,

 И с хрустом отлетают

 Плавники.

 

Пусть кровь её

 На дикий камень брызнет,

 Чтоб оставить свой

 Нетленный след.

 Уйти из жизни

 Ради новой жизни -

 Святое право сильных

 На земле.

 

Людмила Баженова

"Осень"

Под ногами путается ветер.

 Как сугробы тают облака.

 Стынут листья чуткие на ветках.

 Тишина плывёт по стебелькам.

 

Отошло оранжевое лето.

 Отыграл на флейте добрый клён.

 Над притихшей старенькой планетой.

 Кружит осень грустным журавлём.

* * *

Потянуло холодом к заре…

 Умирает осень во дворе.

 

"Капризная погода"

Смотрит бабушка в окно

 Всюду иней на дорожках.

 Видно будет зябкий день.

 Ты пальто внучёк надень!

Тут в окно взглянула мама.

 - Да над нами тучи прямо.

 Чтобы в дождик не промок.

 Лучше плащ надень сынок!

 

А когда мы завтрак съели.

 Окна вдруг позолотели.

 Солнце брызнуло лучами.

 Улыбнулся папа маме.

 - Будет солнечный денёк.

 Без плаща иди сынок!

 

"Метель"

Белой лапой бьёт в окно,

 Гонит снег на улице.

 Месяц в тучах спит давно,

 Вот метель и хмурится.

 Скучно ей без месяца,

 Вот она и бесится.

 Завывает. Злится.

 Щиплет людям лица.

 С ней никто дружить не хочет,

 Потому что злая очень.

 

"Опять зима идёт"

Сердитая по улицам

 Колючий снег метёт.

 Заволокла до краешка

 Всё снежной пеленой.

 Надеть шарфы и варежки

 Заставила весной.

 Но зря весна беснуется,

 Лишь солнце мглу прорвёт.

 Опять весна по улицам,

 Ручьями потечет.

 

Наталья Капустюк

"Рябина"

Зябнут берёзы, стынут осины.

 Только горят на морозе рябины.

 И отовсюду, смотри-ка, смотри.

 Греться к рябине летят снегири

 

А. Токарев

"Зима"

Над сопками и падями.

 Где лыж скользящий бег.

 Повис седыми прядями

 На хвойных ветках снег.

 

Она идёт лебяжье-пуховая,

 В разливе ослепительного дня.

 На солнце самоцветами сверкая,

 Озёра светлые и реки леденя.

 

Ещё погодой лютою январской

 Она не постучала к нам в дома.

 Но и теперь ты схожа с русской сказкой,

 Седая Сахалинская зима.

 

Сахалин

Есть остров на земле прекрасный.

 На нем леса есть и поля.

 Он осенью весь желто-красный.

 Весной ручьи текут бурля.

 Контур его рыбообразный.

 И он единственный такой.

 Пусть кто то скажет несуразный.

 Но он мне мил и он родной.

 Я рос тут, становился старше.

 Учась с природою дружить.

 Ходил по сопкам в дружном марше.

 Чтоб ночь под звездами прожить.

 На этом острове всё наше.

 И надо это сохранить.

 Чтоб наши дети став постарше.

 Смогли все это оценить.

 Ведь остров наш один на свете.

 И будем мы его хранить.

 И каждый должен быть в ответе.

 Чтоб Сахалин не осквернить!

 

Царь остров Сахалин

Вдали, на глади океана,

 На самом краешке земли,

 Укрытый облаком тумана

 Лежит царь-остров Сахалин.

 

 Волна его качает нежно,

 Вскипая пеной из глубин,

 Снега сияют белоснежно-

 Красавец остров Сахалин!

 

 Омытый грозными морями,

 Смотрящих тайной из пучин,

 Нас манит чудными лесами

 Загадка- остров Сахалин.

 

 Белеет гордо парусами

 В порту стоящих бригантин,

 Всегда он в сердце с нами

 Чудесный остров Сахалин!

 

 Он нашу ностальгию лечит,

 Далёкий добрый семьянин

 И ждёт радушно встречи,

 Любимый остров Сахалин.

 

Остров притяжения

За горами синими, словно исполин,

Окружен проливами, дремлет Сахалин.

Белыми туманами сонными укрыт,

Тайну мироздания бережно хранит.

 

Из заливов и озер, речек ручейков

Провожает в плаванье стайками мальков.

«Возвращайтесь взрослыми из морских глубин» —

Расставаясь, просит их рыба-Сахалин.

 

Красками неброскими выполнен пейзаж,

Бродит под березками косолапый страж,

Сивучи ленивые тешатся волной,

Прилетают лебеди погостить весной.

 

Зимы здесь суровые: ветры, холода.

Почему же снова мы тянемся сюда,

И заворожённые остаемся здесь?

Остров притяжения в океане есть.

 

Углегорск - моя судьба

Иван Данилов  

 Мне морской прибой ласкает руки

 И пьянит душистый иван-чай.

 Ни за что не выдержу разлуки,

 Если вдруг уеду невзначай.

 

 Углегорск, ты стал моей судьбою.

 Я - частица малая твоя.

 Неразлучны мы навек с тобою,

 Островная щедрая земля.

 

 За дождём вдруг  налетела вьюга,

 Трое суток сыплет снегопад.

 Всё равно  не бросим мы друг друга.

 Не страшны ни ливень нам, ни град.

 

 Расплескалось солнце по долинам,

 Теплотой наполнилась листва.

 Благодать стоит над Сахалином.

 

Кухтина А.

 Дорогие с детства мне места.        

У мыса Крильон, где пролив Лаперуза

 Маяк белокаменный гордо стоит.

 Здесь быстрые чайки над островом кружат

 И волны дробятся о серый гранит

 Припев:

 Сахалин, Сахалин, Сахалин -

 Русский остров на Дальнем Востоке,

 Сахалин, Сахалин -

 Край туманов и ветров жестоких,

 Сахалин - край родной

 Только смелые дружат с тобой!

 

Эвенкийские сказки

 

Как лиса обманула старика

Говорят, давно это было. Лиса тогда как Человек разговаривала. Вот однажды она к одному Старику пришла. У этого Старика только Старуха глухая была. Ни сына, ни дочери у него не было. Лиса пришла и говорит:

- Пришла наняться в работницы. Оленей умею пасти.

Старик поверил ей и нанял в пастухи. Лиса погнала стадо подальше от становища и пасет там один месяц, другой месяц, третий месяц. На четвертый месяц приходит к Старику и говорит:

- В гости пришла. Оленей там оставила, отдыхают. Хорошо пасла оленей. Очень хорошие теперь.

Обрадовался Старик и пошел посмотреть оленей. Пришел к тому месту, где Лиса оленей пасла, а там одни кости валяются. Всех оленей Лиса съела. Старик домой бежит, руками Старухе машет, кричит, чтоб она Лису поймала. Старуха не слышит, что Старик кричит ей, Лису спрашивает:

- Что говорит Старик?

Лиса в самое ухо кричит Старухе:"Старик говорит, чтоб ты мне сала большой кусок дала за то, что оленей хорошо пасла. А еще кричит, чтоб ты быстрее дала сало. " Старуха дала Лисе кусок сала. Лиса убежала в тайгу так быстро, что Старик не успел ее поймать. Так Старик со Старухой без оленей остались. Вот так Лиса их обманула.

 

Почему карась стал плоским

Однажды Сохатый ходил по берегу реки и у самой воды пощипывал сочную траву. Карась увидел Сохатого, подплыл к берегу и давай дразнить:

- Уши длинные, ноги длинные, а в воде не плавает!

Сохатый рассердился, ударил по воде ногой, и Карась на суше оказался. Карась на суше задыхаться стал, испугался и стал упрашивать Сохатого:

- Пить хочу! Жабры мои засохли. Умираю без воды!

Пожалел его Сохатый и сбросил в воду.Ожил в воде Карась и опять начал дразнить:

- Уши длинные, ноги длинные, а плавать не умеет.

Сохатый еще больше рассердился и так ударил ногой по воде, что Карась опять на берег вылетел. И опять Карась начал задыхаться и просить Сохатого:

- Жабры мои засохли! Пить хочу. Умираю. Не буду больше дразнить!

И на этот раз Сохатый пожалел его и сбросил в воду. Шлепнулся Карась боком об воду и совсем плоским стал. С того дня Карась очень боится Сохатого. Под водой он построил из травы чум, и когда Сохатый приходит на берег покормиться сочной травой, прячется в свой чум и молчит.

 

Цена иголки

По тайге кочевал один эвенк с семьей. Имел он жену, ребенка и оленей. Вот они остановились на берегу большой реки. Оставив семью и оленей, эвенк ушел на рыбалку. Рыбачил далеко от чума. Когда добыл рыбу, возвратился домой. Заходит в чум, видит, что жена его плачет, спрашивает:

- Почему плачешь? Жена отвечает:

- Чангиты всех оленей угнали. Я с ребенком в тайге спряталась, потому не убили.

Муж говорит:

- Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку.

В старинные времена в семье эвенков женщина имела только одну иголку. Если ее теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала. Так дорого у эвенков стоила тогда иголка.

 

Почему у медведя нет большого пальца

Давно это было. Тогда жизнь на земле только начиналась. Много было в тайге зверей, птиц и разной другой живности. Хозяином был самый сильный из всех зверей - Медведь. Он никого не боялся, кроме Человека. Много раз Медведь с ним бился и не смог победить. Это рассердило Медведя. Как это так, он, Медведь, такой большой и могучий, не может победить маленького Человека! Почему? Наверно, потому, что у Человека есть большой палец на руке, а у Медведя нет большого пальца на лапе. "Попрошу-ка я, - подумал Медведь, - у доброго духа Хэвэки большой палец для себя. Тогда стану сильнее Человека". Однажды Медведь пришел к Хэвэки и говорит:

- Добрый дух Хэвэки, у меня нет большого пальца. Пусть у меня будет большой палец, как у Человека. Хэвэки ответил ему:

- Ты самый сильный из всех зверей. Зачем тебе большой палец? Если я дам тебе большой палец, то ты победишь весь род человеческий. Медведь подумал и говорит:

- Этого я и хочу - победить Человека. Самым сильным хочу быть на этой земле.

На это Хэвэки ответил:

- Я дам тебе большой палец, а Собаке - другу и помощнику Человека - дам лук и стрелы.

- Если дадите Собаке лук и стрелы, - говорит Медведь, - то она за один год прикончит весь медвежий род. Я хорошо знаю Собаку. Лучше буду ходить без большого пальца.

Так Медведь остался без большого пальца.

 

Хитрая лиса и дятел                                

Жила в этих краях очень хитрая Лиса. Однажды она пришла в чум к Старику со Старухой и говорит:

- Детей у вас нет. Я хочу быть вашей дочерью. Старики приняли Лису. Живет она в чуме один месяц, другой. Лето теплое подошло. Вот Старик говорит Старухе:

- Надо нам на другой берег перебираться. Летом там сухо, в тайге зверя и птицы много, охотиться будем. Старики сложили свои вещи в лодку, попросили Лису, чтобы она на другой берег их переправила. Лиса согласилась перевезти вещи, села в лодку и поплыла. На середине реки она положила весло и поплыла по течению все дальше и дальше. Старик со Старухой догадались, что Лиса от них убегает, начали плакать. Дятел увидел, что они плачут, спрашивает:

- Почему плачете?

Старик рассказал Дятлу:

- Лиса попросилась в дочери. Теперь вот надумали переехать на тот берег. Сложили в лодку вещи и попросили Лису перевезти эти вещи, а она села в лодку и уплыла. Выслушал Дятел Старика и полетел догонять Лису. Летел Дятел и думал:"Какая хитрая и вредная эта Лиса! Всегда всех обманывает, за чужой счет хочет прожить. Даже Старика не пожалела. Ну погоди же, Лиса-негодница! Вот догоню - наказать тебя надо. Вот посмотришь, как других обманывать!" А Лисы все не было видно. Далеко успела она убежать. Долго летел Дятел. Вот догнал Лису и говорит:

- Я долго летел. Устал очень. Разреши в лодку сесть, отдохнуть.

Лиса разрешила Дятлу сесть в лодку. Сел он в лодку, незаметно дырку в днище продолбил и говорит:

- Вода в лодку течет. Давай к берегу пристанем и починим лодку.

Вот причалили к берегу. Дятел пошел в тайгу смолу собирать, а Лиса в лодке осталась. Принес Дятел одну кору да сучки, а смолу спрятал. Лисе Дятел сказал:

- Не нашел смолу. Искать как - не знаю.

Лиса сама пошла искать смолу. Как только Лиса ушла, Дятел засмолил лодку и поплыл к Старику со Старухой. Прибежала Лиса, начала плакать и кричать, что Дятел лодку с ее вещами украл. Но кто теперь хитрой Лисе поверит? Дятел приплыл к Старику со Старухой и отдал лодку. Обрадовались они, что Дятел им вернул их добро. Старик за это выковал Дятлу железный клюв и когти, а Старуха сшила красивую красную шапочку. Вот с тех пор у Дятла клюв крепкий, когти острые, а шапка – красная

 

Эвенкийские пословицы

 жемчужины народного творчества, столетиями передавали опыт последующим поколениям. В этих кратких изречениях заключены чувства и мысли маленького северного народа.

"Пока жив олень, жив и человек",- говорят древние эвенкийские пословицы. С оленем тесно связана культура эвенкийского народа, много поверий, легенд, сказок. Оленей дарили гостям, они служили калымом за невесту...

Есть у эвенков пословица Огонь не имеет конца, имеющая смысл: жизнь вечна. На просьбу объяснить значение этой пословицы семидесятилетний эвенк сказал: "Вот живешь ты, твой дом согревает огонь. Ты его зажигаешь, поддерживаешь. Умрешь ты, твои дети будут поддерживать огонь, потом внуки, правнуки. И так бесконечно: Жизнь будет продолжаться - огонь будет гореть вечно"

Многие эвенкийские пословицы, вместе взятые, составляют свод правил поведения, нравственных норм. Украв, человек не одарит себя. В смысле: не спасет человека воровство.

О хорошем человеке: ухо далеко слышит, а глаз хочет близко видеть, т.е. молва о хорошем человеке распространяется далеко, и люди рады его видеть.

Многие пословицы осуждают недостатки людей. О бессовестном, наглеце эвенк скажет: "Этот человек совершенно не имеет лица". Об утратившем человеческий облик, о подлеце: "На твоем лице выросли волосы". "Ты обморозил свои глаза", - то есть не стыдишься смотреть в глаза людям.

Болтунов, сплетников характеризуют такие пословицы Человек, собирающий худшее из худшего, Лающий подобно собаке, т.е. говорящий что попало, не отдающий отчет в своих словах . (Язык его подобен лезвию ножа, т.е. режет что попало и многое может испортить). Последняя пословица может характеризовать и хорошего человека, не боящегося говорить правду, справедливого и прямолинейного.

Женщина у эвенков никогда не занимала унизительного положения. Женские руки хранили огонь домашнего очага, приготовляли пищу, ухаживали за малышами, обрабатывали шкуры, одевали и обували мужчин и детей.

Женщина растит человека - гласит эвенкийская пословица. Но эту же пословицу употребляют и тогда, когда хотят сослаться на приоритет женщины, жены в семье. Аналогичны предыдущей такие пословицы: (Мужчина с помощью пальцев жены станет человеком), (Муж без жены сирота), (Жену потеряешь - потухнет огонь).

Нивхские пословицы

Ленивый сын хуже камня на шее.

 Ленивый хуже слепого.

 Не умеешь — плохо получается.

 От жадного да ленивого добра не дождешься и горя не оберешься.

Будь другом не на словах, а на деле.

Загадки, собранные Николаем Оёгиром

Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может. (Язык во рту)

Две собачки в беге соревнуются и визжат, а перегнать одна другую не могут. (Полозья санок)

Старик на огне сидит, поднимает шапку и поет. (Чайник)

Десять парней белые льдины на себе таскают. (Ногти на десяти пальцах)

Два парня соревнуются, один другого никак перегнать, не могут. (Ноги человека)

На горе два сохатых кормятся, за всю жизнь так и не увидят друг друга. (Уши человека)

Вокруг озера девушки «Ёхорьё» танцуют. (Ресницы)

Стоя на берегу озера, люди то разбегаются, то сбегаются и хвойными ветками бьются. (Ресницы)

Белый олень приходит, когда черный олень уходит. (День и ночь)

На гладком льду рыбу покрошили. (На небе звезды)

Собака туда-сюда бегает, визжит и белую строганину выплевывает. (Рубанок и стружка)

Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут. (Глаза)

Под крышей большого чума подошва унтайки висит-сушится. (Луна на небе)

Белая старуха до неба подняться хочет, но не может. (Дым из отверстия чума)

Всю жизнь его кормят, а он не наедается. (Огонь)

Гусь крыльями машет, из воды вылететь хочет, но никак подняться не может. (Лодка с веслами)

Живет невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает. (Сон)

Два медведя веревку друг у друга тянут, ни отобрать, не перетянуть не могут. (Потакуи — вьючные мешки на олене)

Два больших дерева рядом стоят, зимой падают, весной опять вырастают. (Рога оленя)

Два оленя рядом стоят, на зиму одежду снимают, а весной надевают. (Рога оленя)

Золотой маут натянут, а никто за него зацепиться не может. (Солнечный луч)

Один старик утром и вечером красную шапку надевает. (Вершина горы на закате и на рассвете)

На одной большой горе — стоптанные унтайки. (Уши)

Между двух озер — гора. (Нос)

Один человек все время есть просит.(Котел)

Два человека по обеим сторонам озера стоят, а приблизиться не могут. (Ушки у котла)

Два парня хотят друг друга увидеть, а не могут. (Глаза)

Вокруг озера белые куропатки сидят. (Зубы)

Два старика друг друга туда-сюда тянут. (Ручки двери)

Две девочки летом бегают, а зимой отдыхают. (Летние унты-олочи)

Голова деревянная, сама из травы, ноги каменные. (Сеть)

Без рук, без топора, а дом сделан.(Гнездо птицы)

Пять человек в одном доме живут. (Камусная рукавица)

Мышь с длинным хвостом то в нору прячется, то из норы выскакивает. (Иголка с ниткой)

Сидит бабушка, вся в дырочках. (Наперсток)

Неживое, но человека сильнее. (Ружье)

Один старик под водой ходит, оленей ловит. (Сети)

Большая шапка. Когда ночь настанет — пуговицы видны. (Небо, звезды)

Какой олень быстрее всех бегает? (Ветер)

Неживое, а ходит, плачет, сердито разговаривает. (Туча, дождь, гром)

Один старичок в белой шапке сидит. (Снег на пеньке)

Старики вечно в воде сидят да водой обливаются. (Острова)

Котлы разбросанные вверх дном стоят. (Кочки)

Вокруг озера белые камни поставлены. (Зубы)

Если улетает, обратно не возвращается. Когда подлетает, сразу исчезает. (Искра)

Когда черный олень приходит, люди умирают. (Ночь)

Когда белый олень приходит, люди оживают. (День)

Одноногий человек один никогда по дороге не ходит. (Охотничий посох)

Один старик четыре раза одежду меняет. (Год)

 

Подвижные игры коренных народов Дальнего востока

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

 

 Перетяжки

Играют 2 команды мальчиков. Участники игры становятся цепочкой, зацепившись друг за друга локтями. Между командами чертится линия. Одна команда старается перетянуть другую на свою сторону.

 

 Олени и пастухи.

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

 

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

 

 Куропатки и охотники.

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

 

 Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинка,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят.

Дзинь, дзинь.

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

 

 Отобрать палочку

Для игры подбирают тальниковую палочку. Ее ошкуривают, высушивают и полируют, чтобы труднее было удержать в руке. Длина палочки 20-25 см, толщина 3-4 см., посередине делают отметину – вырезают небольшую бороздку, которую соперники не должны захватывать пальцами.

Два игрока (мальчики с мальчиками, девочки с девочками) становятся друг против друга боком, берутся одной рукой за палочку и крепко ее сжимают, другую руку закладывают за спину. По команде игроки начинают тянуть или вырывать палочку из руки соперника. Сходить с места запрещается. Вырвавший палочку становится победителем и сам выбирает себе нового партнера. Игра проводится до выявления победителя.

 

Рыбаки и рыбки.

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

 

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур—это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

— Вы смелые ребята?

— Смелые!

— Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

— Я! Я!

— Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

 

1 Наперсток спрячем.                                                                                         

В ней участвует большое количество игроков. Садятся  в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящая, которой завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящей развязывают глаза, и она ищет наперсток, подходя к любой участнице и разнимая у нее руки. Подойти можно только к трем участницам. Если наперсток будет найден, то водящей становится та девочка, у которой он обнаружен, а водящая садится на ее место. Если наперсток не найдется, то его перепрятывают и водящая продолжает поиски тем же порядком.

 

 Вылавливание предмета.                                                                                

 Дети садятся  в круг плотно друг к другу, ноги сгибают  в коленях, руками под коленями передают друг другу палку или платок. Стоявший в середине старается выхватить предмет, и пойманный с предметом заменяет его.

 

 Игра в аркан                                                                                               

 Аркан (маут) растягивают по кругу, берутся за него обеими руками, стоя лицами внутрь круга. Водящий выходит на середину. Игра заключается  в том, что стоявшие по кругу, перехватывая руками по аркану, бегают то в одну, то в другую сторону. Водящий тоже бегает, стараясь тронуть чью-либо руку, тот, кого он тронул, выходит из игры.

 

Попади в нерпу.

 В игре  участвуют мальчики. Игра развивает меткость в бросках по движу щему предмету, реакцию, ловкость, зоркость.

 Игрок бежит с "нерпой" на веревке (мягкая игрушка).  Охотники с копьями (пластиковые бутылки) располагаются на одной стороне вдоль условного коридора. Задача игроков - поразить "копьем" движущуюся "нерпу". Кто попадал в "нерпу", тот считался самым метким, ловким, быстрым.

РАБОТА ПОЛНОСТЬЮ

ПРИЛОЖЕНИЕ Водные обитатели

ПРИЛОЖЕНИЕ Млекопитающие

ПРИЛОЖЕНИЕ Ягоды