Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Технологическая карты изучения темы: «Фрески Софии Киевской»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 59» г. Ярославль

 

 

Методическая разработка

технологической карты изучения темы:

«Фрески Софии Киевской»

 

Подготовила учитель музыки

          Яковлева Елена Наумовна,

высшая категория,

 

 

Технологическая карты изучения темы:

«Фрески Софии Киевской»

Пояснительная записка

Предлагаемый урок музыки является частью объёмной темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», изучаемой шестиклассниками в рамках программы, разработанной Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Содержание урока основывается на отечественном музыкальном искусстве, тема раскрывается посредством исследования и сравнения особенностей развития музыки и изобразительного искусства. Учебное занятие спланировано так, чтобы обеспечить гармоничное чередование восприятия музыки и размышления о ней в сочетании с музыкально-исполнительской деятельностью учащихся. Метод исследования позволяет развивать аналитические способности школьников, обогащает речь специальной терминологией, способствует уяснению музыкальных средств, используемых для выражения художественной мысли.

Тема урока: «Фрески Софии Киевской».

Цель урока: раскрывать образный строй музыкального произведения на основе взаимодействия различных видов искусства через анализ концертной симфонии В. Кикты «Фрески Софии Киевской».

Задачи урока:    

  • приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства, навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость;
  • познакомить с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать, как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений, познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска», концертная симфония, формировать навыки исследования   с опорой на ранее введённые понятия и доказанные утверждения;
  • Развивающие:
  • личностные: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, готовность и способность учащихся к саморазвитию, осознанное восприятие музыки и памятников архитектуры, воображение;
  • регулятивные: учить размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, развивать умение осмыслить полученную информацию, открыто давать себе самооценку в осмыслении своих действий;
  • познавательные: научить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека, развивать навыки анализа музыкального произведения, учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке;
  • коммуникативные: формировать умение грамотно строить речевые высказывания, организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, учителем.

      Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат: учащиеся получат возможность научиться определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности, определять жизненно-образное содержание музыки, наблюдать за развитием музыкальных образов, размышлять о музыкальном произведении,сравнивать интонации музыкального и живописного произведений; самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать её, выражать своё отношение к музыкальному и живописному произведению.

Формы и методы: метод эмоциональной драматургии урока, метод перспективы и ретроспективы; анализ, сравнение, тождества и контраста, исследовательско-поисковый метод, пластическое интонирование,приём «Кластер», смысловой выбор, «Я - композитор».

Технологии: технология критического мышления, технология здоровьесбережения (пластические этюды).

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.

Дидактический материал: песня театра «Талисман» «Сто святых церквей», презентация, учебник, муз. файлы (В.Г. Кикта концертная симфония   для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,  фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей  Ярослава Мудрого»; «Скоморохи»)

Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы с программкой симфонии, таблицами, словарь эмоционально-образного содержания музыки; музыкальный словарь; большой Энциклопедический словарь; карточки-нотки красного, синего и зелёного цвета.

Литература:

  1. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М.: Просвещение, 2013
  2. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2017 г.
  3. В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец/ Православная культура 5-6 классы/ Инфофонд, 2006.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  5. ЭОР: Российская электронная школа, Яндекс-учебник
  6. -скоморохи: фото.

Этапы проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные

1.

Мотивирование к учебной деятельности

 

Здравствуйте, ребята.

Вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».

 

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Подберите ассоциативный рядкслову «духовный».

-Имена каких композиторов вы запомнили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают ассоциативный ряд к слову «духовный».

Называют имена композиторов Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др

 

 

Кластер. Ассоциативный ряд к слову «духовный».

 

Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

2.

Формулирование темы урока, постановка цели

 

-Ребята, мы уже очень много говорили о духовной музыке и послушали замечательные образцы православных духовных сочинений. Мы вспомним многие уже известные нам понятия, а также встретимся с новым для нас явлением в музыкальном искусстве и попытаемся его проанализировать.

- Что означает понятие «Духовная музыка»?

 

 

 

- Хорошо. А как мы называем музыку, противоположную духовной, музыку о человеке и для человека?

Итак, мы сегодня говорим о духовной и современной музыке.

Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?

Действительно ли между духовным и светским нет никаких общих точек соприкосновения. Сегодня нам и предстоит в этом разобраться. В этом и заключается цель нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Духовная или церковная музыка – музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

-Светская – от слова свет, мир, мирская.

 

 

 

 

 

Обсуждение

Музыка духовная и светская абсолютно противоположные по всем пунктам сферы музыкального искусства, и ничего общего между ними нет и быть не может.

 

 

Учащиеся формулируют задачи урока.

 

 

 

Метапредметные:самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Личностные:

-проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

 

3.

Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации

 

- Давайте выясним значение слова «фреска».

Это уже известное нам понятие.

- Сегодня мы говорим о фресках собора святой Софии Премудрости Божией в Киеве,познакомимся с новым для нас композитором– Кикта Валерий Григорьевич.

 

 

 

 

В своём творчестве композитор обращается к образам и интонациям христианской славянской культуры.

«Фрески Софии Киевской» – необычная симфония. Это своего рода большая былина, рассказывающая нам о трудном пути человеческой жизни. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идёт вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными. Скажите ребята, вам это ничего не напоминает?

Работают со справочной литературой.

- Храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории. Мы уже рассматривали фрески, выполненные русским живописцем В.Васнецовым (Владимирскийсобор в Киеве) и иконописцем А. Рублевым, жившим еще в 15 в. (Успенский собор во Владимире)

 

Кикта Валерий Григорьевич – советский и российский композитор, родился на Украине в 1941году. Сейчас - профессор Московской консерватории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Картинки с выставки»М. Мусоргского.

 

 

 

Получение информации. Объяснить слова с помощью энциклопедии: фреска, консерватория, краткие данные о композиторе.

 

 

 

 

Называтьзнакомое музыкальное произведение, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

-выражать собственное мнение

Регулятивные:

-договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Личностные:

-уважительно относиться к иному мнению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации.

4.

Постановка учебной задачи

 

-А сейчас мы послушаем одну из частей произведения, проанализируем музыкальные образы, ответим на вопросы.

- Такжекак и у Мусоргского, есть мелодия, которая повторяется много раз (тема прогулки, характеризующая самого автора, его мысли и чувства), такая тема есть и в этом произведении.

- Как называется эта часть? Воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, которая повторяется.

-Орнамент. На уроках ИЗО вы рисовали орнаменты. Что это?

- Автор попадает в старинный храм. Он рассматривает причудливые узоры на стенах многовекового собора и следует за ним. Солирующим инструментом здесь является арфа. По мнению композитора, инструмент «чистой» красоты, приближает нас к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей. Я сказала «солирующий инструмент», как это понимать?

- Каков характер музыки?

(слушаем и выбираем слова-определения характера музыки)

 

Какой темп использовал композитор?

 

Поступенно, волнообразная мелодия.

Вроде бы название«Орнамент» предполагает, что мелодия должна бы быть причудливая, гибкая, как линии узора, но в музыке этого нет, как ни странно.

Орнамент, несмотря на своё изобразительное название, скорее не изображает, а выражает внутренний настрой автора, его созерцательность, размышления под сводами 1000-летнего храма. Давайте узнаем, то об этом говорит сам композитор.

Читаем по слайду

 

4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

Здесь уместно будет вспомнить притчу Христа, рассказанную им своим ученикам.

В дочерях Ярослава мы можем увидеть тех мудрых дев (светильники –душа, масло, дающее огонь - вера, ночь – земная жизнь, полная греховных мыслей и поступков, жених – Иисус Христос)

- Музыка, которую мы сейчас послушаем, вся построена на звукоизобразительности: трепетное, зыбкое звучание имитирует дрожание, мерцание свечи во тьме. Композитор рисует образы утончённых девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Следующая картина – скоморохи.

- Также полна звукоизобразительности

8 часть Скоморохи. Это бродячие музыканты, «беспечное племя бродяг».

- Давайте попробуем сочинить это музыкальное произведение

- Какой характер создаёт композитор?

Музыка по принципу «бесконечное движение» «перпетум мобиле» (лат). Когда человек настолько погружен в повседневность, завертелся в делах, что ему некогда подумать, о том, что более важно: о душе, о Боге, о том, для чего ты вообще пришел на эту Землю, в чем смысл твоего появления и существования.

И вдруг вся эта круговерть и суета неожиданно прерывается тяжелым ударом колокола, как грозный возглас: «Остановитесь!» Мы вновь слышим тему «Орнамента», тему вселенной, но на этот раз она звучит скорее пугающе, поверх спокойной и уравновешенной мелодии накладывается мрачное и зловещее, словно из самых недр земли, звучание хора мужских голосов. Это знак, предупреждение.

Сказано в Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий (Иисус Христос) во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних (праведников) от других (грешников)…»

Слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орнамент.

- Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

-Исполняет один главную тему, партию

 

Ответы

 

 

 

 

 

Медленный

 

 

 

 

 

«В Орнаменте мы ощущаем связь времён и понимаем, что время - оно едино.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и объясняют притчу о 10 девах

 

 

 

 

 

Слушают,анализируют, сопоставляют выразительные средства музыки и фрески.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эта часть носит танцевальный характер, пляска с шутовством, насмешкой, бряцаньем бубенцов, ударами бубнов, других шумовых инструментов.

Композитор создаёт перед слушателем образ суеты, повседневности, бесконечного круга бытовых дел, обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование программки симфонии-действа «Фрески Софии Киевской».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловой выбор. Выбирают слова-определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе заполнить таблицу – средства выразительности.

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Я - композитор»

Пластические этюды (придумать движение скомороха)

 

 

Понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла, производить интонационно-образный анализ музыкального произведения, проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

- выслушивать мнения и идеи одноклассников;

-формировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные

-выслушивать мнения и идеи одноклассников;

-формировать собственное мнение и позицию.

Метапредметные:

Осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

Личностные:

-отражать эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения.

5.

Изучение нового материала

 

Таким открытым вопросом оканчивается Концертная симфония Кикты. Это глубоко философское сочинение. Оно заставляет человека хоть на время остановиться и задуматься о многих сложных вопросах своего бытия.

 

- А теперь мне хотелось бы вернуться к проблеме, которая прозвучала в начале нашего урока: действительно ли духовная и светская музыка абсолютно противоположные направления музыкальной культуры и ничего общего между ними нет и не может быть. «Фрески Софии Киевской» – концертная   симфония. Два подчёркнутых слова требуют объяснения. 

т.е. мы имеем перед собой сочетание 2-х чисто светских музыкальных жанра.  Как вы думаете: эта музыка будет исполняться в храме или в концертном зале?

- Но о чём рассказывает нам эта музыка?

- Так к какому же искусству: духовному или светскомуотнесём данное муз.сочинение?

 

- Мы имеем дело с синтезом светского и духовного начал.

 Объясните мне, пожалуйста, значение слова «синтез».

Верно.

- Еще мы говорили, что ФСК – это симфония, в симфонии всего 4 части (максимум 5).  Здесь же мы имеем дело аж с 9 частями.  Это   музыкальные картины, скреплённые лейтмотивом (орнамент) и объединённые общей темой. Подумайте, действительно ли это симфония, или скорее перед нами иной музыкальный жанр.

Хорошо.

- Посмотрите на экран и выберите из предложенного, какие еще явления музыкального искусства характеризуют это сочинение.

 

 

 

Итак, ребята, подведём итог. Мы повторили очень много уже известных нам понятий, каких? Но узнали и что-то новое. Что нового сегодня было на нашем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель нашего урока достигнута.

Мы хорошо поработали.

Подводка к пению

Распевание учащихся.

Вокально – хоровая работа:

песня группы «Талисман» «Сто святых церквей».

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

- О фресках, о храме, о мире, сотворенном Богом, о душе, о поиске верного пути и искушениях.

Содержание музыки близко к христианской проповеди, к делам духовным.

Можно сказать, что это и есть музыкальная проповедь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

 

 

 

- Светское искусство на духовную тематику.

 

 

 

Ответы

 

 

 

 

Музыкальный цикл (сюита)

 

 

 

Называя своё сочинение «симфония», автор хотел подчеркнуть масштабность, широту замысла, но в действительности это всё же музыкальный цикл.

 

Программность, звукоизобразительность, синтез музыки и изо.

Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины", обязаны своим возникновение произведениям изо. Здесь опять можно провести параллель с «Картинками с выставки» Мусоргского.

 

- Новый композитор, узнали о соборе, его внутреннем убранстве и истории, о синтезе дух. и свет. искусства, послушали новую музыку.

Мы узнали, что светская и духовная музыка не развиваются отдельно и независимо друг от друга, между ними существует тесное взаимодействие, и светская музыка может наполняться духовным содержанием и интонациями духовных песнопений. В результате такого синтеза рождается качественно новая музыка, музыка на грани двух миров.

 

 

Делать обобщение на основе полученных знаний.

Исполнять песню всем классом или по группам.

 

Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров. анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов, владеть навыками вокально-хорового музицирования, извлекать необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-сравнивать музыкальные и художественные образы.

 

 

Регулятивные:

 -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

 

 

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, понимать чувства других людей., оценивать исполнение песни.

 

Коммуникативные

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог,

-формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

 

 

6.

Закрепление нового материала

 

Задание по карточкам: распределить в две группы, что относится к духовному, а что к светскому искусству.

Работают с карточками.

 

В группе работа с карточками. Приложение 2

 

Участвовать в коллективной деятельности, проявлять творческую инициативу.

Регулятивные 

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Коммуникативные

участвовать в коллективном обсуждении; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.

 

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

 

Кто на уроке почувствовал, что ему было интересно – поднимите красную нотку, у кого менялся настрой на уроке – синюю, кому было не интересно – зелёную.

Д/з: нарисуйте рисунок к любой из трёх частей симфонии.

 

Учащиеся выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

Личностные:

подводить общий итог урока, выражать эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока

Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Познавательные

выражать свое отношение к музыке через рисунки.

 

 

 

 

 

                  МУЗЫКА

                 ЖИВОПИСЬ

Мелодия –

Линия –

Тембр инструментов –

Колорит –

Форма –

Композиция –

Развитие музыки –

Развитие художественной идеи –

Приложение 2

Духовная музыка и светская музыка:

о Боге, о святых, сюжеты из Священного Писания

в быту, на праздниках

молитвы

строгие, сдержанные

поэтические тексты, литературные сюжеты

в храме,     монастыре

мир чувств человека, мир природы, мир сказок

яркие, свободные

в концертных залах, театрах

Духовная

   Светская             

Темы

  Темы                                                 

Тексты

  Тексты                                              

Эмоции

  Эмоции