Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству на 2020-2021 уч. год

МАОУ "С О Ш №40" город Череповец Вологодской области

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  на 2020-2021 уч. год

 

Учитель изобразительного искусства

Гашина Екатерина Михайловна

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  на 2020-2021 уч. год

Класс: 5а,б,в.г.д,е,ж.

УМК:Рабочая  программа  Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы; М. «Просвещение» 2016г. 

Н.А.Горяева. О.В. Островская Изобразительное искусство: «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека 5класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.Н. Неменского; М. Просвещение 2016 - 2018г.

Учитель: Гашина Е.М.

I четверть «Древние корни народного искусства»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древние образы в на­родном искусстве

 

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искус­ства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выраже­ние мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символа­ми плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обоже­ствления солнца, неба и земли наши­ми далекими предками.

 

Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

 

Уметь объяснять глубинные смыс­лы основных знаков-символов тради­ционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-вы­разительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообраз­ное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декора­тивно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.12-19, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

2.

Убранство русской избы

 

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Дом — мир, обжитой человеком, об­раз освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьян­ского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (под­пол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убран­ство (наряд) крестьянского дома: охлу - пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символичес­кое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

 

Создание эскиза декора­тивного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

 

 

Понимать и объяснять целост­ность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значе­ние, содержательный смысл знаков-об­разов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убран­ства избы как проявление конструктив­ной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоратив­ного обобщения в изображении.

Внутренний мир рус­ской избы

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.20-29, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4

Внутренний мир рус­ской избы

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего простран­ства крестьянского дома, его символи­ка (потолок — небо, пол — земля, под­пол — подземный мир, окна — очи, свет).

Жизненно важные центры в кресть­янском доме: печь, красный угол, ко­ник, полати и др. Круг предметов бы­та, труда (ткацкий стан, прялка, люль­ка, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

 

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); индивидуальная работа по созданию об­щего подмалевка.

 

Сравнивать и называть конструк­тивные декоративные элементы устрой­ства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерь­еры крестьянских жилищ у разных на­родов, находить в них черты нацио­нального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.30-35, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5.

Конструкция и декор предметов народного быта

 

Комбинированный

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда -область конструктивной фантазии, уме­лого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мас­теров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлеб­ницы, вальки, рубеля и др. Символи­ческое значение декоративных элемен­тов в резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений лю­дей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытово­го, утилитарного предмета в вещь-образ.

 

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьян­ского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).

 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только ук­рашение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свой­ственные народным мастерам-умель­цам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 

Взаимоконтроль

Таблицы, учебник стр.36-43, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

6.

Русская народная вышивка

 

Комбинированный

Крестьянская вышивка — храни­тельница древнейших образов и моти­вов, устойчивости их вариативных ре­шений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особен­ности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женс­ких рубах и др. Связь образов и моти­вов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мо­тив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

 

Создание эскиза вышито­го полотенца по мотивам народной вы­шивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги круже­вами.

 

Анализировать и понимать осо­бенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Выделять величиной, выразитель­ным контуром рисунка, цветом, деко­ром главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художест­венную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения вы­разительности декоративной формы.

 

 

Взаимоконтроль

Таблицы, учебник стр.44-49, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7.

Народный празднич­ный костюм

 

Урок обобщение

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Руба­ха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и укра­шений народного праздничного костю­ма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного празднично­го костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

 

Создание эскизов народно­го праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных

Понимать и анализировать образ­ный строй народного праздничного кос­тюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного празд­ничного костюма, его отдельных эле­ментов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выра­жать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты нацио­нального своеобразия.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.50-60, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

8.

Народные празднич­ные обряды

Урок обобщение

Календарные народные праздни­ки — это способ участия человека, свя­занного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостнос­ти мира, народное творчество в дейст­вии.

Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные об­ряды, зеленые святки, осенние праздни­ки), их символическое значение.

 

Раскрытие символического значения обрядового действа на приме­ре одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкрет­ному народному празднику (по выбору).

 

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музы­кального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать ат­мосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, иг­ровые сюжеты, участвовать в обрядо­вых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянско­го) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятель­ности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живи­тельными соками современное декора­тивно-прикладное искусство.

 

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.60-63, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш

 

 

       

 II четверть «Связь времен в народном искусстве»

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древние образы в сов­ременных народных игрушках

 

Комбинированный

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, роспи­си глиняных игрушек, принадлежащих

к различным художественным промыс­лам.

Единство формы и декора в народ­ной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элемен­ты росписи Филимоновской, Дымков­ской, Каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

 

Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

 

Размышлять, рассуждать об исто­ках возникновения современной народ­ной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на на­родные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элемен­ты народного орнамента и особеннос­ти цветового строя.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.66-75, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3.

Искусство Гжели

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художе­ственной промышленностью. Природ­ные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность по­судных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности   гжельской   росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круго­вой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет­лого к темному. Сочетание мазка-пят­на с тонкой прямой волнистой, спира­левидной линией.

 

 

Изображение выразитель­ной посудной формы с характерны­ми деталями (носик, ручка, крышеч­ка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластили­ном баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

 

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, давать эс­тетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произ­ведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

мы и декора в изделиях гжельских мастеров.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.76-81, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

4.

Городецкая роспись

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры.

Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традици­онные элементы городецкой росписи, Птица и конь — традиционные моти­вы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного ри­сунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Основные приемы городецкой рос­писи.

 

Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробоч­ка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мо­тивами городецкой росписи.

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений Городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кис­тевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.82-85, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5.

Хохлома

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории разви­тия хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традицион­ного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последова­тельность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «Кудрина».

Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

 

 

Изображение формы пред­мета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма пред­мета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.86-91, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

6.

Жостово. Роспись по металлу

 

Комбинированный

Краткие сведения из истории худо­жественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта осве­щенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

 

 

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включа­ющего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

 

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

Эмоционально воспринимать, вы­ражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цвету­щих лугов.

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жос­товского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.92-95, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

 

Урок обобщения и систематизации изученного.

Дерево и береста — основные мате­риалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искус­ных мастеров. Резное узорочье берестя­ных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная де­коративность. Сочетание красно-ко­ричневого, красного, зеленого замалевка с графической линией —- черным перьевым контуром.

особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

 

 

1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного про­мысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (мож­но сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

 

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия масте­ров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы рос­писи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

 

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

8.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Урок обобщения и систематизации изученного.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место про­изведений традиционных народных промыслов в современной жизни, бы­ту», «Промыслы как искусство художе­ственного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поис­ковыми группами).

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зритель­ного материала по определенному признаку.

особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графи­ческую орнаментику.

 

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведе­ния ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система­тизацией художественно-познаватель­ного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие ра­боты и работы своих товарищей, соз­данные по теме «Связь времен в народ­ном искусстве».

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.96-103, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

III четверть «Декор — человек, общество, время»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачем людям украше­ния

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить -значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

 

Рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; объ­яснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

 

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.106-107, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декора­тивного искусства.

Символика элементов декора в про­изведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображе­ние лотоса, жука скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза уаджета и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

 

 

1.Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, ук­рашение ее узором, в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа

 

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декора­тивно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также един­ство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процессе выполне­ния практической творческой работы.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.108-117, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5-6.

Одежда «говорит» о человеке.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на  древнеегипетское, древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же  выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно – прикладномискусстве XVII в.

Причудливость формы, пышная деко­ративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилеги­рованное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

 

 

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебе­ли и отдельных предметов, а также раз­ных по величине фигур людей в наряд­ных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

 

 

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.118-133, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7-8.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характе­ра их деятельности.

Основные части классического гер­ба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в класси­ческой геральдике. Составные элемен­ты старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государ­ства, страны, города, партии, фирмы и др.

 

1.Создание эскиза собст­венного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деле­ния, использование языка символов.

2.Изображение эмблемы класса, шко­лы, кабинета или спортивного клуба.

 

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их

при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветово­го решения.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.134-140, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

9-10.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Урок обобщения и систематизации изученного.

Итоговая игра-викторина с привле­чением учебно - творческих работ, произведений декоративно -прикладного искусства разных времен, художествен­ных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

 

Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и опреде­лить их владельцев, увидеть неточнос­ти, которые допустил художник при изображении костюма, или системати­зировать зрительный материал (предме­ты быта, костюм, архитектура) по сти­листическому признаку.

2. Посещение музея декоративно-прикладного искус­ства, выставки произведений современ­ных мастеров декоративно-прикладного искусства.

 

Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением зри­тельного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы,  раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть «Декоративное искусство в современном мире»

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Организация самостоятельной деятельности

 

Планируемые результаты

Вид контроля

Материал и наглядность

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное выста­вочное искусство.

 

Урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

 

Восприятие (рассматривание) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

 

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы­разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное един­ство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.142-147, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

3-4.

Современное выста­вочное искусство.

 

Урок практического применения знаний и умений.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как воз­можность объединения отдельных предметов в целостный художествен­ный образ. Творческая интерпретация древних образов народного  искусства в работах современных художников.

Восприятие (рассматривание) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

 

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное един­ство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые терми­ны, связанные декоративно-приклад­ным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.152-167, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

5-6.

Ты сам — мастер

 

Урок практического применения знаний и умений.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов,

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

 

 

 

1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать   отдельно   выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого  к сложному».

 

Текущий контроль и самоконтроль.

Таблицы, учебник стр.168-179, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

7-8.

Ты сам — мастер

 

Урок обобщение.

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов,

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

 

1. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими рука­ми».

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкрет­ном материале плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать   отдельно   выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого  к сложному».

 

Обобщающий контроль.

Таблицы, учебник стр.180-189, раздаточный материал, презентация, акварельные краски, кисти, простой карандаш.

 

       

Учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю, всего 34 часа в год.