Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

"Организационная работа по профессиональной ориентации обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) в школе 8 вида"

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
"Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразо-вательные программы"

 

"Организационная работа по профессиональной ориентации обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) в школе 8 вида"

 

воспитатель

Елфимова Галина Худайназаровна

 

Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе VIII вида.
В настоящее время актуальной является проблема в выборе профессии у детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих личностных особенностей, выпускникам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, обучающиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, которые мешают становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья ведут к затруднениям при формировании знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Некоторая часть выпускников (коррекционных) школ VIII вида идут на производство, выполняя неквалифицированные виды труда, лишь значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных училищах. Однако, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определенных профессиональных трудностей.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. 
Нашим детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска из стен школы.
Это и является целью деятельности всего педагогического коллектива. Профориентационная работа подразумевает многолетнюю, поэтапную деятельность  в содружестве классных руководителей,  воспитателей и служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.
Задачи, которые ставим перед собой:
  •        отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем; формирование (совершенствование) опыта самостоятельных действий в бытовых процессах;
  •        формирование общественно значимых мотивов труда;
  •        воспитание важных личностных качеств: ответственности, заботливости, бережливости, привычки к волевому усилию;
  •        овладение элементарными профессиональными умениями (по профилю).                                                                                                        
      Формами трудового воспитания являются:
       индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
      - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
      - групповая (месячники, праздники на тему труда и т.п.)
             Виды общественно полезного труда:  
  •        Самообслуживание (практические занятия):
- дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе и столовой;
- уход за растениями  в комнатах, коридорах;
- работа на пришкольном участке.
          2. Работа для школы:
               - участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;
               - выполнение работ для школьной библиотеки («Книжкина больница», переплетение книг и журнал)
          3. Участие в производительном труде:
               - сельскохозяйственные работы по учебному плану (цветоводство)
               - факультативные занятия.
          4. Работа по благоустройству:
               - охрана зелёных насаждений, уход за ними;
               - изготовление скворечников и кормушек для птиц;
              - помощь в благоустройстве дворов, парков;
              - выращивание рассады цветов;
              - посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
          5. Сбор сырья:
              - сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.
Ежемесячно проходят различные мероприятия по профобучению. Например:
  •        Просмотр фильмов о профессиях
  •        Беседы
  •        Игры
  •        Викторины
  •        Занятия
  •        Экскурсии
В ходе всех мероприятий обучающиеся могут убедиться в значимости разных видов профессиональной деятельности, в том, что ненужных профессий не бывает. Все экскурсии и занятия носят исследовательский характер.
Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально трудовой подготовки способны обеспечить обучающемуся освоение  в соответствии с его возможностями: 
  •        трудовых умений и навыков
  •        профессиональных программ
  •        формирование общей культуры личности, её социализации
  •        решению сопутствующих проблем  - социально-бытовых и нравственно-этических
Эта среда должна по возможности компенсировать ограничения жизнедеятельности наших обучающихся, позволяя им после окончания школы выступать на рынках труда в доступных для него отраслях.
Важная задача педагогов – помочь обучающемуся в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулированию выпускников к продолжению образования.
Очень важно наших обучающихся подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно.
Уже с 1 класса начинаем знакомить обучающихся с формами и содержанием трудовой деятельности. Дети знакомятся с профессиями, познают их суть, общественную  значимость.
Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Дети точно знают круг постоянных обязанностей и поручений, которые должен выполнять каждый ученик.
Профессиональная ориентация в деятельности педагогов - не только отдельные мероприятия,  а целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль.
Систематически проводится работа по мотивации выбора профессии обучающихся. Основной формой просвещения остаются классные часы и внеклассные мероприятия, где педагоги знакомят детей с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, дается совет о целесообразности выбора конкретной профессии.
Кроме того большую роль играют заочные или очные экскурсии. Экскурсии – это наглядная форма ознакомления обучающихся с производством, миром труда. После каждой экскурсии обязательно проводится обсуждение каждой профессии.
Также эффективной формой профориентационной работы являются коллективные творческие дела. КТД – результат сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей, воспитателей и обучающихся.
Только системная работа с обучающимися может подготовить детей к осознанному выбору своей будущей профессии. Поэтому профориентационная работа в нашей школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.
 
Литература
  1. Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Б.В. Белявский // Детская и подростковая реабилитация.- 2006. –№1.
  2. Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013 – 137 с.
  3. Хохлина Е.П. Исследования психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями / Е.П. Хохлина // Дефектология . – 2010 - №12.