Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Учебно - методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. (из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«Дворец детского и юношеского творчества»

 

Отдел  изобразительного искусства

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По теме: «Учебно- методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.(из опыта работы ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»).

 

                                                       Автор: педагог дополнительного образования

                 Захарова Анна Алексеевна

ТО: «Образцовая студия изобразительного искусства»

 

г. Севастополь

2021 г.

 

 

Содержание УМК

Программный блок: ПАПКА № 1

  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • рабочие программы;
  • индивидуальные программы (при их наличии).

Учебно-методический блок: ПАПКА № 2

  • методические материалы (папка № 2.1);
  • поурочные планы (папка № 2.2);
  • планы-конспекты занятий (в том числе открытых с отзывами, листами регистрации) (папка № 2.3);
  • дидактические материалы (папка № 2.4);
  • материалы по проведению практических работ, проектной, исследовательской деятельности обучающихся и т.д. (папка № 2.5).

Контрольно-аналитический блок: ПАПКА № 3

  • материалы контроля качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (папка № 3.1);
  • материалы мониторингов, анкетирований, опросов, тестирований и др.(папка № 3.2);
  • аналитические справки по результатам мониторингов (папка № 3.3).

Ресурсно-сопровождающий блок: ПАПКА № 4

  • перечень используемых справочных материалов (папка № 4.1);
  • перечень используемой периодической, научной литературы (папка № 4.2);
  • перечень используемых электронных презентаций, видео- и аудиоматериалов, баз данных с указанием места расположения, хранения (ссылки) (папка № 4.3).

Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, как инструмент системно-методического обеспечения .

Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования ,и дает возможность ПДО реализовывать ДООП  на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических технологий.

УМК по ДООП «Изобразительное искусство» разрабатывалось в соответствии с содержанием Изобразительного искусства, компетенций, материально-технического процесса, педагогических технологий.

Учебно-методический комплекс

 УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • дополнительную образовательную программу;
  • учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.

1. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
  • художественная литература;
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
  • периодические издания;
  • видеоматериалы (видео-коллекции, видео-каталог, учебные видеофильмы, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудио-каталог, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
  • электронные средства образовательного назначения (мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)

Содержание учебного пособия может быть:

  • в целом по дополнительной образовательной программе;
  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.

2. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.);
  • образец  для показа — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на занятии, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;  устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
  • проекты и исследовательские работы обучающихся.

3. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:

  • планы- конспекты занятий (открытых,  итоговых), включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
  • контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
  • виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
  • методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

4. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать (5-10-ти) балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:

  • минимальный уровень – 1 балл,
  • средний уровень – от 2 до 5 баллов,
  • максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Показатели

Баллы

1.

Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

 

2.

Учебные пособия:

– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– художественная литература;

– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– периодические издания;

– видеоматериалы (видео- коллекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

– электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

 

3.

Дидактические материалы:

раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

 

4.

Методические материалы:

– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

– контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;

– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;

– методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

 

5.

Мониторинг по дополнительной образовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости)

 

Воспитательный компонент включает в себя:

- сценарии праздников, летопись коллектива, информационные материалы о коллективе(буклеты, реклама, статьи и т.п.), творческие отчеты, фотоальбомы, видеоматериалы, сайт коллектива в сети Интернет, материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты и т.п.), памятки и т.п.

Компонент результативности включает в себя:

индивидуальные образовательные маршруты(творческий дневник, дневник достижений, зачетная книжка, рабочая папка учащегося и т.д.), анкеты для детей и родителей, вопросники, результаты тестирования, портфолио, дипломы и грамоты, программки выступлений и приглашения, отзывы, публикации, контрольные и срезовые работы, материалы по проведению аттестации(если это предусмотрено программой)

Учебно- методический комплекс по реализации образовательных программ отдела «изобразительного искусства».

п/п

содержание

примечание

Дидактические материалы*

 

1.

Дидактические материалы по предметам программы:

 

Дидактические материалы по разделам программы:

 

Дидактические материалы по темам программы:

 

Папки –каталоги:под №

 

 

 

 

 

2.

Демонстрационные таблицы, плакаты, наглядные пособия  по предметам и  разделам программы.

Пособия по:

3.

Технологичные карты и схемы поэтапного изображения по темам программы (раздаточный материал).

Все папки по предметам,

индивидуальные папки.

4.

Демонстрационные педагогические образцы для показа по предметам, разделам и темам  программы.

Папка №

Объемные образцы.

 

5.

Информационно – реферативные сообщения к темам занятий обучающихся.

Рефераты, доклады, проекты.

6.

Раздаточный материал для обучающихся.

Индивидуальные папки,

конверты с шаблонами.

7.

Фотографии работ обучающихся по предметам.

Фотоальбомыпо:

8.

Объекты живой и неживой природы.

Ракушки, растения, предметы быта, посуда, и тд.

9.

Демонстрационные объемные модели, муляжи.

Муляжи фруктов, чучела птиц, модель человека

10.

Эстетическое оформление кабинета.

Действующая выставка творческих работ обучающихся.

Методические материалы

 

1.

Планы - конспекты занятий по предметам, разделам и темам  программы.

Папки №

2.

Методические рекомендации: «На тему»

Методическая разработка по теме.

3.

Критерии оценки выполнения практических работ и мониторинг.

В виде таблицы и протоколов.

Учебные пособия

 

1.

Справочная литература.

 

Энциклопедия, словарь, справочник.

2.

Специализированная литература по профилю.

Книжный фонд студии.

3.

Художественная литература. (для детей и родителей)

Книжный фонд студии.

4.

Методическая литература.

Книжный фонд студии.

5.

Электронные средства образовательного назначения.

Слайдовые презентации по темам занятий, видео-каталог, аудио-каталог.

На СDносителях.

 

6.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)

 

 

1. ru.wikipedia.org – Википедия и т.д.

 

*Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Необходимо приложить отдельно в УМК:

1.Учебные пособия.

2. Электронные средства образовательного назначения.

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (ссылки, сайты и др.)

4. Перечень рабочих программпедагога дополнительного образования.

Учебно-методический комплекс

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Изобразительное искусство»

Заключение:  Учебно- методический комплекс играет важную роль в процессе образования,и дает возможность ПДО реализовывать ООДП  на высоком уровне, а также организовывать весь учебно-воспитательный и педагогический процесс с использованием различных педагогических и совершенных технологий.