Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белорецкий педагогический колледж

 

Практические аспекты национально-регионального компонента при организационно-методическом сопровождении профессионального опыта будущего специалиста в области ИЗО

 

Преподаватель изо и методики изо

Ишимова Татьяна Александровна

 

 

Национально-региональный компонент содержания образования определяется как часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры, устанавливает обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы и требования к уровню подготовки учащихся, обуславливающее особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации.

        Национально-региональный компонент, определяемый как часть содержания художественного образования и эстетического воспитания, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры Башкортостана. Если рассматривать национально-региональный компонент с точки зрения его функций, то это один из инструментов реализации концепций национального образования и воспитания, защиты и преумножения национальных и региональных культур и традиций. С точки зрения цели образования, НРК представляет собой ту часть учебного и воспитательного процесса, которая направлена на формирование у школьников мировоззренческих и нравственных качеств, базирующихся на обычаях, традициях, искусстве, культуре, истории нации и региона.

           С нашей точки зрения, — часть содержания обучения изобразительному искусству, направленная на формирование интереса и приобщение школьников к национальной культуре башкир, развитие художественно-творческих способностей, основанной на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, способствующая полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в художественно-творческую деятельность и межкультурному взаимодействию.

Место изобразительного искусства в структуре базисного учебного плана

Доступность регионального материала, в силу его приближенности к учащимся общеобразовательных школ, закономерно вызывает у них познавательный интерес и имеет большие возможности для формирования познавательной активности школьников.

В связи с тем, что приобщение к национальной культуре составляет такие структурные компоненты, как положительная эмоциональность, проявляющаяся личностью по отношению к объекту ее интереса; познавательная направленность личности на определенный объект; осознание личностью объективной значимости предмета или явления интереса. Как любое другое свойство личности, интерес к чему-либо формируется в деятельности, причем не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами. В процессе приобщения к национальному культурному наследию башкирского народа на уроках изобразительного искусства необходимо:

— концентрировать внимание учащихся на эмоционально-привлекательных сторонах жизни и быта народов башкир, традициях, обрядах, обычаях, культуре и т.д.;

— обогащать знания школьников доступными для их понимания сведениями о жизни и быте башкирского народа, как уникальными и необычными по своему содержанию;

— развивать у учащихся активность в пополнении и совершенствовании знаний о жизни и быте народов башкир, помогать школьникам познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, осознавать увиденное;

— объяснять огромную значимость сохранения уникальной культуры башкир;

— включать учащихся в активную творческую деятельность, направленную на овладение, создание башкирских декоративных изделий и самостоятельных творческих произведений;

— дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы;

— развивать творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач будущему специалисту необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каждый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство будущего специалиста в области ИЗО.

Главная цель разработки национально-регионального компонента в содержании изобразительного искусства общеобразовательной школы состоит в возрождении нравственного потенциала личности, её национального самосознания, национальной гордости, приобщение к национальным традициям и культуре Башкортостана. Кроме того, преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента, позволит повысить уровень нравственного и эстетического развития через проникновение и освоение национальной культуры народов башкир, а также формировать творческие способности учащихся. Воспитывать школьников с осознанием того, что они живут в многонациональной, многокультурной стране, где каждый народ, каждая национальная культура самоценны, уникальны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.

      Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах с учетом национально-регионального компонента позволит решить ряд дидактических и методических задач, важных не только для Башкортостана, но и других национальностей и народов, населяющих нашу страну.