Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Программа сезонной школы дополнительного образования «Перспектива» Творческого объединения фотолюбителей «Объектив»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр развития детей и молодежи Псковского района"

 

ПРОГРАММА СЕЗОННОЙ ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Перспектива"

Творческого объединения фотолюбителей «ОБЪЕКТИВ» 

Стартового уровня сложности

Возраст учащихся 9 -14 лет.

Рассчитана на 3 недели обучения.

 

 

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ

Романюк Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

Высшей категории

 

Псковский район, село Середка

  

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 6

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 8

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 11

5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ. 12

6. ПРИЛОЖЕНИЕ. 13

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность:  Художественно -  техническая.

Уровень: стартовый

Краткосрочная дополнительная  общеразвивающая программа «Перспектива» является модулем многоуровневой дополнительной  общеразвивающей программы «Художественная фотография» Творческого объединения фотолюбителей "Объектив" МБУ ДО «Центр развития творчества детей и молодежи Псковского района» г. дает возможность организовать познавательный досуг детей 9-14 лет в летний период (в каникулярное время, в период работы лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Середкинская средняя общеобразовательная школа").

Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Данная общеразвивающая программа заключается в реализации модуля, знакомящего обучающихся с  профессиями связанные с фотографией на основе проектной деятельности. Программа способствует развитию умений конструктивного социального взаимодействия, организации и подготовки к коллективной творческой деятельности в детском коллективе, развитию у ребенка умения презентовать свою работу.

Особенность организации образовательного процесса состоит в том, что реализация программы планируется в каникулярный период. Особое место в программе отводится творческому замыслу, идеям самого ребенка, что позволяет запустить и постоянно развивать процесс самопознания личности, ее творческих способностей и возможностей. При этом у обучающихся формируется потребность к творческим достижениям; стремлению добиваться успешного достижения поставленных целей.

Цель программы:

Выявить творческие способности детей через фотоискусство.Освоение первичных понятий и методов художественной фотографии.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;

- дать первичные навыки пользоваться фотоаппаратом;

- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;

- сформировать  первое представление о компьютерной графике;

Развивающие:                              

- заинтересовать развивать  познавательные интересы;

- заинтересовать развивать интеллектуальные и коммуникативные способности;

- заинтересовать развивать умение самореализовываться;

- заинтересовать развивать чувство прекрасного;

Воспитательные:

- познакомить с правовыми и этическими нормами работы с информацией; 

- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;

- воспитывать личную  ответственность за результаты своей работы;

- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего и чужого труда.

Настоящая программа рассчитана на 16 часов, по 2 часа два раза в неделю, 3 недели.

Форма обучения - очная.

Планируемые результаты : 

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Р: умение  проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

П:   умение самостоятельно или с учителем объединять фотографии в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать полученный результат;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

- создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;

- вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К: умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

 

Предметные: знать и применять технику безопасности;

- знание и умение настраивать свой фотоаппарат;

- Знание жанров фотографии;

- знание свойств света;

- знание и умение применять основные законы художественно – изобразительного искусства. (Правило третей, правило горизонта, направление линий, композиция и т.д.);

- умение работать с различными ракурсами,

- умение отбирать фотографии.

Формы подведения итогов реализации.

По окончанию программы будет создана видео выставка лучших фотографий.

2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

1

Вводное занятие. Взгляд через объектив.

2

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Строение фотоаппарата

3. Учимся настраивать фотоаппарат

4. Фотография как стиль жизни.

Р: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • П: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

2

Мы идем к свету!

2

1. Что такое свет и его свойства

2. Баланс белого

3. Свет главный инструмент в фотографии!

  • Р определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • П строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

3

Инструменты композиции

Портрет

2

  1. Правило третей.
  2.  
  3. Линейная композиция.
  4.  

5. Что такое художественный портрет?

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

4.

Фото жанры. Пейзаж.

2

1. Фото жанры. Классификация.

2. Пейзаж и его композиция.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

5

Натюрморт

2

1. Составление натюрморта

2. Свет в натюрморте

3. Рекламная предметная съемка как профессия.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

6

Макросъемка и экспериментальная фотография

2

1. Макромир и его жизнь в фотографии.

2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна?

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

7

Репортаж  

2

1. Поймать момент!

2. Репортажный портрет.

3. Сюжетная фотография.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

8

Главное Выбор!

2

1. Учимся отирать фотографии.

2. Создание своего портфолио фотографий.

3. Создание видео выставки.

Р  Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем

  • П создавать  реальный образ предмета и/или явления в виде фотографии;
  • вербализовать эмоциональное впечатление от проделанной работы

К  договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

 

Итог

16

 

 

3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

1. Вводное занятие. Взгляд через объектив.

1. Инструктаж по технике безопасности.

Техника безопасности работы с фотоаппаратурой. Электробезопасность.

Техника безопасности при проведении фотосессий на природе и в помещении.

2. Строение фотоаппарата.

Как работает фотоаппарат? Из чего состоит? Что видит наш глаз, а что видит фотоаппарат?

3. Учимся настраивать фотоаппарат

Настраиваем формат фотографии, сетку, хранение. Изучаем режимы фотоаппарата.

4. Фотография как стиль жизни.

Творческие люди видят мир в необычном ракурсе и зачастую хотели бы поделиться своим мироощущением с окружающими.
Существует много способов передавать другим свои мысли, чувства и эмоции. Так, сочинение музыки, рисование картин, написание художественных произведений и профессиональная фотография являются одними из них.
Фотография – немой свидетель ярчайшего мгновения. Одной фотографией креативные люди описывают личное отношение к жизни и событиям, происходящим вокруг. Некоторые фотографы способны даже улавливать атмосферу развития целого поколения или запечатлеть прогресс на данном этапе развития общества. Всегда среди нас есть очень много людей, которые находят в себе способности нестандартного мышления и которые желают высказаться через фотографию.

2. Мы идем к свету!

1. Что такое свет и его свойства?

Игра "Вижу, не вижу".

Естественный и искусственный свет. Теплый и холодный свет. Источники света. Схемы света в фотографии.

2. Баланс белого.

Что такое баланс белого и для чего он нужен?

Баланс белого – один из аспектов фотосъемки, который поначалу звучит пугающе, но стоит только немного разобраться, и вы получаете превосходный инструмент, который позволит улучшить качество фотографий. Сам термин означает всего лишь регулирование цветовой температуры снимка. Знаете, когда некоторые фотографии имеют голубоватый, желтый или оранжевый оттенок, а другие выглядят так, будто мы видим содержимое кадра своими глазами? 

3. Свет главный инструмент в фотографии!

Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных.  Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

3. Инструменты композиции. Портрет.

Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

1.Правило третей.

2. Симметрия.

3. Линейная композиция.

4. Многоплановость.

5. Что такое художественный портрет?

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и одновременно при этом его идейно - художественная интерпретация.

4. Фото жанры. Пейзаж.

1. Фото жанры. Классификация.

Жанров фотографий огромное множество и единого списка нет. Фотография - это самый развивающиеся направление в современном искусстве. И новый жанры появляются каждый день. Мы будем рассматривать основные жанры пришедшие к нам из изобразительного искусства, а также затронем репортажную и экспериментальную съемку.

2. Пейзаж и его композиция.

 Из композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.

5. Натюрморт.

1. Составление натюрморта

Составить натюрморт - это искусство. Иногда самые простые вещи которыми мы пользуемся каждый день могут составлять интересные картины. Закрепляем и расширяем понятия композиции.

2. Свет в натюрморте.

Применяем полученные знания о свете в фотографии. Схемы света. Съемка при естественном и искусственном свете.

3. Рекламная предметная съемка как профессия.

Кто такой рекламный фотограф и что он делает?

Это человек, который снимает фотографии для рекламы, каталогов, корпоративных сайтов, упаковки, полиграфии, имиджевые фото. Его задача – сделать снимки, которые будут привлекать людей и стимулировать их покупать товары и услуги. Он должен знать, как через фото передать характер и ценности бренда, подчеркнуть преимущества товаров и сгладить их недостатки, если такие имеются.

Например, качественные изображения в интернет - магазинах влияют на уровень продаж. Снимки в журналах стимулируют приобретать косметику, модную одежду и обувь, дорогие автомобили. Аппетитные фотографии в меню кафе и ресторанов пробуждают аппетит.

6. Макросъемка и экспериментальная фотография.

1. Макромир и его жизнь в фотографии.

Увидеть прекрасное в малом так сложно и так просто. Сложно рассмотреть его самому – в кале росы, в лепестках цветка, в крыльях бабочки. И это так просто с помощью фотообъектива, макросъемки и талантливого фотографа. Сегодня мы познакомимся с потрясающими работами настоящих волшебников, увлеченных макросъемкой и давших нам возможность заглянуть в сказку, созданную природой – ту сказку, что так близко и так далеко, она рядом, но мы ее не замечаем…

2. Экспериментальная фотография, для чего она нужна?

Это интересный жанр в фотографии, которой расширяет рамки привычного и будоражит фантазию.

7. Репортаж. 

1. Поймать момент!

Репортажная фотосъемка – это особый вид фотографии, объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры фотосъемки. И главное - поймать момент!

2. Репортажный портрет.

Репортажный портрет: демонстрирует социальные события. Хороший репортаж отвечает на вопросы: что, где, когда, кто. Это довольно сложный портретный жанр, т.к. он единственный, в котором фотограф обычно никак не взаимодействует с объектом съемки и не может полностью контролировать все аспекты создания изображения. Тем он и интересен!

3. Сюжетная фотография.

Сюжет в фотографии – неуловимое мгновение, мимолетность, а сюжет сам по себе – маленькая жизнь. Уметь показать все это в одном кадре - настоящий талант.

Сюжетная фотография – это событие, запечатленное и во времени, и в пространстве на фотоизображении.

В сюжетной фотографии очень важно передать именно действие, событие в его положении и в пространстве, и во времени. Событие не должно находиться вне этих плоскостей, т.е. зритель должен понимать, где и когда происходит изображаемое.

В сюжетной фотографии обязательно наличие темы, а также идеи, фото должно нести в себе определенный и очевидный смысл.

8. Главное Выбор!

1. Учимся отирать фотографии.

Отбор фотографий самый сложный и самый трудоемкий процесс. Для фотографов сделать выбор представляет, в особенности на начальном этапе - проблему.  По этому нужно выстроить четкую структуру критериев отбора. Для каждого она будет своя, все зависит от идеи фотографии, но и опираться на общепринятые критерии композиции жанров.  

2. Создание своего портфолио фотографий.

В портфолио войдут лучшие фотографии этого курса.

3. Создание видео выставки.

Конечный результат работы курса.

 

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Применяемые технологии.

"Обучение должно быть добровольным процессом, должно быть естественным, проистекать из любознательности и поиска решений. Поэтому учитель – это наставник, ангел-хранитель знания; это проводник для ученика, желающего найти ответы на свои вопросы."

Согласно Роберту Шэнку, обучение должно быть востребовано по следующим критериям:

- Обучение на практике, исходя из реальных способностей ученика.

- Больше практики, чем теории.

- Работа в группах и индивидуально – исходя из тех задач, которые поставлены перед детьми.

Игровые технологии.

Технология коллективного взаимообучения.

Технология сотрудничества.

Информационно-коммуникационные технологии.

Форма занятий.

1. Теория. 15 -20 минут.

Теория дается с наглядными презентациями и видео материалами. В форме беседы. С использование дидактического материала, "Фотошпаргалок". К концу курса на руках каждого обучающегося будет набор "Шпаргалок" для лучшего усвоения теории и практики.

2. Практика. Фотосессия. 1 час.

Естественно для фотографа, даже начинающего, главное – это фотографирование! Фотографирование - это процесс индивидуальный! На фотосессии, в особенности, если задействована вся группа, главное построить процесс так, чтобы никто никому не мешал, и у каждого была возможность посоветоваться с учителем. Учитель в данной ситуации занимает позицию наблюдателя, но это когда идет уже сам процесс фотосессии.

Чтобы процесс практического занятия прошел гладко, ему предшествует детальная подготовка к фотосессии. На которой разбираются все нюансы: тема фотосессии, подготовка аппаратуры, поиск и подготовка  места фотографирования, и сопутствующие роли - кто что делает и т.д.

3. Рефлексия. 30 -35 минут.

Просмотр фотографий с практической части занятия. Обсуждение полученного результата. Создание портфолио. Отбор лучшего материала.

4. Домашнее задание. 5 минут.

Проговаривание следующей темы и подготовки к ней.

Межпредметные связи.

В искусстве фотографии соединяются три предмета – информатика, физика и художественное изобразительное искусство.

5. СПИСОК ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛОВ.

1. https://igorgubarev.ru/index.php?rub=45

2. http://www.nevaphoto.com/article_safety_foto.html

3. http://www.photostranger.com/fotografiya-kak-stil-zhizni/

4. http://di-via.ru/post163752459/

5. https://photo-monster.ru/books/read/balans-belogo-rukovodstvo-dlya-nachinayuschih

6. https://dphotoworld.net/school/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja/sovershenstvuemsja_i_razvivaemsja_urok_1_svet_i_osveshhenie/3-1-0-13

7. https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/fotografija_s_nulja_urok_6_osnovy_kompozicii/1-1-0-9

8. https://photocasa.ru/photo-journal/uroki-fotografii/new_photographer/4828-hudozhestvennyy-portret.html

9. https://natalie-berta.livejournal.com/8435.html

10. https://fototips.ru/praktika/kompoziciya-pri-fotosemke-pejzazhej/

11. https://www.kadrof.ru/profession-ad-photographer

12. https://iledebeaute.ru/lifestyle/2017/6/21/94508/

13. https://www.fotoprizer.ru/articles/ganry-fotografii/syuzhetnaya-fotografiya-zhanr-syuzhetnoy-fotografii-v-fotoiskusstve/216/?q=1335&n=216

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ