Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №157 г.Екатеринбурга
Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы
Учитель
Дубинина Людмила Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового поколения;
Положения о рабочих программах;
Учебного плана МБОУ СОШ №157
Настоящая рабочая программа составлена для 10-11-го классов в соответствии с Образовательной программой Государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы из сборника нормативных документов Обществознания Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованного министерством образования и науки в РФ. 2006 г и Программой общеобразовательных учреждений по философии 10-11 класс, среднего общего образования под общей редакцией М.В.Рыжакова Москва. Современное образование 2012 год.
Изучение курса основ философии расширяют знания о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания. Учащиеся овладевают умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера; обогащают опыт применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни.
Учебный предмет Основы философии развивает опыт познавательной и практической деятельности и представляет собой комплекс знаний и умений отражающих собой объекты изучения общества, человека и окружающей его действительности.
Используемый учебно-методический комплект
Для учащихся:
1. Учебник П.С. Гуревич «Основы философии» 10-11 класс М. 2015год
2. Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013
Для учителя:
- Методические пособия по изучению курса «Введение в философию» 10-11 класс 2009г.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта.2006г .
- «Этика» конспект лекций 2010г.
- А.М. Руденко Философия 2016г
- А.А. Сычев Основы философии М. 2015г.
6. Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013
Цели и задачи курса
Цели философской подготовки в старшей школе (10, 11 кл.) состоят в том ,чтобы средствами учебного предмета активно содействовать :
- развитию личности в период ранней юности, уметь находить нравственную опору и духовно – ценностные ориентиры;
-развивать способности к осмыслению действительности с позиций философских категорий и принципов.
- овладению умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера, преобразовывать полученные сведения и использовать их для решения учебных задач, освоению системы философских знаний о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания.
- обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере.
Общая характеристика предмета.
Программа курса философии предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания, обеспечивает преемственность по отношению к обществознанию. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов. Понимание, которых необходимы современному человеку.
Структура программы соответствует структуре учебника «Основы философии» П.С. Гуревича
10 - 11 класс
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения основ философии при получении среднего (полного) образования
Распределение учебного времени по разделам предполагает примерно 50% учебного времени на изучение теоретического материала и остальное на активную работу с ним (работа с источниками, выполнение познавательных задач, защита исследовательских работ).
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
системный подход к анализу философского прошлого, позволяющего рассмотреть философию в системно – историческом мировом пространстве;
государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного обществоведческого образования. Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории философии дает возможность к понимания окружающего мир как целостной развивающейся системы.
Место учебного предмета
Учебный курс «Основы философии» изучается на ступени полного (среднего) образования.
Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 175 часов в 10 и 11 классах средней школы.
Рабочая программа, составленная учителем рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 часа в 11 классе (70 часов). .
Однако с учетом реализации творческих, авторских подходов учителя, использование им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый в «Модулях содержания для разработки тематического планирования» вариант распределения часов, например, за счет объединения двух тем, либо углубить изучение отдельной темы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения представленного курса на общеобразовательном уровне ученики 10, 11-го класса должны:
Знать
- Основные философские категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной действительности;
Уметь
- Использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.
Критерии оценивания.
Результаты ответов оцениваются зачет, не зачет
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Основное содержание курса 10 класса
1. |
Специфика философского знания. Страницы истории философии. |
6 |
2. |
Философия природы. |
3 |
3. |
Антропология (философия человека). |
10 |
4. |
Теория познания и логика. |
6 |
5. |
Социальная философия. |
10 |
|
Итого: |
35 |
|
Проверочных мероприятий. |
3 |
|
Практические работы: |
4 |
Основное содержание курса 11 класса.
1. |
Духовная жизнь общества. |
13 |
2. |
Этика. |
8 |
3. |
Философия политики и права. |
14 |
4. |
Философские проблемы экономики. |
35 |
5. |
Философия о возможных сценариях будущего развития. |
|
|
Итого: |
35 |
|
Проверочных мероприятий: |
4 |
|
Практические работы: |
4 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем
10 класс
|
Всего часов |
Недельные сроки |
Из них |
||||||
Контрольные и диагностические работы |
Лабораторные и практические работы |
Экскурсии |
Примечание |
|||||||
Тема или № работы (кол-во часов) |
Недельные сроки |
Тема или № работы (кол-во часов) |
Недельные сроки |
Тема (кол-во часов) |
Недельные сроки |
|||||
I. |
Специфика философского знания. Страницы истории философии. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Философия как вид знания и как форма мировоззрения. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Древневосточная философия. |
1 |
2 |
Тесты №1 |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Античная философия |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Философия в Средние века и эпоху Возрождения. |
1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Философия Нового времени. |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Философия Новейшего времени. Философия в современном мире. |
1 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Философия природы. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Понятие природы в философии |
1 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Осознание взаимосвязи природы и общества. Человека и природы. |
1 |
8 |
Тесты №2 |
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Противоречия и возможности коэволюционного развития общества и природы. |
1 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Антропология. Философия человека. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Философская проблема человека. |
1 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Происхождение человечества. |
1 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Биосоциальная природа человека. |
1 |
13 |
|
|
Лаб.раб.№ 1 |
|
|
|
|
3.4 |
Сознание. |
1 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
3.5 |
Личность, ее формирование. |
1 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
3.6 |
Деятельность как способ существования людей. |
1 |
16 |
|
|
Практич. Раб.№1 |
|
|
|
|
3.7 |
Многообразие видов деятельности. |
1 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
3.8 |
Деятельность и мышление. |
1 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
3.9 |
Потребности и интересы. Творчество. |
1 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
3.10 |
Сущность человеческого бытия. |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
1V. |
Теория познания и логика. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Познание как деятельность. |
1 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
4.2 |
Истина и ее критерии.. |
1 |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
4.3 |
Законы логики. |
1 |
Провер.раб.№3 |
|
|
|
|
|
||
4.4 |
Дедукция и индукция. |
1 |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
4.5 |
Способы манипуляции сознания. |
1 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
4.6 |
Научное знание. |
1 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
V. |
Социальная философия. Смысл и направленность общественного развития. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Общество как целостная развивающаяся система. |
1 |
26 |
|
|
Практ. Раб.2 |
|
|
|
|
5.2 |
Динамика общества. |
1 |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Типология обществ. |
1 |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
5.4 |
Процессы глобализации. |
1 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
5.5 |
Концепция исторического процесса. |
1 |
30 |
|
|
Практич. Раб. №3 |
|
|
|
|
5.6 |
Теория постиндустриального общества. |
1 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
5.7 |
Факторы исторического процесса. |
1 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
5.8 |
Многообразие исторического процесса. |
1 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
5.9 |
Представление о роли личности в истории. |
1 |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
5.10 |
Выдающиеся исторические личности. |
1 |
35 |
Пров.раб.№4 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверочных мероприятий. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические работы: |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем
11 класс
|
Всего часов |
Недельные сроки |
Из них |
||||||||
Контрольные и диагностические работы |
Лабораторные и практические работы |
Экскурсии |
Примечание |
|||||||||
Тема или № работы (кол-во часов) |
Недельные сроки |
Тема или № работы (кол-во часов) |
Недельные сроки |
Тема (кол-во часов) |
Недельные сроки |
|||||||
I. |
Духовная жизнь общества. Ценности. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1 |
Духовная жизнь человека. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.2 |
Мировоззрение. |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.3 |
Художественная культура. |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.4 |
Социальные функции искусства. |
1 |
4 |
Тест №1 |
|
|
|
|
|
|||
1.5 |
Наука в системе духовной культуры. |
1 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.6 |
Образование и его значение для человека и общества. |
1 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.7 |
Роль религии в жизни общества. |
1 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.8 |
Мировые религии. |
1 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1.9 |
Ценности и ценностные ориентиры. |
1 |
9 |
|
|
Практ.работа №1 |
|
|
|
|||
1.10 |
Понятие культурной экспансии и диалога культур. |
1 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
||
12 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|||||
1. |
Этика. Мораль, нравственность. |
|
11 |
Тест 2 |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Основные категории этики.. |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Добро и зло. |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. |
Проблемы морального выбора. |
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5.. |
Нравственность и волевые качества. Мотивы коррупционного поведения. |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
||
6. |
Конформизм. |
|
16 |
Провер. работа№1 |
|
|
|
|
|
|||
7 |
Нравственно- ценностные ориентиры. |
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
||
8. |
Межэтническое культурное общение. |
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Философия политики и права. |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1. |
Философское осмысление проблем политики. |
1 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Личность в политике. |
1 |
20 |
|
|
Прак.работа№2 |
|
|
|
|||
3 |
Философские аспекты взаимодействия государства и общества. |
1 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
||
34.1 |
Эволюция взглядов на сущность и понятие права. |
1 |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Различия правового и неправового. |
1 |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
||
36.3 |
Правосознание. |
1 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
Право и мораль , их взаимодействие. |
1 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Философские проблемы экономики. |
5 |
|
|
|
|
|
|||||
1. |
Содержание и эволюция понятия «экономика». |
1 |
26 |
Пров. Раб.2 |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Роль материального производства в жизни современного общества. |
1 |
27 |
|
|
Практ. работа№3 |
|
|
|
|||
3. |
Сознательная деятельность людей. |
1 |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4. |
Ценности и цели экономической деятельности. |
1 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5. |
Экономическая культура личности. |
1 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5. |
Философия о возможных сценариях будущего развития. |
1 |
|
|
Лабораторная раб.№1 |
|
|
|
||||
.1.. |
Диалектика созидания и разрушения. |
1 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Поиск новых жизненных ориентиров в техногенном мире. |
1 |
32 |
Провер. Раб №3 |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Интеграционные процессы в развитии человека. |
1 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Противоречия общественного развития. |
1 |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
Ценностная основа прав и свобод человека. |
1 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Итого: |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Проверочных мероприятий: |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Практических работ: |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|