Дополнительная общеобразовательная программа «Патриоты»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
СОГЛАСОВАНА |
|
УТВЕРЖДАЮ: |
|
|
|
|
|
||
методическим советом |
|
И.о.директора МКОУ ДО «ЦДО» |
||
|
|
|
|
|
Протокол №9 от 24.05.2019г. |
|
Приказ №64 от 24.05.2019г. |
М.В.Бормотова |
|
|
|
|
||
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная программа
«Патриоты»
возраст обучающихся: 12-17 лет
срок реализации программы: 1 год
ФИО автора-составителя:
Черкасов Николай Владимирович,
педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Патриот» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность проблемы
патриотического воспитания детей и молодёжи
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.
Дополнительная общеобразовательная программа «Патриот» рассчитана на обучающихся 12-17 лет, делится на два модуля:
- 1 модуль с сентября по декабрь- 216 часов,
- 2 модуль с января по май – 216 часов.
Учебная нагрузка для детей может меняться в зависимости от психологических и физических возможностей обучающихся в объединении. Количество обучающихся в группе – от 10 до 12 человек, предполагается 2 возрастных группы.
Недельная нагрузка педагога составляет 6 часов в неделю:
Количество часов на группу составляет:
1 группа обучения – 6 часов в неделю; 24 часа в месяц; 216 часов в год;
2 группа обучения – 6 часов в неделю; 24 часа в месяц; 216 часов в год;
Количество Групп |
Продолжите-льность занятий |
Периодичность занятий |
Количество часов на одну группу за год |
1 группа |
2 часа |
3 раза в неделю |
216 часов |
2 группа |
2 часа |
3 раза в неделю |
216 часов |
Цель и задачи программы:
Целью Программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
• изучение истории и культуры Отечества и родного края;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
• дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
• консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей города в патриотическом воспитании детей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, участие в военно-спортивных соревнованиях.
Возраст учащихся: 12-17 лет.
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную подготовку, военно-тактическую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники получают хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки.
Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических, военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах таких как:
- Лично-командные соревнования по пожарно-прикладному спорту .
- Районные соревнования обучающихся «Школа безопасности»;
- Районный конкурс «Слёт Мальчишей»;
- Районные соревнования учащихся «Юный спасатель»;
- Программа патриотического воспитания детей и подростков «Полный вперёд».
- Заключительный этап программы «Полный вперёд!» - Военно-спортивная игра «Зарница»;
- Военно-историческая викторина «Наша Армия»;
- Военно-патриотическая игра «Воинская смекалка»;
- Районная военно-спортивная игра «Победа!»;
- Конкурс – фестиваль «Безопасное колесо»;
Результатами реализации Программы служит следующее:
- воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
Конечный результат реализации Программы - рост патриотизма и интернационализма у обучающихся, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины.
Основные направления программы
военно-спортивного объединения «Патриот»
- Совершенствование процесса патриотического воспитания школьников.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
- Определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
- Обогащение учебного и воспитательного процесса мероприятиями по патриотическому воспитанию;
- Развитие форм и методов по патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;
- Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания учащихся.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
- Продолжить изучение изменений в сфере патриотического воспитания и использование их в практической деятельности;
- Разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности школьника как патриота России;
- Разработка комплекса учебных занятий в области патриотического воспитания;
- Разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий учащихся;
- Изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания учащихся.
Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:
- Создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию учащихся .
- Развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания учащихся.
4. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании учащихся.
В целях изучения государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
- Проведение конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания с использованием государственных символов России;
- Организация изучения на занятиях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
- Оформление стендов с использования государственной символики России .
Содержание программы
Наиболее эффективной, в плане военно-патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся, на мой взгляд, являются творческие объединения учащихся (кружки) военно-патриотического характера, так как они охватывают сразу все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию более массовый характер, а с другой стороны – вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работой.
Целью работы объединения является:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Популяризация службы в рядах Вооружённых сил;
- Физическое и нравственное совершенствование личности.
Работа объединения – это не разовое эпизодическое мероприятие, а массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые закладывают основы морально-психологической подготовки, способствуют физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
№ п/п |
Наименование тем, разделов |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Общая физическая подготовка. |
6 |
15 |
21 |
2 |
Строевая подготовка. |
6 |
15 |
21 |
3 |
Первая медицинская помощь. |
20 |
36 |
56 |
4 |
Основы туристической подготовки |
16 |
33 |
49 |
5 |
Рукопашный бой. |
2 |
34 |
36 |
6 |
Пожарная безопасность. |
2 |
31 |
33 |
Всего |
52 |
164 |
216 |
Направления деятельности.
Общая физическая подготовка.
- Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП. И Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
- Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
- Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.
- Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.
- Командные игры.
Строевая подготовка.
- Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.
- Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.
- Сигналы управления строем.
- Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
- Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.
- Выход из строя и подход к начальнику, возврат в строй.
Первая медицинская помощь.
Главная задача – научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.
- Личная и общественная гигиена.
- ПМП при травмах и несчастных случаях.
- Понятие раны. Виды ран.
- Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.
- Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.
- Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.
- Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.
- Понятие об ожогах и обморожениях, ПМП при них.
- ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током.
- Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.
- ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения.
- Пищевые отравления, ПМП при них.
- Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности.
- Лекарственные травы, их значение, назначение. Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы.
Основы туристической подготовки
- Ориентирование в туристическом походе.
- Организация бивака.
- Разведение костра.
- Установка палатки.
- Способы преодоления препятствий во время маршрута.
- Ориентирование на местности без карты. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний.
- Движение по азимуту.
- Составление схемы местности и нанесение цели на схему.
- Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа.
- Измерение расстояния различными способами.
- Организация движения по азимуту.
Рукопашный бой.
- Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок.
- Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов.
- Приёмы рукопашного боя с оружием.
- Приёмы рукопашного боя с оружием.
- Приёмы освобождения от захватов.
Пожарная безопасность.
- Боевое развёртывание от пожарного автомобиля.
- Пожарная эстафета.
- Надевание «боёвки» - боевой одежды.
Количество часов:
Программа рассчитана на 216 часов в год.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование .
I. Первая медицинская помощь |
Личная и общественная гигиена. |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. |
Понятие раны. Виды ран. |
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. |
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. |
Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них. |
Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах. |
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. |
Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них. |
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током. |
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. |
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. |
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них. |
Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности. |
Лекарственные травы, их значение, назначение. |
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы. |
II. Туризм |
Ориентирование на местности без карты. |
Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний. |
Движение по азимуту. |
Составление схемы местности и нанесение цели на схему. |
Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа. |
Измерение расстояния различными способами. |
Организация движения по азимуту. |
Тактика движения группы. |
Организация походов. |
Туристский быт, привалы и ночлеги. |
Туристское снаряжение |
Питание туриста. |
Техника безопасности в походах. |
Подведение итогов похода. |
Топография и ориентирование. |
Вязание узлов. |
Гигиена туриста. |
Оказание первой медицинской помощи. |
Наблюдения за погодой и её предсказания. |
Растения съедобные, охраняемые, лекарственные, ядовитые. |
Водная подготовка туриста. |
Походы. |
III. Общефизическая подготовка |
Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой». |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение метанию гранаты в цель. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Подвижные игры на местности. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра. |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию). |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках. |
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту. Силовые упражнения на рукоходах. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП. |
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении. |
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями. |
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции. |
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование 6 минутного бега. ОФП. |
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. Метание по движущейся цели. Игры на воздухе. |
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП. |
IV.Рукопашный бой |
Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок. |
Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов. |
Приёмы рукопашного боя с оружием. |
Приёмы рукопашного боя с оружием. |
Приёмы освобождения от захватов. |
Изучение ударов руками |
Изучение ударов ногами |
Подготовительные тренировки |
Подготовительные тренировки |
Подготовительные тренировки |
Изучение комплексов специальных упражнений |
Изучение комплексов специальных упражнений |
Изучение комплексов специальных упражнений |
Изучение бросковой техники |
Изучение блоков и ударов руками |
Защита при нападении |
Изучение блоков и ударов ногами |
Изучение блоков и ударов ногами |
Изучение блоков и ударов руками |
Защита от ударов с применением бросков, заломов |
Защита от ударов с применением бросков, заломов |
V.Пожарная безопасность. |
Боевое развёртывание от пожарного автомобиля. |
Пожарная эстафета. |
Надевание «боёвки» - боевой одежды |
Календарно- учебный график обучения
№ |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часовов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
Первый модуль |
|
||||||
1 |
Сентябрь
|
1 неделя |
|
Теория |
6 часов |
Личная и общественная гигиена. |
«ЦДО» |
Зачет |
Ориентирование на местности без карты. |
||||||||
Строевая подготовка: строевая выучка. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места. |
||||||||
Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок. |
||||||||
Боевое развёртывание от пожарного автомобиля. |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория,практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. |
«ЦДО» |
Зачет |
Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты |
||||||||
Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов. |
||||||||
Пожарная эстафета. |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности. |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория,практика |
6 часов |
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. |
«ЦДО» |
Зачет |
Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа. |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Общая физическая подготовка. Эстафеты. |
||||||||
Приёмы рукопашного боя с оружием |
||||||||
Пожарная эстафета. |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Подвижные игры с бегом. |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория,практика |
6 часов |
Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них |
«ЦДО» |
Зачет |
Измерение расстояния различными способами |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств |
||||||||
Приёмы освобождения от захватов. |
||||||||
Пожарная эстафета. |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Простейший комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями |
||||||||
2 |
Октябрь |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах |
«ЦДО» |
Зачет |
Организация движения по азимуту |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Подвижные игры, развивающие скоростную выносливость |
||||||||
Приёмы освобождения от захватов |
||||||||
Надевание «боёвки» - боевой одежды |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств |
«ЦДО» |
Зачет |
Тактика движения группы |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра |
||||||||
Изучение ударов руками |
||||||||
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию). |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6часов |
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания |
«ЦДО» |
Заче |
Организация походов |
||||||||
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Полоса препятствий |
||||||||
Изучение ударов ногами |
||||||||
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения |
||||||||
Туристский быт, привалы и ночлеги. |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них |
«ЦДО» |
Зачет |
Туристское снаряжение |
||||||||
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Лекарственные травы, их значение, назначение. |
||||||||
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Круговая тренировка |
||||||||
3 |
Ноябрь |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6часов |
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы. |
«ЦДО» |
Зачет |
Питание туриста |
||||||||
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Личная и общественная гигиена |
||||||||
Техника безопасности в походах |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6часов |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях |
«ЦДО» |
Зачет |
Подведение итогов похода |
||||||||
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Понятие раны. Виды ран |
||||||||
Топография и ориентирование |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6часов |
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током. |
«ЦДО» |
Зачет |
Вязание узлов |
||||||||
Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты на развитие основных двигательных качеств. Силовые упражнения |
||||||||
Изучение комплексов специальных упражнений |
||||||||
Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них. |
||||||||
Гигиена туриста |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах. |
«ЦДО» |
Зачет |
Оказание первой медицинской помощи |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие равновесия в эстафетах и играх |
||||||||
Изучение комплексов специальных упражнений |
||||||||
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств |
||||||||
Наблюдения за погодой и её предсказания |
||||||||
4 |
Декабрь |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. |
«ЦДО» |
Зачет |
Растения съедобные, охраняемые, лекарственные, ядовитые. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции |
||||||||
Изучение бросковой техники |
||||||||
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения |
||||||||
Водная подготовка туриста |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них |
«ЦДО» |
Зачет |
Измерение расстояния различными способами. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности. |
||||||||
Изучение блоков и ударов руками |
||||||||
Лекарственные травы, их значение, назначение. |
||||||||
Организация движения по азимуту. |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы. |
«ЦДО» |
Зачет |
Тактика движения группы. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска. |
||||||||
Защита при нападении |
||||||||
Личная и общественная гигиена. |
||||||||
Организация походов. |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория, практика |
2 часа |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. |
«ЦДО» |
Зачет |
Туристский быт, привалы и ночлеги. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
Понятие раны. Виды ран. |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
|
|
итого |
|
|
96 ч. |
|
|
|
Второй модуль |
||||||||
5 |
Январь |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения |
«ЦДО» |
Зачет |
Туристское снаряжение |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах |
||||||||
Изучение блоков и ударов руками |
||||||||
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. |
||||||||
Питание туриста |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них |
«ЦДО» |
Зачет |
Техника безопасности в походах. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий. |
||||||||
Защита от ударов с применением бросков, заломов |
||||||||
Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах. |
||||||||
Походы |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. |
«ЦДО» |
Зачет |
Ориентирование на местности без карты. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование по подтягиванию и отжиманию. |
||||||||
Защита от ударов с применением бросков, заломов |
||||||||
Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них. |
||||||||
Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний |
||||||||
6 |
Февраль |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. |
«ЦДО» |
Зачет |
Подведение итогов похода. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы |
||||||||
Приёмы освобождения от захватов. |
||||||||
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения |
||||||||
Топография и ориентирование. |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них |
«ЦДО» |
Зачет |
Движение по азимуту. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная командная игра «Взятие крепости», развивающая основные двигательные качества. |
||||||||
Изучение ударов руками |
||||||||
Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности. |
||||||||
Составление схемы местности и нанесение цели на схему. |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6 часоа |
Лекарственные травы, их значение, назначение. |
«ЦДО» |
Зачет |
Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту. Силовые упражнения на рукоходах |
||||||||
Изучение ударов ногами |
||||||||
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы |
||||||||
Измерение расстояния различными способами |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Личная и общественная гигиена. |
«ЦДО» |
Зачет |
Организация движения по азимуту. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП. |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях |
||||||||
Тактика движения группы. |
||||||||
7 |
Март |
1 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Понятие раны. Виды ран. |
«ЦДО» |
Зачет |
Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие скоростных качеств. |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. |
||||||||
Организация походов. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. |
«ЦДО» |
Зачет |
Туристский быт, привалы и ночлеги |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров ОФП |
||||||||
Подготовительные тренировки |
||||||||
Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них |
||||||||
Туристское снаряжение |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах |
«ЦДО» |
Зачет |
Питание туриста |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра на местности. ОФП. |
||||||||
Изучение комплексов специальных упражнений |
||||||||
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. |
||||||||
Техника безопасности в походах |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Теория, практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током. |
На местности |
Зачет |
Подведение итогов похода. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование – прыжки в длину с разбега. Ловля и передача мяча в движении. |
||||||||
Изучение бросковой техники |
||||||||
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. |
||||||||
Топография и ориентирование. |
||||||||
8 |
Апрель |
1 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения |
На местности |
Зачет |
Вязание узлов. |
||||||||
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Бег по пересечённой местности с заданиями |
||||||||
Изучение блоков и ударов руками |
||||||||
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них. |
||||||||
Гигиена туриста. |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Профилактика травматизма. Основные правила техники безопасности |
На местности |
Зачет |
Оказание первой медицинской помощи |
||||||||
Наблюдения за погодой и её предсказания |
||||||||
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Совершенствование дыхательных упражнений во время движения. Подвижные игры на быстроту реакции. |
||||||||
Защита при нападении |
||||||||
Лекарственные травы, их значение, назначение |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы |
На местности |
Зачет |
Растения съедобные, охраняемые, лекарственные, ядовитые |
||||||||
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. Метание по движущейся цели. Игры на воздухе |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
Личная и общественная гигиена. |
||||||||
Водная подготовка туриста |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях |
На местности |
Зачет |
Походы |
||||||||
Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Силовая подготовка. ОФП. |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях |
||||||||
Ориентирование на местности без карты. |
||||||||
9 |
Май |
1 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. |
На местности |
Зачет |
Растения съедобные, охраняемые, лекарственные, ядовитые. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции |
||||||||
Изучение бросковой техники |
||||||||
Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения |
||||||||
Водная подготовка туриста |
||||||||
|
|
2 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них |
На местности |
Зачет |
Измерение расстояния различными способами. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности. |
||||||||
Изучение блоков и ударов руками |
||||||||
Лекарственные травы, их значение, назначение. |
||||||||
Организация движения по азимуту. |
||||||||
|
|
3 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Основные виды растений родного края, их использование. Умение собирать лекарственные травы. |
На местности |
Зачет |
Тактика движения группы. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Командная игра на местности с элементами марш-броска. |
||||||||
Защита при нападении |
||||||||
Личная и общественная гигиена. |
||||||||
Организация походов. |
||||||||
|
|
4 неделя |
|
Практика |
6 часов |
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. |
На местности |
Зачет |
Туристский быт, привалы и ночлеги. |
||||||||
Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Подвижная игра с ловлей и передачей мяча. Силовые упражнения в упорах |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
Понятие раны. Виды ран. |
||||||||
Изучение блоков и ударов ногами |
||||||||
|
|
Итого |
|
|
120ч |
|
|
|
Ожидаемые результаты
Максимальное использование ресурсов воспитательно-образовательной деятельности, приобщение к здоровому образу жизни, предоставить части молодого поколения россиян возможность получить интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное воспитание, навыки адаптации в жизни и в обществе и основы подготовки к служению в вооруженных силах Российской Федерации.
Список литературы
1. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
2. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
3. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
5. Смирнов А.Т. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений –2010 г.;
6. Смирнов А.Т. Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс, Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2009-2008 гг.
7. Смирнов А.Т. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2007;
8. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;
9. Васнев В.А. «Основы подготовки к военной службе» - Методические материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2007г.;
10. Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Арм пресс, 2001.
11. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
11. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.- Матвеев А.П, Просвещение, 2010 г.
12. Дни воинской славы России. Москва, ООО глобус, 2007 г.
13. Аронов А.А. Воспитание патриотов: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
14. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма. – Вологда.: ВИРО, 2004 г.
15. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М.: Издательство Мысль, 1984 г.
16. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. – М.: Издательство ДОСААФ, 1996 г.
17. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1978 г.
18. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978 г.
19. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ № 8, 2005 г.
20. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, № 8, 2005 г.
21. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ, № 11, 2006 г.
22. Строевой устав вооруженных сил Российской Федерации. Москва, военное издательство, 2006