Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Рабочая программа учителя - логопеда по организации коррекционно - развивающей работы в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Карасик»

 

Рабочая программа учителя - логопеда по организации коррекционно - развивающей работы в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

 

Захарова Елена Александровна

учитель - логопед

 

Пояснительная записка
 
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июня.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно- развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) I,II,III уровня, посещающих старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ №16 "Карасик".
Исходной теоретической и методологичекой основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С. Выготским ( о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка), П.Я. Гальпериным ( о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е. Левиной (о трех уровнях речевого развития детей и психолого - педагогическом подходе в системе специального образования), В.И. Лубовским, Л.Е Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Рабочая программа средней группы №2 МБДОУ №16 "Карасик" компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте 5-6 лет разработана на  основе следующих программ и нормативных документов:
  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2.  Примерная адатированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" под ред. Н.В. Нищевой, 20167;
 
  1.  Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет (Авт. Н.В. Нищева)
  2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Авт. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина).
  3. Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №16 "Карасик"
Образовательная деятельность в группе с ТНР регулируется нормативно-правовыми документами:
  • Закон РФ от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;      
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 No1155);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.No 26 СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.)
  • Письмо Министерства образования Россииот 22.01.98 г. №20-58-07 ин/20-4 "Об учителях - логопедах и педагогах - психологах" (о продолжительности рабочего дня учителя - логопеда);
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1998;
  •  Всемирная декларация об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
  •  Декларацией прав ребенка;
  • Нормативные документы МБДОУ №16 "Карасик".
Для обеспечения целостности педагогического процесса в ДО компенсирующей направленности Рабочая Программа интегрируется с выше перечисленными программами.
Программа старшей группы определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 5-ти до 6-ти лет с тяжелыми нарушениями речи и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, а также для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушениями речи) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
 Программой предусматривается коррекция недостатков в речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
 
 
Цели и задачи реализации рабочей программы
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно­развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые наруше­ния. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-педагогической работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ № 16, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного об­разования (ФГОС ДО), структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы - организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, предусматривающих полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на исправление речевых и психофизических нарушений у детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
 
Реализация рабочей программы обеспечена психолого-педагогическими условиями:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Программа коррекционно-педагогической работы для детей с нарушениями речи направлена на реализацию задач:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно нарушения речи.
- Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
- Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционно - развивающей работы с ребенком с ОНР в ДОУ и семьей.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дощкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
- Осуществление индивидуально- ориентированной пихолого- медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Основные задачи коррекционного обучения:
  • Устранение дефектов звукопроизношения и формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха;
  • Развитие навыков звукового анализа;
  • Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза, в целях предупреждегния возможныхнарушений процессов языкового анализа и синтеза;
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запасп дошкольников с нарушениями речи;
  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
  • Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм);
  • Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации;
  • Развитие и коррекция моторной сферы;
  • Развитие и коррекция психических процессов;
  • Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка;
  • Формирование компонентов устной ркчи у детей с тяжелыми нарушениями речи в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно- образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
 
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Предусмотрено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях рабочей программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, целостность рабочей программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно - развивающей работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Смотреть работу полностью