Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Знакомство детей с миром сказочных образов через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов»

МБДОУ Детский сад № 7 городского округа - город Камышин, Волгоградской области

 

«Знакомство детей с миром сказочных образов через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов»


Кошелева Т.Н. старший воспитатель

 

В 2019 -2020  учебном году с детьми от 3 до 7 лет проводился долгосрочный проект «Знакомство детей с миром сказочных образов».

Через игровые и творческие ситуации; через литературно - художественные произведения и музыкальные шедевры русских композиторов дети знакомились с миром сказки.

Для этого проекта педагоги изготовили куклы на вениках.

Принцип их изготовления - народные  куклы «метлушки». 1/3 ручки веника обмотали скотчем или пряжей – у какой- то куклы  это рукоятка, чтобы удобнее держать (Петя, Щелкунчик, Снегурочка), а у какой- то куклы - это голова (Богатырь, баба Яга, бабушка -рассказушка), далее веник делили на 4 равные части: из 2 боковых –формировали руки, а из нижних - ноги. Чтобы придать кукле образ подбирали одежду (или вязали). Так появились: бабушка - рассказушка, баба Яга, Снегурочка, богатырь, старичок - лесовичок;  Петя и Щелкунчик. 

Эти образы для реализации проекта были выбраны не случайно, а в соответствии с классическими музыкальными произведениями русских композиторов.

Так, читая  потешки («Еду- еду к бабе, деду» или  «Жили у бабуси») или русские  народные сказки  («Колобок»,  «У страха глаза велики», «Пых» и др.), педагоги знакомили  детей со сказочным образом – бабушки (бабы, няни).  Образовательная деятельность проходила динамично и интересно ведь у бабушки – рассказушки есть сказки — веселые, добрые, с чудесами и приключе­ниями. Кроме того она может рассказывать сказки, не словами, а звуками — ласко­выми или тревожными, добрыми или таинственными,  грустными или  задорными. 

Принося  игрушку (например, бабу Ягу),  бабушка - рассказушка предлагает детям отправиться в сказку. 

- Посмотрите, какую игрушку я вам  сегодня принесла…  Назовите сказки, в которых герой баба Яга («Гуси - лебеди», «Жихарка», «Царевна - лягушка», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка»)

- Баба Яга – сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу. Раньше верили, что Баба Яга – это ведьма. Послушайте, как П. И.Чайковский изобразил  Бабу Ягу в своих музыкальных сказках..

-  Сравните сказки  П. И.Чайковского с небольшой пьесой  для оркестра  А. К. Лядова.

- Свою сказку А. К. Лядов написал на сюжет «Народных русских сказок» А. Афана­сьева: «Баба Яга вышла во двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, поме­лом след заметать... Скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели...».  

Во вступлении с помощью флейты композитор изобразил свист Бабы Яги и подлетающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее, можно представить себе темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук ко­стей, которыми Баба Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полет Бабы Яги, которая гремит костями, свистит, злится. Музыка похожа на зловещую пляс­ку, потом начинает звучать высоко, легко, танцевально, будто ступа с Бабой Ягой взвилась высоко в небо и унеслась.

- А вы знаете, где  живёт баба Яга?  (в избушке на курьих ножках)

- Чем необычна эта избушка? (стоит в чаще леса, на курьих ножках, может  поворачиваться)

-   Как попасть в домик бабы-яги? (Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание:  "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом") 

- У М.Мусоргского есть пьеса, которая так и называется «Избушка на курьих ножках» послушаем её…

В ходе проекта детям прочитали русские народные сказки  «Снегурочка и лиса», «Гуси - лебеди», «Жихарка», «Царевна - лягушка», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» (в обр.Афанасьева), «Девочка Снегурочка» (в обр.В.Даля);  былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей»,  «Садко», сказку Э.Т.Гофмана «Щелкунчик», сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  и другие.

С помощью «Сказочной карты России» дети «побывали в гостях» на родине сказочных персонажей: в  городе «мышиного царства» (в Мышкине) - у Щелкунчика; в  Костроме - у Снегурочки; в с. Кукобой, Ярославской обл. - у  бабы  Яги;  у богатырей (Алеши Поповича – в г. Ростове Новгородской области, у Ильи Муромца – г. Муроме, Владимирской обл., у Добрыни Никитича – г. Рязани).

В ходе проекта использовались «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке» (Радыновой О.П.) и специально подобранное музыкальное сопровождение (5 тематических дисков):  

Кульминацией  проекта  стали  занятия  по рисованию  и  лепки. Дети, выбрав отдельного героя (Алё­нушка и братец Иванушка, Снегурочка, Баба Яга, Царевна Лебедь, богатырь..)  или сюжет, в зави­симости от характера  образа  воплощали свои  впечатления с помощью внешне узнаваемых черт, элементов костюма, ин­терьера  («Изодеятельность в детском саду» И.А.Лыковой)

В ходе проекта  дети  научились получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, с помощью книг, музыки и т. д.); познакомились  с литературно – художественными  произведениями, с  творчеством русских композиторов; научились выражать свои впечатления от прослушанных классических произведений в творческой деятельности.

В детском саду предметно - пространственная развивающая среда пополнилась дидактическими куклами на вениках, играми, пособиями и фонотекой музыкальных произведений  русских композиторов.