Образовательная программа по внеурочной деятельности во 2-4 классах "Моя малая Родина"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кактолгинская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА КРУЖКА
по внеурочной деятельности
« Моя малая Родина»
для учащихся 2- 4 классов
на 3 года обучения.
Автор: Агапова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
Категория: высшая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей малой Родины. Так основными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся 2-4 классов разработана программа кружка по внеурочной деятельности « Моя малая Родина».
Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- научная достоверность используемого материала;
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого учащегося;
- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
Особенность программы
Программа рассчитана на учащихся 2- 4 классов . Курс программы рассчитан на 102 часа. Занятия для учащихся второго класса начинаются с первого сентября. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа позволит осуществить военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
-создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;
- воспитание гражданского самопознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
ЗАДАЧИ :
- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
- уточнять знания о достопримечательностях Газимуро-Заводского района;
-познакомить с земляками, внёсших вклад в победу над врагом, в развитие села,
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
- расширять знания об истории родного села, о труде людей нашего села, района, края.
Ожидаемым результатом Программы будет:
устойчивый интерес к истории своей малой родины,
знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,
знания правил охраны природы,
способность творчески мыслить и рассуждать,
умение использовать полученные знания на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,
в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Ожидаемый результат за 3 года обучения.
Что мы знаем: |
Что умеем: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. |
Составлять родословную. |
Знать символику Забайкальского края и Газимуро-Заводского района, названия сёл района, рек и других объектов. |
Составлять устный рассказ о своей школе. о семье. |
Названия улиц, культурных центров, памятных мест села. |
Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы) Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы |
Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы. |
Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию. Соблюдать правила поведения в природе. |
Национальный состав села, праздники и обычаи народов. Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села. |
|
свою взаимосвязь с окружающим микромиром |
переносить полученные знания на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать. |
|
заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах. |
Работа кружка по внеурочной деятельности осуществляется через организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)
- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе)
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа, участие в научно-исследовательских работах.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов:
Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,
- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,
- использование разнообразного дидактического материала.
- наличие мультимедийного оборудования.
Реализация Программы: 2014-2015- 2016-2017 учебные годы.
Учебно-тематический план
2 класс
№п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во |
Содержание занятий |
Результат |
Примечание |
1 |
Мой дом. Моя семья. |
Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»
|
1 |
Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков. |
|
|
2 |
|
« Моя семья» |
1 |
Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения) |
Семья. |
|
3-4 |
|
Основы генеалогии. Генеалогическое древо. |
1-2 |
Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.
|
Понятие о генеалогии |
Составление родословной |
5 |
|
Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи». |
1 |
Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ. |
Поколения, родословная |
|
6 |
|
Вводное занятие. Что такое краеведение? Правила техники безопасности. |
1 |
Беседа. |
Понятие «краеведение». Правила поведения на экскурсии. |
|
7 |
|
С кем я живу. |
1 |
Беседа. Конкурс рассказов «Когда я был маленьким» |
Формирование навыков творческого рассказывания. |
|
8
|
|
Мои родственники.
|
1
|
Беседа. Игра « А ты мне кто?» Диагностика « Дом,в котором я живу»
|
Родственные отношения между членами семьи.
|
|
9 |
|
Мой лучший друг.
|
1 |
Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.
|
|
Развитие творческих способностей, речи.
|
10 |
Моё село. Мой край. |
Это моя школа. А что вокруг? |
1 |
экскурсия |
Устное описание объектов природы и культуры. |
|
11 |
|
Моё село на карте |
1 |
Практическая работа. |
|
Умение ориентироваться по карте, находить объекты
|
12 |
|
Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица». |
1 |
Творческая работа, беседа, поиск информации |
Название улиц села |
Творческая работа |
13 |
|
Символика Российского государства. |
1 |
Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме. |
Символы России ( гимн, флаг, герб страны) |
|
14 |
|
Символика Газимуро-Заводского района. |
1 |
Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.
|
Символы района ( флаг, герб) |
|
15 |
|
Карта – схема Газимуро-Заводского района. Игра « Где эта улица?» |
1 |
Рассказ, игра. |
|
Умение пользоваться картой – схемой района |
16 |
|
Безопасный путь в школу и из школы домой.
|
1 |
Беседа, викторина, практическая работа. |
Правила безопасного движения. |
Разработка маршрута
|
17 |
|
Кто живёт рядом у школы. |
1
|
Экскурсия в детский сад и на пришкольный участок. Беседа. |
. |
Умение устанавливать причинно- следственные связи. |
18 |
Природа и мы. |
Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек. |
1 |
Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц. |
Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время. |
Навык изготовления кормушек.
|
19 |
|
Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение. |
1 |
Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов. |
Птицы нашей местности.
|
Наблюдение |
20 |
|
« Древесные растения нашей местности». |
1 |
Презентация итогов индивидуальной работы, викторина. |
Разнообразие древесных растений.
|
Определение названия древесного растения по листьям. |
21-22 |
|
« Доктор- природа». |
1-2 |
Беседа, викторина, работа с гербарием, иллюстрациями, литературой. Практическая работа |
Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль. |
Умение распознавать и использовать лекарственные растения |
23-24 |
|
Подготовка, оформление материала по итогам работы. |
1-2 |
Оформление альбома, выставки. |
Работа с информацией. |
Презентация работы. |
Практическая индивидуальная работа. Проектная деятельность.10 часов
Учебно-тематический план
3 класс
№п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во |
Содержание занятий |
Результат |
1-2 |
Природа и мы. |
Лес - наше богатство. |
2 |
Беседа, чтение стихотворений, игра. |
|
3-4 |
|
Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги. |
2 |
Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации. |
|
5-6 |
|
Охраняемые животные и растения нашего края. |
2 |
Беседа. Прослушивание сообщений. |
|
7-8 |
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
2 |
Экскурсия в зал природы нашего края |
|
9-10 |
Моё село. Мой край. |
Посещение библиотеки. Писатели – земляки. |
2 |
Экскурсия |
|
11-12 |
|
Наши знаменитые земляки. Сбор информации. |
2 |
Беседа, просмотр презентации. |
|
13-14 |
|
Мой знаменитый земляк. |
2 |
Сообщение учащихся |
|
15-16 |
Моя семья. Мой дом. |
Праздники и обычаи моей семьи. |
2 |
Беседа. Творческая работа с привлечением родителей. |
|
17-18 |
|
Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации. |
2 |
Беседа. Работа с литературой. Подготовка проектов с привлечением родителей. |
|
19-20 |
|
Презентация творческих проектов «Праздники моей семьи». |
2 |
Конкурс рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи». |
|
21-22 |
Природа и мы. |
Звери, птицы и растения нашего края весной. |
2 |
Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов. |
Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию) |
23
24
|
Моё село. Мой край. |
Достопримечательные места с. Кактолга.
Экскурсия по достопримечательным местам родного села. |
1
1 |
Беседа. Презентация. Игра
Экскурсия. |
Достопримечательности родного села. |
25 |
|
Чему мы научились за год. |
1 |
Игра |
Проверка полученных знаний. |
26-27 |
|
Презентация индивидуальных творческих проектов. |
2
|
Презентация. |
Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией. |
Практическая индивидуальная работа-7 часов
Учебно-тематический план.
4 класс
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Результат |
1-2 |
Мой дом. Моя семья. |
Профессии членов моей семьи. |
2 |
Беседа |
Профессия, место и содержание работы родителей. |
3-4 |
|
Этому я научился у своих родных. |
2 |
Подготовка к выставке. Практическая работа. |
Развитие творческих способностей. Моё участие в жизни семьи. |
5-6 |
|
Этому я научился у своих родных. Выставка. |
2 |
Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов. |
Развитие коммуникативных умений.
|
7-8 |
Моё село. Мой край. |
Каким было моё село раньше. |
2 |
Работа со статьями в районной газете. |
Вклад старших родственников и земляков в дело Победы. Работа с информацией. |
9-10 |
|
Каким было моё село раньше. Экскурсия. |
2 |
Экскурсия в библиотеку |
Связь истории страны с историей села. Жизнь и быт. |
11-12 |
Природа и мы. |
Что растёт на школьном поле. |
2 |
Экскурсия на поле. |
Растения полей . Их роль для жизни села, района, края. Труд хлеборобов. |
13-14 |
|
Природные ресурсы моего края и пути их применения. |
2 |
Беседа. Презентация. |
Природные ресурсы района, области и пути их применения. |
15-16 |
|
Правила охраны природы моего края. |
2 |
Лекция. Практикум. Составление советов, памяток по теме охраны природы. |
Закон об охране природы. Формы охраны природы. |
17-18 |
|
Леса родного края. Акция « Посади дерево» |
2 |
Практическое природоохранное дело. Озеленение своей улицы, двора. |
Формирование экологической культуры, положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края
|
17-18
|
|
Реки моего края.
|
1
|
Беседа, викторина.
|
Формирование экологической культуры, положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края
|
19-20
|
|
Акция « Спасём Землю!». |
2 |
Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов.
|
Формирование экологической культуры, положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края
Причины загрязнения водоёмов. |
21-22 |
|
Экологическая фотовыставка. |
2 |
Оформление фотовыставки « Береги природу!» |
Вести разговор на экологическую тему. |
23-24 |
|
Подготовка коллективного творческого проекта. |
2 |
Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного материала.
|
Коллективное планирование, применение полученных знаний.
|
25-26 |
|
Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина» |
2 |
Презентация. |
Коммуникативные умения. |
27-28 |
|
Итоговая познавательная игра « Наш край». |
2 |
Игра. |
Применение полученных знаний. |
Практическая индивидуальная работа-6 часов