Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Пробуждая чувства добрые...» (элективный курс по литературе)

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №15»

 городского округа «город Якутск»

 

«Пробуждая чувства добрые...»

(элективный курс по литературе)

 

Авторы — составители:

Лазарович Оксана Александровна,

учитель русского языка  и литературы

Васина Дина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 С раннего детства человек знакомится не только с книгами, но и телевидением, а значит и с кино.  Оно будет сопровождать его всю жизнь, будет постоянным спутником, поможет разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.

         Кино открывает нам окно в далекое, неизведанное прошлое, наше настоящее. Важны, интересны, познавательны любые фильмы, из какой области они  не были бы.

         Исторические фильмы – расскажут нам о наших предках, войнах, восстаниях. И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, оценим, поймем его, рассмотрим историю Родины через судьбы людей, а не через набор сухих фактов.

          Не менее интересны научно – популярные фильмы, которые содержат столько тайн. Надо только научиться всматриваться в них, брать из них самое ценное, обогащая, тем самым, себя.

         Герои фантастических фильмов беспокоятся о будущем человечества, а их создатели хотят, чтобы это будущее было добрым, предупреждают, что человечеству надо бояться не завоевателей  со сверхоружием, а обывателей, готовых отдать землю любому, кто обеспечит им сытое и спокойное существование.

         Приключенческие фильмы погружают зрителя в мир необычных и увлекательных событий, позволяют пережить вместе с киногероями события, от которых захватывает дух, отвлечься от повседневных хлопот.

         С героями детективов мы попадаем в процесс расследования загадочного происшествия, пробуем выяснить его обстоятельства и раскрыть загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и мы вместе с детективом расследуем его, ищем виновных.  В фильмах этого жанра происходит столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости.

         Кино заставляет нас совершать удивительное путешествие в свой мир. С его героями мы переживаем, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждем благоприятного конца. Герои фильмов помогают юному зрителю ответить на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо для каждого человека, что важно в жизни быть человеком, надежным и достойным доверия; что необходимо держать слово, выполнять обещанное, быть честным, уметь отвечать за свои поступки, нести ответственность за других людей.

         Кино, на наш взгляд, - самое понятное нынешним школьникам искусство. Мы, к сожалению, перестали быть самой читающей страной в мире. У детей формируется психологическая привязанность к телевидению, интернету, социальным сетям. Следовательно, одна из задач современного педагога - направить ученика в нужное русло, привлечь достижения современности на свою сторону, потому что недостаточная гражданственность многих передач, засилье «мыльных опер» и безвкусной рекламы нередко делает просмотр фильмов и передач мощным фактором воспитания дурного вкуса, эгоизма и вседозволенности.

   Обилие на прилавках магазинов низкопробных фильмов не только «засоряет» круг детского просмотра, но и затрудняет процесс педагогического руководства им, т.к. родители и учителя зачастую с трудом ориентируются в огромном потоке никак не контролируемых фильмов.

   В этом сложном переплетении социальных условий, отрицательно влияющих на процесс духовного становления будущих граждан страны, требуются новые формы работы с учащимися.

   Как показал осуществленный нами анализ, использование кино в системе нравственного воспитания учащихся еще не было предметом специального исследования.  Делаются лишь попытки создать перечень фильмов, рекомендуемых МО РФ для обязательного просмотра школьниками. Вместе с тем ощущается потребность в рекомендациях в этой области.

   Поэтому целью нашей работы является создание элективного курса по литературе «Пробуждая чувства добрые...» и электронного приложения, раскрывающего содержательный аспект фильмов, к нему.

 Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  • подбор фильмов по выбранным направлениям;
  • сбор информации по фильмам;
  • составление разноуровневых заданий, раскрывающих содержательный аспект фильма;
  • создание электронного приложения к элективному курсу.

         Кино должно и может стать тем инструментом, которое воспитывало бы будущее поколение страны.

         Кино,  хорошее, эмоциональное,  честное,  гражданское, у нас есть, многие фильмы – наша национальная гордость. Поэтому они должны встать на сторону учителя, стать его союзником.

   Формально часть этих картин учащиеся могли увидеть на уроках литературы, истории, МХК. Но учителя – предметники ограничены жесткими временными рамками, и мало кто позволит себе показать фильм целиком, попросить учащихся поделиться своими впечатлениями. Наш факультативный курс дает учителям такую возможность.

Содержание элективного курса

Условно все фильмы, входящие в наше пособие, мы разделили на четыре направления:

  • человек и война;
  • человек и природа;
  • нравственный выбор человека;
  • проблема отцов и детей.

Человек и война. Мир, отсутствие войны, покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное, на наш взгляд, условие существования Земли и человечества.

Человек и природа. Земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. От того, как мы будем относиться к окружающей нас природе, зависит не только наше настоящее, но и будущее наших детей. Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток к человеку.

Нравственный выбор человека. Фильмы этого направления актуальны всегда, потому что показывают зрителю, что есть ценности, через которые нельзя преступать: добро, любовь, верность, преданность.

Проблема отцов и детей. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Проблема важна, т.к. отцы и дети должны быть вместе, находить точки соприкосновения, говорить, размышлять не только о дне сегодняшнем, но и о дне вчерашнем и, конечно, дне завтрашнем.

 Структура электронного приложения

         Сейчас, увы, не выпускают, как это было в советские времена, брошюр про режиссеров и про фильмы, где доходчиво зрителю рассказывалось бы об истории картины, поднимаемых в ней проблемах, историческом контексте, актерах. Поэтому мы решили в приложении собрать информацию, которая помогла бы учителю организовать работу по фильму:

  • «О создателях фильма»;
  • «Роли исполняют»;
  • «Интересные факты»;
  • «Отзывы о фильме»;
  • «Смотрим, думаем, рассуждаем».

   Содержание элективного курса «Пробуждая чувства добрые...» для учащихся 8 классов.

Название фильма

Количество часов

Человек и природа

«Прощание с Матерой»

3 часа

Проблема выбора

«Белый Бим Черное ухо»

3 часа

«Доживем до понедельника»

3 часа

«Живи и помни»

3 часа

«Курьер»

3 часа

«Завтра была война»

3 часа

«Чучело»

3 часа

Проблема отцов и детей

«Вам и не снилось»

3 часа

Человек на войне

«А зори здесь тихие»

3 часа

«Судьба человека»

3 часа

«Журавли над Ильменем»

3 часа

 

   Также в приложении предложены кадры из кинофильмов, позволяющие организовать исследовательскую работу над фильмом.

   Особый интерес для практического применения представляет раздел «Размышляя над прочитанным», где дается  система разноуровневых вопросов, основанная на технологии Блума .

   Первый уровень. Вопросы носят репродуктивный характер. Учащиеся должны уметь понимать и выделять главное. Это вопросы, отвечая на которые, учащиеся должны воспроизвести какие-то конкретные сведения, вспомнить и воссоздать некую информацию.

   Второй уровень. Вопросы продуктивного характера. Учащиеся, отвечая на эти вопросы, должны показать понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, которые могут содержать противоречивую информацию; умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний. Вопросы этого уровня начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить учащихся на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем их объекте и выяснить непонятные им причины действий и поступков людей.

    Третий уровень. Вопросы этого уровня должны показать глубокое понимание сложных текстов, комбинирование, анализ информации, понимание нюансов языка и логики, критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на знаниях или неожиданных концепциях; дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам.

   Практическая значимость элективного курса заключается, на наш взгляд, в возможности использования просмотренных фильмов в качестве аргумента при написании сочинения на единых государственных экзаменах.

  К числу планируемых результатов мы относим в первую очередь личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, а также формирование умений:

  • амостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор;
  • результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
  • общаться, взаимодействовать с людьми;
  • формулировать свое мнение, аргументированно его защищать.