Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Методическая работа. Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста « Нежность и забота.Музыкальный образ мамы»

МУДО «ДДТ г.Буденновска Буденновского района» Ставропольского края

 

 « Нежность и забота. Музыкальный образ мамы»

 

Патутина Юлия  Николаевна

Педагог дополнительного  образования

и концертмейстер

 

Методическая работа.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста 

« Нежность и забота.Музыкальный образ мамы»

 

Цель:  Научить слышать в музыке черты нежности и заботы.

Дать представление  об образе мамы в музыке. 

Задачи:

  • Познакомить детей с шедеврами классической музыки.
  • Научить слушать звучащую музыку.
  • Стимулировать стремление к самостоятельной  творческой фантазии.
  • Развить навык  ритмически озвучивать музыку на музыкальных инструментах.
  • Познакомить детей с творчеством композиторов.
  • Научить основным танцевальным движениям.
  • Развить навык  игры на шумовых музыкальных инструментах. Играть по партиям.
  • Воспитать у детей эстетическое восприятие музыки.

 

Программное содержание:

      Углубить знания об эмоциональной стороне музыки. Довести до сознания детей, какой бывает мама в песнях, фортепианных пьесах у композиторов, в музыкальных фильмах и мультфильмах.

Способствовать музыкальному развитию детей, воспитывать внимание, сосредоточенность и эстетическое восприятие. Закреплять умение применять полученные знания в песнях, при исполнении танцев и озвучивании  на музыкальных инструментах. Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движений. Закрепить знания детей о нежной и заботливой маме, иногда устающей от своих повседневных дел. Формирование ориентировки в пространстве. Формирование у детей представления и воспитание ответственного отношения к самому близкому человеку на свете - маме. Вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу.

           Предварительная работа. Заготовка наглядных пособий, презентации, музыкальных фрагментов, видеофрагментов. Формирование импровизационных навыков при игре на музыкальных инструментах по показу педагога.  Знакомство с  движениями, имитирующими движение на поезде.

Материалы: презентация, видеофрагмент фильма «Мама», песни «Мама», нотное изложение фортепианных пьес А. Гречанинова «Материнские ласки» и П. Чайковского «Мама», заготовка в формате А3 изображения ромашки.

Оборудование: фортепиано, ноты фортепианных пьес, методическая литература, ИКТ, детские шумовые инструменты, заготовка ромашки.

Литература: И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»

О. П. Радынова «Музыкальные шедевры», Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития, Серия журналов  «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», иллюстрации и картинки.

 

Ход занятия

Начало занятия

Педагог:

Ребята, сели ровненько, подтянули спинки,

Если прозвенел звонок,

Значит, начался урок.

Давайте поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»- исполняется педагогом и детьми.

Основная  часть

Педагог:

Ребята, нам сегодня снова предстоит отправиться в путешествие, но прежде  нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент - наш голос. Приготовились, подняли руки и споем песенку про «Мишку».

Молодцы, а сейчас от этой нотки (исполняется распевка «Мишка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).

Ребята, скажите, а про кого эта песенка? (педагог наигрывает песенку «Лошадка», ребята отгадывают песенку по звучанию)

Ребята: Про лошадку.

Педагог:

Конечно, про лошадку. Давайте споем песенку про «Лошадку» (исполняется распевка «Лошадка» от разных нот с показом рукой высоты звуков).

( «Мишка», «Лошадка», «Слон», «Жираф», «Снежинки» («Музыкальный руководитель» №5, 2013 год стр.11-12) с показом рукой).

Педагог: А сейчас….(педагог наигрывает песенку «Жираф», «Слон», «Снежинки», ребята отгадывают песенку по звучанию)

Ребята: Про слона, про жирафа, про снежинки.

Педагог:

Молодцы, ребята, а сейчас садимся на паровоз  и отправляемся в путешествие.

                                 Исполняется песенка про паровоз.

«Паровозик, паровоз,  ты куда нас всех повез, через горы и леса, там, где бродят  чудеса»

Ребята, сегодня мы продолжаем  путешествие по миру музыки.

Мы познакомимся с музыкой,  которая изображает…а вот кого, вы мне сейчас и скажете.

Давайте обратим внимание на экран и прислушаемся, что мы увидим и услышим?

Видео песни «Мама» («Я целую твои руки моя родная»)

Педагог: Ребята скажите, что вы увидели и услышали?

Ребята: Мы услышали песню о маме в исполнении детей.

Педагог: А какими словами они пели о маме.

Текст песни «Мама, будь всегда со мною рядом» (Приложение 1)

Рбята: Мама родная, хорошая, нежная.

Педагог: Молодцы, правильно, а давайте попробуем продолжить и спеть вместе с детьми.

Совместное пение детей с видео

Педагог: Молодцы, а скажите, пожалуйста, если бы вы были композитором, какими инструментами вы бы озвучили свое пение о маме?

Ребята: Треугольник, колокольчик…

Педагог: Молодцы, сейчас продолжим петь песню и поможем себе инструментами.

Пение и игра   детей на музыкальных инструментах совместно с видео.

Педагог: Как красиво у нас получилось. Скажите, ребята, а какой бывает ваша мама?

Ребята: Веселой, красивой, уставшей…

Педагог: Молодцы, давайте послушаем, какой изобразил нам маму Александр Тихонович Гречанинов.Петр Ильич Чайковский и

Звучит фортепианная пьеса.

Звучит А. Гречанинова  «Материнские ласки». (Приложение 2)

Презентация с видеорядом фотографий мамы с детьми.

 

Какой была музыка и что интересного вы заметили?

(Звучит музыка, и идет беседа о прослушанной музыке). Давайте разберемся, как изобразил  нашу маму композитор?  (демонстрация портрета композитора)

Ребята: Музыка была нежной, доброй, ласковой.

 

Педагог: Значит,  какую маму композитор Гречанинов  хотел изобразить?

Ребята: Нежную, ласковую, веселую. Мама в музыке ласковая, немного грустная, но иногда она радостная.

Педагог: Правильно, конечно, ведь только мама бывает такой нежной и ласковой.  А как мама заботится о вас…может приласкать, а может и пожурить, поругать? Здесь композитор изобразил маму нежную и ласковую и так и назвал свое произведение «Материнские ласки». Ребята, а всегда ли мама нежная и ласковая?  Какие мамы бывают, давайте еще прислушаемся.

Звучит фортепианная пьеса.

Звучит П.Чайковского  «Мама» (Приложение 3)

Педагог: А сейчас какой изобразил нам маму композитор?

Ребята: Здесь мама грустная, озабоченная, иногда тревожная, взволнованная.

Педагог: Правильно, а как вы думаете, почему? Да потому, что у мамы немало забот и хлопот, мы знаем, что часто она устает. Вот и Петр Ильич Чайковский нам хотел показать, что мама бывает и такой, озабоченной и взволнованной. Но всегда эти переживания  сменяются нежными чувствами,  правда, ведь вы не огорчаете своих мам и не заставляете их волноваться?

Ребята: Да.

Педагог: Ну а мы отправляемся дальше. Скажите, ребята, а какие мультфильмы вы знаете с участием мамы?

 

Презентация.

Ребята: «Простоквашино», «Крошка Енот», «Мешок яблок», «Мама для Мамонтенка», «Умка», «Шрек», «Осторожно, обезьянки», «Король лев», «Бемби», «Барбоскины», «Малыш и Карлсон», «Суперсемейка».

Педагог: Молодцы, мы вспомнили мультфильмы  с участие мамы, и, конечно, есть много фильмов с участием мамы и сейчас мы посмотрим фрагмент из очень известного детского фильма, который так и называется «Мама» с участием известных актеров Людмилы Гурченко и Михаила Боярского.

 

Коза-мать отправляется за покупками, оставив детей-козлят дома, наказав им никому не открывать дверь. Однако волк хитростью проникает в дом, похищает козлят и требует выкуп.

·         Фильм вышел на трех языках: русском, английском и румынском. Специальный приз жюри «Серебряный кубок» на XXIX международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции,1977 год.

Видео.

Педагог: Какая здесь мама и что она делает?

Ребята: Веселая, радостная, и она играет со своими козлятами.

А вы играете с мамой, а танцуете с мамой?

Давайте разучим танец для нашей мамы.

Разучивание танцев.

Элементы танцев.

Танец «Американская полька» - А – выставление ножки (ножка, направленная в центр круга) на пяточку, носочек, пяточку, носочек, 4 галопа в центр круга, выставление ножки ( ножка направленная из круга) на пяточку, носочек, пяточку, носочек, 4 галопа из центра круга, Б – три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки, три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки, смена партнера по направлению движения (куда смотрят глазки, в ту сторону идем к новому партнеру). (Ладушки, Топ-топ каблучок, №1, Американская полька)

Педагог:

Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться,  садимся в паровозик и возвращаемся домой.

Исполняется песенка про паровоз.

«Паровозик, паровоз, ты домой нас всех повез, здесь встречают нас друзья- наша дружная семья»

Итог занятия.  Закрепление нового материала:

Педагог:

Ну вот, занятие наше подошло к концу. Мы возвратились домой. Понравилось, вам наше путешествие? Давайте вспомним,  где  мы сегодня путешествовали и что интересного увидели,  с кем познакомились? С какими композиторами и о чем нам они хотели рассказать?

(Педагог наводящими вопросами расспрашивает материал занятия и демонстрирует иллюстрации к произведениям и  портреты композиторов)

Ответы детей.

Ребята:

Мы были в гостях, в мире музыки. Слушали... песни, инструментальные произведения о маме. Мы смотрели видео песни о маме, вспомнили  мультфильмы и  фильмы, познакомились с  композиторами П.И.Чайковским,

 А. Т. Гречаниновым и конечно все они нам показывали Маму.

Педагог:

А сейчас давайте сделаем для мамы подарок, который подарим мамам на 8 Марта. Вы будете говорить какая ваша мама, а я буду вписывать ваши слова в лепестки нашей  ромашки.

Ромашка   со словами,  какой бывает мама. (Приложение 4)

Педагог:

Молодцы,   давайте  попрощаемся. Вот какой красивый получился подарок.

Музыкальное прощание «Наш урок окончен»- исполняется педагогом и детьми.

Смотреть работу полностью

Смотреть презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Чайковский П.И. «Мама»

Приложение 4

Ромашка

Мама - нежная, ласковая, заботливая, веселая, милая, добрая, красивая, привлекательная, родная, прекрасная, внимательная, лучшая, умная, классная, трудолюбивая, терпеливая…