Педагогический проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ижевска Удмуртской Республики
Педагогический проект
«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»
Гридина Светлана Александровна
Учитель
Педагогический проект
«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»
Номинация: методический материал «Организация развивающего досуга в образовательной организации»
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Краткая аннотация 3-5
- Описание учреждения 6-8
- Постановка проблемы 9-13
- Цель и задачи проекта 14-15
- План реализации проекта 16-17
- Ожидаемые результаты 18-19
- Ресурсное обеспечение проекта 20
- Оценка проекта 21-22
- Список использованных информационных источников 23
- Приложения 24-30
- КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Актуальность и сущность проблемы
Коренные изменения общественных отношений и связанные с ними социальные потрясения болезненно переживают незащищенные слои населения, к которым относятся, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)*. Особенно остро они ощущают ослабление государственной поддержки, что порождает необратимые негативные процессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ситуации.
Главная задача общества в сложные периоды развития компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их нуждам и заботам, гуманным отношением к таким людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут творить, жить активной и полноценной жизнью.
Актуальность проекта заключается в том, что существует проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества.
По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. С недостатками интеллекта рождаются 3% детей и 10% детей с другими психическими и физическими отклонениями.
___________________
*ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.
Теоретическое и практическое значение
Теоретическое значение результатов заключается в том, что
они дают углубленное и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ, условиях и путях оптимизации. Таким образом, своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.
Практическое значение заключается в том, что разработанный проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды» может стать эффективным способом организации развивающего досуга детей с ОВЗ. Проект может быть востребован при организации и проведении воспитательной и социальной работы.
Участники проекта – педагоги, социальные партнеры, учащиеся и родители.
Цель: создание и апробация модели внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска».*
Задачи:
- определить основы построения модели внеурочной деятельности в образовательной организации,
- выявить условия функционирования модели внеурочной деятельности в образовательной организации.
*_____________________
Далее Школа
Сроки реализации – 2 года.
Нормативно-правовые документы по теме:
- Конституция Российской Федерации ст.43
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
- Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
- Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
- ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальное казенное специальное общеобразовательное учреждение «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» организовано с сентября 1993 года. Школа расположена по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Труда, 24, тел., факс (8-3412) 21-72-61, электронный адрес: mscouHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"92@HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"ru.
Директором школы является Новикова Татьяна Николаевна. В школе работает 40 педагогов, обучается 155 учащихся.
Общие направления развития деятельности школы определяются Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. N 30067).
Цель деятельности учреждения – реализация конституционного права граждан на образование, развитие личности и приобретение в процессе освоения адаптированной образовательной программы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
Организация учебно-воспитательного процесса, усиление его коррекционного потенциала осуществляется за счет скоординированной работы всех служб школы. Ведущим принципом является принцип коррекционной направленности – исправление недостатков общего, речевого, физического и психического развития, подготовка выпускников к самостоятельной жизни.
Константные задачи Школы:
1. Создание оптимальных условий для обеспечения образования обучающихся.
2. Создание благоприятных и комфортных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка с ОВЗ.
3. Создание творческого пространства, способствующего стимулированию активности и самостоятельности деятельности ребенка с ОВЗ.
4. Привлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.
5. Введение кадровой политики в направлениях обеспечения повышения профессиональной компетентности, развития творческой инициативы, освоения новых коррекционно-педагогических технологий.
6. Развитие материально-технической базы школы с обеспечением возможного уровня компьютеризации.
7. Достижение обучающимися, воспитанниками оптимального образовательного уровня.
Вариативные задачи Школы:
1. Организация работы по совершенствованию нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12.2012 г.
2. Повышение мотивации обучающихся к учебно-воспитательному процессу.
- Совершенствование системы мониторинга, диагностики успешности образования и социализации.
- Совершенствование уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, повышение ИКТ компетенции педагогических работников.
- Развитие творческой деятельности, физкультурно-оздоровительной работы через внедрение современных образовательных технологий, расширение системы дополнительного образования, взаимодействие психологической, социальной служб школы, создание благоприятного морально-психологического микроклимата, развитие системы воспитательной работы, пропаганды здорового образа жизни.
- Привлечение к сотрудничеству учреждений дополнительного образования.
- Развитие сетевого взаимодействия с Центром трудовой реабилитации подростков по расширению перечня трудовых профилей (обувщики, парикмахеры, скорняки, вязальщицы), организация дополнительных профилей для детей с УУО: цветоводство, картонажное дело.
- Расширение перечня кружков для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В последние годы активно идет процесс изменения контингента в специальном коррекционном образовании - растет количество детей со сложными сочетанными диагнозами, детей с трудностями в обучении и коммуникации.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса является развитие и социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества и проявить свои творческие способности. Этому способствует развивающаяся образовательная среда.
Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: 1) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми, 2) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, 3) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…»
[ ]В.В.Рубцов. Социализация детей с ОВЗ взаимосвязана с эффективным воспитанием и инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Ограниченные возможности здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности
ребенка, приводящее к заниженной самооценке и социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, нарушению способностей к самообслуживанию, развитию творчества, передвижения, ориентации, обучения, трудовой деятельности, контроля за своим поведением.
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют активному участию и развитию социума. Следовательно, модель управления социализации таких детей остается неразработанной с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательной организации, так и на уровне государственной политики.
Эта ситуация обостряет противоречия между:
- необходимостью преодолеть социальную незащищенность детей с ОВЗ и недостаточной теоретической разработанностью проблемы ориентации на ребенка как активного субъекта окружающего социума,
- объективной необходимостью создания модели организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ в образовательной организации и отсутствием комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Анализ существующих противоречий позволяет сформулировать проблему: какова должна быть модель внеурочной деятельности школы для создания развивающейся образовательной среды.
Социализация личности
Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.
Пути решения проблемы при помощи SWOT-анализа
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Внутренняя среда |
Сильные стороны: - кадровое обеспечение, - методическое обеспечение, - медико-психолого-педагогическое сопровождение,
- материально-техническая база.
|
Слабые стороны: - преобразование Школы в школу для детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности, - взаимодействие с учреждениями социальной защиты, - несоблюдение регламента работы, - несвоевременное обновление библиотечного фонда, - нехватка времени и нежелание повышать квалификацию, проходить профессиональную переподготовку, участвовать в семинарах, конференциях, творческих конкурсах,
- отсутствие современного ремонта, интерактивной доски, нового оборудования. |
Внешняя среда |
Возможности: - внедрение информационных технологий (дистанционная форма обучения), - привлечение новых социальных партнеров. |
Угрозы: - взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения,
- расторжение договора, контракта. |
1. Комплексный подход в коррекционной работе, через скоординированную деятельность педагогов, специалистов, родителей для достижения воспитательных, коррекционных и оздоровительных целей, т.е. всестороннее воздействие на каждого ученика.
2. Активизировать работу с учащимися слабо мотивированными на учебно-воспитательный процесс и часто пропускающими учебные занятия.
3. Для повышения мотивации использовать разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса:
- организация творческой деятельности;
- повышение мотивации через различные виды деятельности;
- внедрение передовых педагогических технологий;
- система поощрений учащихся за достижения в учебно-воспитательном процессе и общественно-полезной деятельности.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».
Указывая на творческую деятельность детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие:
- ориентацию ребенка на творческие решения,
- снятие преград в проявлении инициативы,
- поощрения разумных творческих черт своей личности
- внимания ко всем свойствам окружающей среды.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений
в различных видах деятельности:
- не самостоятельность,
- лишение широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка,
- ограничение мотивации к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков,
- невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем,
- снижение активности.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Благодаря творческой деятельности, ребенок совершенствуется.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора
ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Цель: создание и апробация модели внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска». (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Задачи:
- определить основы построения модели внеурочной деятельности
в образовательной организации, (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
- выявить условия функционирования модели внеурочной деятельности в образовательной организации. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
При разработке модели внеурочной деятельности школы учитывается способность детей с ОВЗ интегрировать в социуме. Для достижения данной цели планируются следующие этапы проведения работы:
Этап |
Мероприятия |
Продукт |
|
Сроки |
1. Под-гото-ви-тель-ный |
Создание рабочей группы. Разработка проекта и его защита. Объявление о проекте на педсовете и родительском собрании. Анкетирование родителей. |
Утвержденная рабочая группа. Разработанный проект.
Результаты опроса |
|
сентябрь – ноябрь 2016 г. |
2. Про-екти-ровочный
|
Составление плана афиширования проекта: через сайт школы, привлечение СМИ, поиск социальных партнеров, спонсоров. Оценивание собственных средств и возможностей. Подбор кадров. Оформление нормативно-правовой базы, проекта договоров |
Реклама.
Принятые кадры, утвержденные локальные акты |
|
декабрь 2016 – октябрь 2017 г.
декабрь 2016 г. –март 2017 г.
|
3.Прак-тичес-кий |
Заключение договоров с социальными партнерами. Информирование общественности о ходе реализации проекта через СМИ, сайт школы. |
Подписанные договоры. Успешная реализация проекта |
|
апрель-сен-тябрь 2017 г. |
4.За-клю-читель-ный |
Подведение итогов. Участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах творческих работ. Социальная защита. Положительная самооценка. Самореализация.
|
Интеграция в социум. Трудо-устройство |
|
октябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г. |
|
|
|
|
|
Участники проекта: медико-психологические и психолого-педагогические Центры, Центры реабилитации и содействия детей с ОВЗ, Центры социальной защиты, учреждения дополнительного образования, Центр занятости населения г.Ижевска.
Критерии отбора участников:
- наличие ресурсов,
- квалифицированные кадры,
- профессиональная компетентность кадров,
- медико-психологическое сопровождение,
- материально-техническая база,
- финансовое обеспечение,
- долгосрочность существования на рынке труда
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, проявлять творческие способности.
Дети с ОВЗ могут активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е посильно участвовать в труде и в общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.
Следовательно, результатами проекта будут являться:
- результаты-продукты – материальные объекты:
новые учебные пособия и методические рекомендации по коррекционной педагогике, психологии, социологии;
районные, городские и всероссийские выставки творческих работ,
- результаты-эффекты – будет сформирован общественный механизм социализации, т.к. социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ.
Произойдут социальные, медико-психологические, образовательные изменения. Через дополнительное образование детей с ОВЗ возможны изменения в культурных мероприятиях районов, города и республики: выставки работ на темы «Чудеса своими руками» (по декоративно-прикладному творчеству, вязаные и швейные изделий), «Настоящие художники», «Таланты и поклонники», «Калейдоскоп успеха» и т.д.
Получение качественного дополнительного образования – основное условие успешной социализации детей с ОВЗ и полноценного участия в жизни общества, эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечиваю ему «ситуацию успеха». (ПРИЛОЖЕНИЯ 4-6).
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1) Информационные - СМИ: «Образование в Ижевске», «Центр», «Удмуртская правда», «Зеч бур!», ГТРК «Удмуртия», радиостанция «Моя Удмуртия».
2) Интеллектуальные, в т.ч. экспертные – социологические опросы, анкетирование, кинолектории, семинары.
Привлечение специалистов (согласно договорам с Центрами реабилитации и содействия, медико-психологическими и психолого-педагогическими, Центрами социальной защиты, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения).
3) Кадровые – педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи.
4) Организационные - профориентационная работа («День открытых дверей»), экскурсии, презентации, проведение мастер-классов.
5) Материально-технические - компьютеры, принтер, столы, стулья, интерактивная доска, канцтовары, ткань, инструменты, фурнитура.
6) Финансовые – оплата труда, уплата налогов, аренда, покупка оборудования, канцелярских принадлежностей, типографские расходы,
- ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что они дают углубленное и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной развивающейся образовательной среде. В результате анкетирования участники опроса дали высокую оценку (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 7) по следующим позициям:
- администрация и педагоги создают условия для развития и социализации детей;
- в школе заботятся о сохранении здоровья обучающихся;
- дети не перегружены учебными и домашними заданиями;
- в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны учащимся;
- дети чувствуют себя комфортно в среде сверстников.
Следовательно, в школе создается благоприятная развивающаяся среда для стимулирования активности и самостоятельности деятельности детей с ОВЗ, а своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная модель внеурочной деятельности школы может стать эффективными способами самореализации детей с ОВЗ, причем во всех сферах: семье, культуре, досуге и трудовой деятельности.
Модель внеурочной деятельности будет востребована при осуществлении целевых программ социальной адаптации детей с ОВЗ; организации и проведении воспитательной и социальной работы.
Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума.
Следовательно, акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья делается не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации, в частности организации развивающего досуга.
Модель внеурочной деятельности школы, осуществляемая через медицинское сопровождение - социальную защиту - дополнительное образование, обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в социум.
Список использованных источников
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психол. основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 "Социальная работа"/ Л.И. Акатов. -М.: Владос, 2004.-363с.
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1997. 1.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд. ТГУ, 1996. 216с.
- Алексеева Л.С., Л.Б. Буданова и др. «Из опыта работы Школы комплекса «Детская личность» М: НИИ семьи, 1997. 112с.
- Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. -110 с.
- Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
- Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. Вып. №2, стр. 43–46
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3 томах. Москва, 1985.
- Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
- Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
- Мудрик А. В., Тупицин А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1998. - №1/2. - с. 100.
- Шмелёва Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. Уч. пос. - Москва; Ульяновск: УлГУ, 2001.