Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Педагогический проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ижевска Удмуртской Республики

 

Педагогический проект

«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

 

Гридина Светлана Александровна 

Учитель

 

Педагогический проект

«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

Номинация: методический материал «Организация развивающего досуга в образовательной организации»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Краткая аннотация                                                              3-5
  2. Описание учреждения                                                         6-8
  3. Постановка проблемы                                                         9-13
  4. Цель и задачи проекта                                                                  14-15
  5. План реализации проекта                                                   16-17
  6. Ожидаемые результаты                                                       18-19
  7. Ресурсное обеспечение проекта                                          20
  8. Оценка проекта                                                                    21-22
  9. Список использованных информационных источников   23
  10.  Приложения                                                                        24-30
  11. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Актуальность и сущность проблемы

Коренные изменения общественных отношений и связанные с ними социальные потрясения болезненно переживают незащищенные слои населения, к которым относятся, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)*. Особенно остро они ощущают  ослабление государственной поддержки, что порождает необратимые негативные процессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ситуации.

Главная задача общества в сложные периоды развития компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их нуждам и заботам, гуманным отношением к таким людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут творить, жить активной и полноценной жизнью.

Актуальность проекта заключается в том, что существует проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества.

По данным Организации Объединенных  Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. С недостатками интеллекта рождаются 3% детей и 10% детей с другими психическими и физическими отклонениями.

___________________

*ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

 

Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.

Теоретическое и практическое значение

Теоретическое значение результатов заключается в том, что

они дают  углубленное  и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ, условиях и путях оптимизации. Таким образом, своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.

         Практическое значение заключается в том, что разработанный проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды» может стать эффективным способом организации развивающего досуга детей с ОВЗ.  Проект может быть востребован при организации и проведении воспитательной и социальной работы.

         Участники проекта – педагоги, социальные партнеры, учащиеся и родители.

         Цель: создание и апробация модели   внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа  № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска».*

     Задачи:

- определить основы построения  модели внеурочной деятельности в образовательной организации,

- выявить условия функционирования модели внеурочной деятельности в образовательной организации.

*_____________________

Далее Школа

Сроки реализации – 2 года.

Нормативно-правовые документы по теме:

- Конституция Российской Федерации ст.43

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)

- Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I-VIII видов»

- Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

  1. ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное специальное общеобразовательное учреждение «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» организовано с сентября 1993 года.  Школа расположена по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск,  ул.Труда, 24, тел., факс  (8-3412) 21-72-61, электронный адрес: mscouHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"92@HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"ru.

Директором школы является Новикова Татьяна Николаевна. В школе работает 40 педагогов, обучается 155 учащихся.

Общие направления развития деятельности школы определяются Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и  Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.  N 30067).

Цель деятельности учреждения – реализация конституционного права граждан на образование, развитие личности и приобретение в процессе освоения адаптированной образовательной программы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

         Организация учебно-воспитательного процесса, усиление его коррекционного потенциала осуществляется за счет скоординированной работы всех служб школы. Ведущим принципом является принцип коррекционной направленности – исправление недостатков общего, речевого, физического и психического развития, подготовка выпускников к самостоятельной жизни.    

Константные задачи Школы: 

1. Создание оптимальных условий для обеспечения образования обучающихся.

2. Создание благоприятных и комфортных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию      личности ребенка с ОВЗ.

3. Создание творческого пространства, способствующего стимулированию активности и самостоятельности деятельности ребенка с ОВЗ.

4. Привлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.

5. Введение кадровой политики в направлениях обеспечения повышения профессиональной компетентности, развития творческой  инициативы, освоения новых коррекционно-педагогических технологий.

6. Развитие материально-технической базы школы с обеспечением возможного уровня компьютеризации.

7. Достижение обучающимися, воспитанниками оптимального образовательного уровня.

Вариативные задачи  Школы:

         1. Организация работы по совершенствованию нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12.2012 г.

2. Повышение мотивации обучающихся к учебно-воспитательному процессу.

  1. Совершенствование системы мониторинга, диагностики успешности образования и социализации.
  2. Совершенствование уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, повышение ИКТ компетенции педагогических работников.
  3. Развитие творческой деятельности, физкультурно-оздоровительной работы  через внедрение современных образовательных технологий, расширение системы дополнительного образования, взаимодействие психологической, социальной служб школы, создание благоприятного морально-психологического микроклимата, развитие системы воспитательной работы, пропаганды здорового образа жизни.
  4. Привлечение  к сотрудничеству учреждений дополнительного образования.
  5. Развитие сетевого взаимодействия с Центром трудовой реабилитации подростков по расширению перечня трудовых профилей (обувщики, парикмахеры, скорняки, вязальщицы), организация дополнительных профилей для детей с УУО: цветоводство, картонажное дело.
  6. Расширение перечня  кружков для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

         В последние годы активно идет процесс изменения контингента в специальном коррекционном образовании  - растет количество детей со сложными сочетанными диагнозами, детей с трудностями в обучении и коммуникации.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса является развитие и социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества и проявить свои творческие способности. Этому способствует развивающаяся образовательная среда.

Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: 1) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми, 2) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, 3) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…»

[   ]В.В.Рубцов. Социализация детей с ОВЗ взаимосвязана с эффективным воспитанием и  инклюзивным образованием.

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Ограниченные возможности здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности

ребенка, приводящее к заниженной самооценке и социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, нарушению способностей к самообслуживанию, развитию творчества, передвижения, ориентации, обучения, трудовой деятельности, контроля за своим поведением.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют активному участию и развитию социума. Следовательно, модель управления социализации   таких детей остается неразработанной с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательной организации, так и на уровне государственной политики.

Эта ситуация обостряет противоречия между:

- необходимостью преодолеть социальную незащищенность детей с ОВЗ и недостаточной теоретической разработанностью проблемы ориентации на ребенка как активного субъекта окружающего социума,

- объективной необходимостью создания модели  организации внеурочной деятельности   для детей с ОВЗ в образовательной организации и отсутствием комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Анализ существующих противоречий позволяет сформулировать проблему: какова должна быть модель внеурочной деятельности школы для создания развивающейся образовательной среды.

Социализация личности

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личного  потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

 

Пути решения проблемы при помощи SWOT-анализа

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны:

- кадровое обеспечение,

- методическое обеспечение,

- медико-психолого-педагогическое сопровождение,

 

 

 

 

- материально-техническая база.

 

 

Слабые стороны:

- преобразование Школы в школу для детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности,

- взаимодействие с учреждениями социальной защиты,

- несоблюдение регламента работы,

- несвоевременное обновление

библиотечного фонда,

- нехватка времени и нежелание повышать квалификацию, проходить профессиональную переподготовку, участвовать в семинарах, конференциях, творческих конкурсах,

 

- отсутствие современного ремонта, интерактивной доски, нового оборудования.

Внешняя среда

Возможности:

- внедрение информационных технологий (дистанционная форма обучения),

- привлечение новых социальных партнеров.

Угрозы:

- взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения,

 

- расторжение договора, контракта.

 

1. Комплексный подход в коррекционной работе, через скоординированную деятельность педагогов, специалистов, родителей  для достижения воспитательных, коррекционных и оздоровительных целей, т.е. всестороннее воздействие на каждого ученика.

2. Активизировать работу с учащимися слабо мотивированными на учебно-воспитательный процесс и часто пропускающими учебные занятия.

3. Для повышения мотивации использовать разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса:

- организация творческой деятельности;

- повышение мотивации через различные виды деятельности;

- внедрение передовых педагогических технологий;

- система поощрений учащихся за достижения в учебно-воспитательном процессе и общественно-полезной деятельности.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

            Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает  каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.

         Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».

 Указывая на  творческую деятельность детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие:

- ориентацию ребенка на творческие решения,

- снятие преград в проявлении инициативы,

- поощрения разумных творческих черт своей личности

-  внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений

в различных видах деятельности:

- не самостоятельность,  

- лишение широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка,

- ограничение мотивации к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков,

- невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем,

- снижение активности.  

В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ   с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Благодаря творческой деятельности, ребенок совершенствуется.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора

ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Цель:  создание и апробация модели   внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа  № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска». (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Задачи:

- определить основы построения  модели  внеурочной  деятельности

 в образовательной организации,  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

- выявить условия функционирования модели  внеурочной  деятельности   в образовательной организации. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

При  разработке  модели  внеурочной деятельности   школы  учитывается   способность  детей с  ОВЗ интегрировать в социуме. Для достижения данной цели планируются следующие этапы проведения работы:

Этап

Мероприятия

Продукт

 

Сроки

1. Под-гото-ви-тель-ный

 Создание рабочей группы. Разработка проекта и его защита. Объявление о проекте на педсовете и родительском собрании. Анкетирование родителей.

Утвержденная рабочая группа.

Разработанный проект.

 

Результаты опроса

 

 

 

сентябрь –

ноябрь

2016 г.

2. Про-екти-ровочный

 

 Составление плана   афиширования проекта: через сайт школы, привлечение СМИ,

поиск социальных партнеров, спонсоров.

Оценивание собственных средств и возможностей.

Подбор кадров. Оформление нормативно-правовой  базы, проекта договоров

Реклама.

 

 

 

 

 

Принятые кадры, утвержденные локальные

акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

2016 –

октябрь

2017 г.

 

 

 

декабрь

2016 г. –март

2017 г.

 

3.Прак-тичес-кий

 Заключение договоров с социальными партнерами.

Информирование общественности о ходе реализации проекта через СМИ, сайт школы.

Подписанные договоры.

Успешная реализация проекта

 

 

 

апрель-сен-тябрь

2017 г.

4.За-клю-читель-ный

Подведение итогов. Участие в городских, республиканских  и Всероссийских конкурсах творческих работ.

Социальная защита. Положительная самооценка. Самореализация.

 

Интеграция в социум.

Трудо-устройство

 

 

 

            октябрь

            2017 г. –

             сентябрь

            2018 г.

 

 

 

 

 

         Участники проекта: медико-психологические и психолого-педагогические Центры, Центры реабилитации и содействия детей с ОВЗ, Центры социальной защиты, учреждения дополнительного образования, Центр занятости населения г.Ижевска.

Критерии отбора участников:

- наличие ресурсов,

- квалифицированные кадры,

- профессиональная компетентность кадров,

- медико-психологическое сопровождение,

- материально-техническая база,

- финансовое обеспечение,

- долгосрочность существования на рынке труда

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

         Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, проявлять творческие способности.

Дети с ОВЗ могут активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е посильно участвовать в труде и в общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

         Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.

         Следовательно, результатами проекта будут являться:

  1. результаты-продукты – материальные объекты:

новые учебные пособия и методические рекомендации по коррекционной педагогике, психологии, социологии;

районные, городские и всероссийские выставки творческих работ,

  1. результаты-эффекты – будет сформирован общественный механизм социализации, т.к. социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ.

Произойдут социальные, медико-психологические, образовательные изменения. Через дополнительное образование детей с ОВЗ возможны изменения в культурных мероприятиях районов, города и республики: выставки работ на темы «Чудеса своими руками» (по декоративно-прикладному творчеству, вязаные и швейные изделий), «Настоящие художники», «Таланты и поклонники», «Калейдоскоп успеха» и т.д.

Получение качественного дополнительного образования – основное условие успешной социализации детей с ОВЗ  и полноценного участия в жизни общества, эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечиваю ему «ситуацию успеха». (ПРИЛОЖЕНИЯ 4-6).

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

1) Информационные - СМИ: «Образование в Ижевске», «Центр», «Удмуртская правда», «Зеч бур!», ГТРК «Удмуртия», радиостанция «Моя Удмуртия».

2) Интеллектуальные, в т.ч. экспертные – социологические опросы, анкетирование, кинолектории, семинары.

Привлечение специалистов  (согласно договорам с Центрами реабилитации и содействия, медико-психологическими и психолого-педагогическими, Центрами социальной защиты, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения).

3)  Кадровые – педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи.

4) Организационные -  профориентационная работа («День открытых дверей»), экскурсии, презентации, проведение мастер-классов.

5) Материально-технические -  компьютеры, принтер, столы, стулья, интерактивная доска, канцтовары, ткань, инструменты, фурнитура.

6) Финансовые – оплата труда, уплата налогов, аренда, покупка оборудования, канцелярских принадлежностей, типографские расходы,

  1. ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Теоретическая значимость  результатов проекта заключается в том, что они дают  углубленное  и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной развивающейся образовательной среде. В результате анкетирования участники опроса дали высокую оценку (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 7) по следующим позициям:

- администрация и педагоги создают условия для развития и  социализации детей;

- в школе заботятся о сохранении здоровья обучающихся;

- дети не перегружены учебными и домашними заданиями;

- в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны учащимся;

- дети чувствуют себя комфортно в среде сверстников.

 Следовательно, в школе    создается благоприятная развивающаяся  среда для стимулирования активности и самостоятельности деятельности детей с ОВЗ, а своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная модель  внеурочной деятельности школы   может стать эффективными способами  самореализации детей с ОВЗ, причем во всех сферах: семье, культуре, досуге и  трудовой деятельности.

Модель   внеурочной деятельности  будет востребована при осуществлении целевых программ социальной адаптации детей с ОВЗ; организации и проведении воспитательной и социальной работы.  

Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. 

Следовательно, акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  делается не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации, в частности   организации  развивающего досуга.

Модель    внеурочной деятельности   школы, осуществляемая  через  медицинское сопровождение - социальную защиту - дополнительное  образование, обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в социум.

Список использованных источников

  1.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психол. основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 "Социальная работа"/ Л.И. Акатов. -М.: Владос, 2004.-363с.
  2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1997. 1.
  3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд. ТГУ, 1996. 216с.
  4. Алексеева Л.С., Л.Б. Буданова и др. «Из опыта работы Школы комплекса «Детская личность» М: НИИ семьи, 1997. 112с.
  5.  Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. -110 с.
  6. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
  7.  Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. Вып. №2, стр. 43–46
  8.  Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.
  9.  Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3 томах. Москва, 1985.
  10. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
  11.  Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
  12.  Мудрик А. В., Тупицин А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1998. - №1/2. - с. 100.
  13. Шмелёва Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. Уч. пос. - Москва; Ульяновск: УлГУ, 2001.

Смотреть работу полностью