Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА»

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 13 имени А.С.Пушкина»

 

П  Р  О  Г  Р  А  М  М  А

( управления системой психолого-педагогического просвещения родителей системой мероприятий по воспитанию одаренного ребенка и привлечению родительской общественности к решению проблем

 

«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ -  ШКОЛА»

 

                                    Автор программы:

                                                                    учитель биологии высшей категории,

                                                       Курмаз Людмила Михайловна

                                                         

 

 Омск – 2016

 

 

 1.  Пояснительная записка.

       Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается  развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с пятого класса могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.  Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать такого ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.  Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть талантливым - значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка. Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями. Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с острым восприятием («Она все на лету схватывает») и воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачами. Ученые отметили явление, характерное для  семей среднего достатка. В центре внимания их исследования оказались 1200 одаренных детей и их семьи, причем родители ничего не подозревали об одаренности своих отпрысков. Как раз это им и предстояло определить. Только 3/4 родителей сумели обнаружить интеллектуальную одаренность своих детей. Мерилом одаренности, согласно результатам этого исследования, послужила речь и словарный запас. Несмотря на всю важность исследования  для понимания феномена одаренности, следует отметить, что оно проводилось лишь среди  населения среднего достатка. В то время как родители, принадлежащие к другим культурным традициям, в воспитании детей делают акцент на иных чертах поведения, так что характеристики, предложенные учеными для раннего выявления одаренности, пригодны для разных культурных и социальных слоев далеко не всегда. Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия. Одна моя знакомая, молодая женщина, до 3 лет не говорила вообще, а потом начала говорить целыми предложениями. Первые годы пребывания в школе она также отказывалась говорить, потому что учителя обращались к ней не по тому имени, которое она предпочитала. Ни мать, ни учитель не замечали каких-то особых способностей у девочки. В колледже ее средний балл был 3: получала пятерки по математике и другим точным наукам, которые ей нравились, и двойки по нелюбимым предметам. Сейчас она успешно работает в области компьютерной техники. Преподавая естествознание в пятых классах, я сама не раз замечала, что мальчики по сравнению с девочками отличаются лучшей речью, опровергая, таким образом, общее представление о том, что девочки в  «среднем звене» имеют в этом преимущество. Аналогичный опыт привел многих ученых к необходимости пересмотреть общепринятые критерии в определении детской одаренности и тщательно изучать среду, в которой развивается тот или иной ребенок. Упоминание о том, как важно обращаться к ребенку по имени, приводит на ум один пример, характерный для талантливых детей.  Мама отправила Юру в первый класс, заранее радуясь тому, как много хорошего и интересного мальчик там увидит и узнает. Спустя всего три недели она была немало удивлена и насторожена звонком от учительницы. Та начала разговор с того, что она пытается приучить детей обращаться к ней не «учительница», а Светлана Ивановна. Все дети это быстро усвоили, но Юра, несмотря на постоянные напоминания, продолжал называть ее «учительница». Однажды она в отчаянии отрезала: «Молодой человек, сколько раз я тебе говорила не называть меня «учительницей»? Меня зовут Светлана Ивановна!» На это Юра тихо ответил: «Я знаю. Извините, но я об этом забываю каждый раз, когда вы называете меня молодым человеком». К счастью, учительница оказалась достаточно деликатным человеком и позвонила не с тем, чтобы отчитать родителей, а просто рассказать об этом опыте и поговорить о собственном  возросшем понимании того, как важно уважать детей и их право называться тем именем, которое они предпочитают. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи - связи между родителями и детьми. Говорится это не для того, чтобы приуменьшить проблемы воспитания ребенка, который меньше спит, больше изучает и воспринимает, больше говорит, а для того, чтобы помочь  разобраться в этих проблемах.

                                            2. Цели и задачи программы.

Целью программы является создание системы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей. Положительного взаимоотношения одаренных детей и родителей, сотрудничества между семьей и школой для решения проблем.

 

Задачи программы:

 - Повышение уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одаренных детей в семье;
 - расширение содержания и направлений совместной деятельности школы с семьей;

 - изучение и распространение положительного опыта семейного опыта в школе;
 - вовлечение родителей в организацию образовательно-развивающей деятельности с одаренными учащимися:
 1. Разработать диагностические методики выявления уровня родительской компетентности по организации семейного воспитания одаренных детей.
 2. Провести социально-педагогический анализ стилей взаимоотношения в семьях одаренных учащихся.
3. Организовать семейный клуб для родителей одаренных учащихся.
4. Подготовить методические рекомендации родителям по развитию и поддержке творческих способностей в семье.
5. Подготовить методические рекомендации педагогам по работе с родителями одаренных детей.

6. Расширить направления психологической диагностики и психологического просвещения и консультирования родителей одаренных учащихся.
7. Разработать банк данных о работе с родителями одаренных учащихся.
8. Разработать критерии и методики выявления удовлетворенности родителей организацией работы с одаренными детьми в школе.

        

    3. Основные направления деятельности по реализации программы

                 « ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА».

1. Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров - практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье.

2. Разработка мероприятий, направленных на создание и функционирование в школе семейного клуба для родителей одаренных учащихся.

3. Планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности одаренных детей, родителей и педагогов школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина, формирования духовно- нравственных ценностей семьи.

 

                           4.План мероприятий по реализации программы

                           «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА».

 

Первое направление: организация родительского всеобуча «Наши  дети» в ходе проведения классных и общешкольных родительских лекториев совместно с классными руководителями.

            Этапы и сроки реализации родительского всеобуча «Наши  дети»

- Этап становления                                    1 год

Просвещение классных руководителей школы: формирование у них представления и чувства ответственности в решении проблемы психолого-педагогического просвещения родителей. Разработка психологом,  социальным педагогом и руководителями МО программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей.

 

- Этап функционирования                         4 года

Реализация школьной программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей.

 

Итоги реализации программы            каждые 2  года

Итоговые показательные мероприятия школьного уровня. Распространение положительного опыта семейного воспитания.

Этапы и сроки реализации школьной программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных школьников

                                              Подготовительный этап

1. Выявление классным руководителем (совместно с привлечением специалиста)

    социального портрета семей своего класса, исследование взаимоотношений  и  уровня информированности родителей о воспитания своего одаренного ребенка.

2. Разработка на основе выявленных результатов  классной  программы.

                                                     Основной этап.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей класса через реализацию  классной программы.
  2. Формирование у родителей, как воспитателей своих детей, духовно - нравственных качеств.

                                           Заключительный этап

1.Итоговая диагностика микроклимата в семье, способов взаимодействия одаренных детей и родителей.

2. Корректировка осуществляемой деятельности по результатам реализации

    классной  программы просвещения родителей в условиях перехода на новый   этап.

Основными направлениями деятельности классного руководителя в работе с родителями одаренных детей являются:

-создание условий для свободного развития физических, психических и духовных сил учеников;

- решение проблемы общения и взаимодействия между детьми и родителями, приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;

- ознакомление родителей с познавательной сферой жизни ребенка, с его индивидуальными психолого - физиологическими особенностями.

                  

                 Основными формами работы с родителями являются:

- родительские собрания, лектории;

- переписка с родителями;

- индивидуальные консультации специалистов;

- анкетирование (диагностика) и собеседование с родителями по их результатам;

- совместная досуговая  деятельность педагогов, родителей и детей (выставки творчества, концерты, интеллектуальные марафоны, спортивные соревнования и др.);

- посещение родителями внеклассных  мероприятий и уроков;

- посещения мест проживания семей учащихся.

                                   ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ТЕМАТИКА

                          РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 1-11 КЛАССАХ

                                                                     1 класс

1. Знакомство с родителями учеников- первоклассников.

2. Семейный климат.

3. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.

4. Психологический кризис первоклассника.

                                                         2 класс

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Режим дня – основа его благополучия в школьной жизни.

3. Эмоции положительные и отрицательные.

4. Роль личности взрослого в развитии ребенка младшего школьного возраста.

                                                         3 класс

1. Роль общения со сверстниками в процессе развития его личности.

2. Как помочь детям хорошо учиться.

3. Послушание – основа дисциплинированности.

4. Значение формирования компонентов учебной деятельности школьника.

                                                          4 класс

1. Формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

2. Воображение и его роль в жизни ребенка.

3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника.

4. Культурные ценности семьи.             

                                                           5 класс

1. Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе.

2. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

3. «Общаться с ребенком. Как?»

4. Социальная занятость подростка: интересы, способности, возможности.

                                                            6 класс

1. Книга и ее роль в жизни семьи.

2. Одаренный ребенок в семье.

3. Восприятие ребенком окружающего мира.

4. Результативность школьного урока.

                                                             7 класс

1. Половое различие и половое созревание. Проблемы и решения.

2. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

3. Реализация социальной позиции и активности подростков.

4. Дружба. Товарищество. Взаимопомощь.

                                                           

                                                           8 класс

1.  Психологические и возрастные особенности старшего подростка.

2.  Профессию выбрали дети.

3. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

4. Способности и роль семьи в их развитии.

                                                           9 класс

1. Выбор профессиональной направленности старшеклассника.

2. Моральные качества родителей в воспитании старшего подростка.

3.Особенности социальной самореализации и самоутверждения старшеклассников.

4. Значение профессионального выбора в жизни человека»

                                                          10 класс

1. Дети: их интересы и досуг – что мы об этом знаем.

2. Компьютер в жизни школьника «За и против».

3. Здоровый образ жизни семьи. 

4. Трудный диалог.

                                                           11 класс  

1. Особенности организации учебного труда школьников.

2. Поговорим о воспитании ума.

3. Вопросы, которые нас волнуют.

4. О выпускных экзаменах                                                      

           Система мероприятий по управлению программой « Наши  дети»

Программа предполагает конкретные мероприятия, указанные по срокам и исполнителям реализации цели Программы.

 Мероприятия     

           Цели

   Сроки

Ответствен.

Финансы.

1.

Семинар для классных руководителей

Уточнение представлений и формирование чувства ответственности за психолого-педагогическое просвещение родителей

  Январь

Психолог, социальный педагог, руководители МО

     -

2.

Семинар по разработке классной программы психолого-педагогического просвещения родителей

Оказание методической помощи в написании программы

Февраль

Зам.директора по ВР, психолог, социальный педагог

      -

3.

Представление и защита программ

Распространение положительного опыта работы с родителями одаренных детей

Март

руководители МО,

зам. директора по ВР,

зам. директора по УР

      -

4.

Творческие отчеты классных руководителей  по работе с родителями  и реализации данных программ (конференции, фестивали, педагогические чтения и т.д.)

Стимулирование педагогов по обобщению и распространению положительного опыта работы с родителями одаренного ребенка

Ежегодно

апрель- май

Администрация школы, руководители МО

 1000р.

5.

Мероприятия по возрождению семейных традиций в условиях семейного воспитания

Формирование духовно-нравственных качеств родителей, как воспитателей своих детей

Ежегодно

сентябрь- октябрь

Руководители МО, классные руководители

1500р.

6.

Показательные мероприятия с участием родителей школьного и муниципального  уровня

Распространение положительного опыта семейного воспитания на школьных и районных фестивалях и конференциях

Один раз в два года

 ноябрь- декабрь

Зам. директора по ВР, руководители МО, классные руководители

2000р.

 

   Ожидаемые результаты реализации первого направления программы.

В результате реализации программы «Наши дети», будет создана система психолого-педагогического просвещения родителей и распространения положительного опыта семейного воспитания одаренного ребенка, актуализируется вопрос формирования духовно-нравственного благополучия семьи. Положительного взаимоотношения одаренных детей и их родителей.

 

Второе направление: разработка мероприятий, направленных на создание в учреждении общественного органа, оказывающего влияние на развитие школы и систему работы с одаренными учащимися (родительский комитет) предполагает систему мероприятий в образовательном учреждении по созданию  родительского комитета. Этот орган необходим для решения  основных проблем, с которыми в сегодняшней деятельности сталкивается школа: вопросы улучшения материально-технической базы учреждения, вопросы основной деятельности школы, вопросы взаимодействия школы с микро и макросоциумом.

                                 Алгоритм создания Родительского Комитета:

  1. На педагогическом совете школы принять решение о создании Родительского Комитета
  2. Разработать нормативно-правовую базу.
  3. Провести классные собрания по вопросам выдвижения кандидатов, взаимодействия родителей с общественностью с целью выдвижения кандидатур.
  4. Провести общешкольное родительское собрание, утвердить предложенных кандидатур.
  5. Распределение обязанностей
  6. Составление плана работы.

Третье направление: планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности талантливых и одаренных школьников,  их родителей и коллектива школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина и взаимоотношений между школой, семьей, одаренным ребенком предполагает ряд обязательных ежегодных мероприятий:

  1. Проведение конкурсов для одаренных детей и родителей, праздников, совместных творческих дел и проектов.
  2. Спортивная совместная деятельность

Необходимо проведение плановой работы не только с семьями, где воспитываются одаренные дети, но и с семьями, где воспитываются дети не выделяющиеся особыми способностями. Все дети и родители должны чувствовать свою взаимную нужность и необходимость. Коллектив школы в этом может сыграть ведущую роль.

            План мероприятий по третьему направлению программы:

                              Мероприятия

  Сроки

исполнения

Ответственные

  за исполнение

1.

Школьный очно - заочный конкурс программ «Одаренный ребенок- Семья- Школа»

Сентябрь

2016г.

Администрация

ОУ, рук-ли МО

2.

 

Составление  банка данных о семьях, в которых воспитываются одаренные дети

 Октябрь

ежегодно

Соц.педагог, психолог, классные рук-ли

3.

Обновление информационного банка данных об одаренных учащихся  из неполных семей и их родителей (опекаемых детях и их опекунов)

 

Ноябрь

ежегодно

Соц.педагог, классные рук-ли

4.

Обновление информационного банка данных об одаренных детях инвалидах

Декабрь

ежегодно

Соц.педагог, медики

5.

Разработка рекомендаций для ведения факультатива по теме «Семейные ценности»

2016-17г.г.

Соц.педагог, психолог

6.

Организация работы школьного психолога по теме «Семейные ценности»

2016-17г.г.

Зам. директора по ВР

7.

Разработка и проведение цикла классных часов для старшеклассников «Гражданин. Семьянин. Труженик»

2016-17г.г.

Рук-ли МО,

классные рук-ли

8.

Введение в учебные планы по ОБЖ курса «Этика и психология семейной жизни»

2016-17г.г.

Зам. директора по УР, рук-ли МО, учитель ОБЖ

9.

Школьная исследовательская конференция  «Семейный альбом»

  Март      2017г.

Рук-ли МО, классные рук-ли

10

Мероприятия, посвященные Дню матери

Ноябрь

ежегодно

Зам. директора по ВР, рук-ли МО, классные рук-ли

11

Привлечение одаренных детей-инвалидов к занятиям в кружках и секциях

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные рук-ли

12

Проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню семьи

Май

ежегодно

Зам. директора по ВР,

классные рук-ли

13

Проведение культурно- спортивного школьного праздника «Мама, папа, я - спортивная семья»

Апрель

ежегодно

Зам. директора по ВР,

учитель физ-ры,

классные рук-ли

14

Школьный конкурс рисунков, фотографий «Моя семья»

Ежегодно в рамках празднования Дня семьи

Зам. директора по ВР, рук-ли МО

15

Организация оздоровительных мероприятий для одаренных детей- инвалидов

ежегодно

Медики, администрация

16

Школьный конкурс «Семья года»

Май

ежегодно

Администрация

17

Регулярно в СМИ освещать  многодетные семьи и семьи, имеющие опекаемых одаренных детей.

Цель- создание положительного образа семьи

Ежегодно

Администрация

    5. Ожидаемые результаты и эффективность реализации  программы

                         « Одаренный ребенок – семья – школа».

 В результате осуществления программы ожидается

1.Высокий уровень психолого–педагогической компетентности родителей талантливого и одаренного ребенка:

-правильное понимание целей и задач воспитания;

-хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии;

-осознание ответственности перед обществом в воспитании одаренного ребенка;

-создание в семье необходимых условий для успешного воспитания талантливого ребенка;

-наличие взаимопониманий между членами семьи;

-согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества:

- отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.

2. Создание системы партнерских отношений между семьей и школой.

                                     6. Финансирование и ресурсы

Финансирование программных мероприятий осуществляется из средств школьного бюджета согласно ежегодно утверждаемой смете.

Ресурсы:

1.Человеческие: педагоги, специалисты, сотрудники смежных служб, родители.

2.Методические: конференции, семинары.

3.Материально-технические: медиатеки, помещения, техническое оборудование, видео- и телеаппаратура.

                               7. Критерии реализации программы.

1.Проведение тематических проверок зам. директора по ВР учреждения.

2.Сбор и анализ отчетов руководителей МО о деятельности классных руководителей  по выполнению программы.

3.Проведение школьного конкурса программ по работе с родителями.

4.Выбор и утверждение лучшей программы школы «Одаренный ребенок – семья- школа»                        

                                                         8. Литература

1Мартынов С. «Хочу,чтобы мой ребенок был вундеркиндом». Ж. «Дошкольное  воспитание». № 8. 1994.
2. Белова Е.«Одаренные дети».Ж.«Дошкольное воспитание».№4.1991.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. «Одаренные дети». М., Прогресс, 2011.
4. Лейтес Н. «Легко ли быть одаренным?». Ж. «Семья и школа».№ 2015
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 2001.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
8. Аннастази А.Психологическое тестирование.Кн.2.М.,Педагогика,1982.
9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.

10.Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - М.,1990.

11. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям.

12.  Солодухин В.З. Книга для родителей.

Воспитание школьника

13. «Мой дом – моя семья»//2002.№ 1.с. 44

14. Родителям о правах ребенка//2013.№ 9. с.56

15. Педагогическое просвещение родителей//2011.№ 1.с.18

16. Детей воспитываем вместе//2011.№ 7.с.4

17. Педагогическое просвещение родителей//2011.№ 1.с.18

Народное образование

19. Девять заповедей семейного воспитания//2012.№ 6