Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Педагогический проект "Книги разные важны, книги каждому нужны"

МДОУ "Д/с №28" Республика Коми г.Ухта

 

Педагогический проект "Книги разные важны, книги каждому нужны"

 

Чуркина Виктория Александровна

Никифорова Марина Николаевна

воспитатели

 

 

Педагогический проект "Книги разные важны, книги каждому нужны"

 

1.Паспорт проекта

Тип проекта:

По продолжительности – краткосрочный, двенедели (с 20 марта по 3 апреля 2015 г.)

По составу участников проекта – групповой, семейный.

По направленности деятельности участников проекта  практико-ориентированный (по Е.С. Евдокимовой)

Возраст детей:5-6 лет.

Место проведения: МДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида», старшая группа №8

Состав проектной группы  

Педагоги: воспитатели группы (Чуркина Виктория Александровна, Никифорова Марина Николаевна), музыкальный руководитель.

Дети старшей группы - 21 человек

Родители

2.Проблема

Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Подведя итог анкетирования, мы получили результаты, которые нас настораживают. В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 32% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из – за нехватки времени, сложного ритма жизни).В свою очередь мировой опыт показал, что необходимо как можно раньше  начинать читать детям художественную литературу. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

3.Цель

Формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания - самодельной книги.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.

Обогатить знания детей об истории возникновения книги.

Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения детей.

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей.

4.Актуальность проекта

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Почему возникла идея проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны» для детей в старшей группе? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса «Часто ли родители читают им книги?»Многие из воспитанников группы ответили - что нет.

Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. У каждого произведения нужно раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.

Ожидаемые результаты:

От детей:

  • Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  • Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  • Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

От родителей:

  • Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Установление  доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

От педагогов:

  • Ведение активной работы по развитию познавательных, творческих способностей детей.
  • Использование различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
  • Распространение и обобщение опыта.
  • Совершенствование  техники проектной деятельности.

Формы работы

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитанники

непосредственно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги,  ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

 

 

 

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставка «Вместе с  книгой я расту»;

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

 

 

 

5.Схема осуществления проекта:

Образовательные

области

Виды детской деятельности

Социально  коммуникативное развитие

НОД «Берегите книги»,«Посещаю библиотеку»

Театрализация «Волк и семеро козлят», драматизация сказки «Теремок»

Сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»

Эксперименты с бумагой.

Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это сказка», «Чей это предмет?», «В гостях у сказки»;

«Кто где живет?», «Кого не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери сказку»,  «Покажи и

назови»; лото «Угадай сказку», «Угадай по описанию», «4 лишний».

Рассматривание альбома «Книга о книге».

 

Познавательное развитие

НОД «Путешествие в прошлое книги».

Решение проблемной ситуации: «Для чего нужны книги?», «Книга-гостья нашей группы!», «Что может произойти, если не читать совсем».

Беседы «Для чего необходимо читать книги? », «Как появилась книга», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга», «Пользу или вред приносят книги?», «Как дети с родителями заботятся о книгах?».

Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки», «Расскажи сказку», «Назови героя сказки».

Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

 

Речевое развитие

НОД по развитию речи «Книжка заболела», НОД «Встреча с Незнайкой»

Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок о книгах.

Стихи А. Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Э.Успенского, Е.Благининой

Сказки К.Чуковского, Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», сказки о природе В.Бианки и Н.Сладкова, сказки о животных, сказки народов Мира.

Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», , «Один-много», «Большой – маленький», , «Угадай по описанию», «Чье это?»

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

НОД Рисование  «В гостях у сказки».

НОД Лепка «Мой любимый герой из сказки».

НОД Аппликация «Закладки для книг».

Изготовление шапочек – масок с изображениями для драматизации сказок.

Раскрашивание силуэтов любимых героев книг.

Рисование героев сказки «Колобок».

Лепка героев сказки «Теремок».

Слушание аудиозаписей сказок.

Разучивание песен из кинофильма «Красная Шапочка», « Приключение Буратино», «Приключения Крокодила Гены и его друзей».

 

Физическое развитие

Физкультурный досуг «В гости к сказке».

Подвижные игры «Сокол и лиса», «Колобок», «Охотники и зайцы» «Гуси- лебеди».

Пальчиковые игры «Коза-Дереза», «Сорока- белобока», «Петушок».

Утренняя гимнастика «Буратино», «Карабас-Барабас».

Дыхательная гимнастика «Пчелка», «Курочки».

 

6. Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

ü  Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

ü  Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

ü  Разработка перспективного  планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

  • Обновление развивающей среды(подбор дидактического  и  методического материала по проекту).

ü   Проведение педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.

ü  Знакомство  родителей с  целью и задачами проекта.

ü  Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.

  • Оформление папок–передвижек для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».
  • Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок
  • Консультация  «Как организовать домашнее чтение»
  • Анкетирование родителей «Чтение дома»
  • Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
  • Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
  • Разработка презентаций для НОД «Ребенок. Книга. Читатель», «Откуда приходят книги».

2. Основной  (практический) этап.

  • НОД по ознакомлению с окружающим миром «Откуда приходят книги» (дети узнали о происхождении и изготовлении книги). НОД по развитию речи «Книжка заболела». НОД по изобразительной деятельности «Закладки».
  • Внедрение перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

ü  Внедрение перспективного плана  взаимодействия с родителями.

ü  Проведение семинара-практикума, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

  • Игровые упражнения, игры, инсценировки,выставки книг, творческие работы детей.
  • Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок,заучивание стихотворений.
  • Мероприятия с родителями, папки-передвижки, консультации для родителей по реализации проекта.
  • Оформление альбома «Книга о книгах».
  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».
  • Беседа «Правила обращения с книгой».
  • Выставка «Разнообразный мир книг»,выставка произведений  самых любимых детских авторов: В.С.Сутеева, А.Л.Барто, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака.
  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин».
  • Создание в группе больницы для книг, при помощи которой дети вместе с воспитателем смогут «лечить» книги. Так же раздавались книжки на дом, где дети «лечили» их вместе с родителями. («Книжкина больница»)
  • Конструирование «Книжки-малышки».

3.Заключительный  этап

ü  Проведение педагогической диагностики детей на заключительном этапе.

ü  Обработка результатов реализации  проекта.

ü  Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

ü  Показ презентации проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект».

ü  Оформление выставки  дидактических пособий и методических материалов. 

Продукты проекта.

Книжная выставка «Моя любимая книга»

Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.          

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Альбом: «Книга о книге».

Папки-передвижки для родителей«Какую книгу выбрать для ребенка», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», «Литературное воспитание ребенка в семье».

Презентации «Откуда возникла книга», «Книги разные важны, книги каждому нужны».

Коллективная работа «Книжное дерево»

7.Результативность:

Совместная подготовка по проектной деятельности  сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В результате активной творческой работы семей, в группе была создана презентация по теме «Книги разные важны, книги каждому нужны». В нем отражена деятельность на протяжении всего проекта. Презентация была использована для проведения родительского собрания, для привлечения и агитации малоактивных родителей в жизни детей в детском саду.

   В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.

К окончанию проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны»дети старшей группы узнали:

- о разнообразии книг, жанрах произведений;

- историю происхождения и изготовления книги;

- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

- правила общения с книгой.

Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать  энциклопедии.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

     Активность родителей в создании фотогазеты, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

     Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада.

     Благодаря этому проекту, месяц был насыщен интересной разнообразной деятельностью, творческими работами и положительными эмоциями.

Литература:

  1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
  2. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
  3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
  4. Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
  5. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
  6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  7. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  8. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  9. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
  10. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г