Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»

МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»

 

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»

 

Кульчицкая Ирина Юрьевна

Заместитель директора по методической работе

 

 

 

Пояснительная записка

«Я не один год думал, в чем выражается

наиболее ярко результат воспитания?

Когда я имею  моральное право сказать:

Мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила:

первый и наиболее ощутимый результат воспитания

выражается в том,  что человек стал думать

о самом  себе,  задумался над вопросом:

что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные

методы и приемы воспитания останутся пустыми, 

если они не приведут к тому,  чтобы человек

посмотрел на самого себя,  задумался над собственной судьбой».

В.А. Сухомлинский

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2015 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» от 15 июля 2015 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа(далее - программа) социально-педагогической направленности «Путь к самопознанию» разработана в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.

Актуальность программысостоит в ее своевременности и востребованности, так как модернизация образовательной системы России выдвигает новые требования к современному человеку, реализующему свои потенциальные возможности в общественномжизнепроживании. Компетентностный подход выходит на первый план личностной сформированности. Знаниевый подход заменяется реальной возможностью самореализации. Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой деятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Основные противоречия личностного роста объясняются двойственностью человеческой натуры. С одной стороны, человек личностно растет, изучая себя и углубляясь в тайны собственной уникальности, неповторимости, непохожести на других людей. С другой – в процессе своего становления личность стремится как бы выйти за пределы собственного «Я», расшириться, объединиться со всем миром и со всеми людьми.  Первое приводит к ощущению отгороженности, оторванности и одиночества, второе – к потере чувства интегрированности, целостности своего «Я». Потребность в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окружающих, ибо ожидания других людей не всегда совпадают с нашими желаниями и целями. К. Роджерс называл это несоответствием между «идеальной самостью» - представлением о том, каким я должен быть в глазах других, и «реальной самостью» - тем, чем я являюсь на самом деле.  В этой связи перед человеком возникает проблема способа разрешения такого противоречия.

Сложность заключается еще в том, что личностный рост связан с внутренними изменениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом этапе жизни. Молодой человек, определяющий свое будущее, уже имеет определенный стереотип поведения выработанный в средней школе. Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старым способом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Личность растет за счет своих внутренних ресурсов и ей предстоит сделать серьезный профессиональный жизненный выбор, но она не изолирована и зависит от своего окружения, она должна отвечать на «вызов» жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла своего существования – в этом и состоит основная задача личностного роста и, как следствия,  благоприятной адаптации к новой сфере существования.

Отличительной особенностью данной программыявляется ее модульность как система, в основе которой лежит компетентностный подход, который базируется на деятельностном принципе. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если обучающийся выполняет задание с дозированной помощью педагога или коллег по группе (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации обучающей деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

Модульное построение  программы позволяет формировать новые личностно-профессиональные установки по отношению к молодому человеку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов - важнейшие характеристики данной программы. Она - образец становящейся учебной предметности, полный объем которой нельзя сформулировать заранее. Использование модульной технологии в дополнительном образовании позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, выстроить отношения педагога и обучающегося на паритетной основе. Предлагаемый учебный план является «дорожной картой», по которой двигается учебная группа, с своевременной корректировкой тематического положения. Все будет зависеть от индивидуальных возможностей и желаний членов учебной группы.

Безусловно, старший школьник имеет уже определенный знаниевый и практический опыт собственного осознания, который был сформирован в процессе изучения учебных и факультативных дисциплин в школе. К ним можно отнестиследующие: «Окружающий мир», «Граждановедение», «Литература», «Биология», «Обществознание» и некоторые другие, на которых учащиеся сталкивались с рассмотрением человека в обществе.  Так же следует констатировать, что освоение программы «Путь к самопознанию» поможет в будущем обучающимся эффективнее осваивать новые предметные области: «Правоведение», «Философия», «Психология», «Педагогика» и другие специальные предметы в высшей школе.

Научно-педагогическая обоснованность  программы заключается в использовании как традиционных, так и современных инновационных подходов в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Методологическим основанием для создания программы «Путь к самопознанию» стали философские (Сократ, Платон, Аристотель, Р.Декарт, Вл. Соловьев,  В. Розанов, П. Флоренский и др.), психологические (Э. Фромм, А. Маслоу, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, К. Роджерс, К. Юнг, Б.Г. Ананьев,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштей, И.Ю. Столин, В.Г. Маралов и др. )и педагогические (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Н.А. Константинов, П.И. Пидкасистый, И. Исаев и др.)научные труды. Еще с древних времен человечество последовательно укореняло в сознание человечества ценности самопознания и саморазвития.  В современной педагогике и психологии потребность в саморазвитии и самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение которой позволяет ему реализовать себя в полной мере. Только в этом случае человек постигает и обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем хотят видеть его окружающие.

Жизненное пространство имеет первоочередное значение в самореализиции человека. Готовность быть успешным в различных общностях зависит от готовности самой личности. Особенностью современного общества, поликультурного в своей основе, является ярко выраженный процесс интеграции.Ставропольский край является ярким представителем многонациональной и поликультурной среды. Задача образовательных организаций краянаучить ценить и понимать культуру «своего» этноса и уважать культуру «других» народов. В связи с этим программа «Путь к самопознанию» включает региональный компонент. В содержание занятий включаются как теоретические, так и практические аспекты межэтнического взаимодействия и общения. Создаются условия и ситуации для научения благополучного жизнепроживания в поликультурной среде.

Данная программа адресована для юношей и девушек 16-17 лет. Необходимо выдвинуть гипотезу об актуальности гендерно-смешанного подхода в формировании учебного объединения. В Обосновании этого тезиса, необходимо остановиться на основных психолого-педагогических особенностях данного возраста.

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит  вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.  Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.

Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности:

Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.

Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем  мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.

Старшеклассникам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трёх важных позициях:

- Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

- Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю  собственной жизни.

- Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

 В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.

Именно эти основополагающие характеристики и дают возможность полноценно реализовывать программу «Путь к самопознанию».

Объем и срок освоения программырассчитан исходя из ее общекультурного (базового уровня): 1 год обучения, 108 часов (при 36 учебных неделях).

Основной формой обучения является очная(с выполнением практических домашних заданий).

Особенностью организации образовательного процесса является тренингово-учебная форма. Состав группы – постоянный. Группа имеет специфику «закрытой». Первых два занятия являются пробными, т.е. обучающиеся имеют возможность выбора занятий по программе и принятия условий «закрытой группы». В течение учебного года приема новых желающих не осуществляется, т.к. занятия имеют личностно-психологическую направленность. В течение первого месяца проходит адаптация участников и только потом начинается серьезная личностная программа через групповое общение.

В этот период необходимо оказать молодым людям психолого-педагогическую поддержку в его личностном развитии и становлении. Существуют различные формы и методы социальной и психолого-педагогической помощи - это популярные и приемлемые в силу своей эффективности  практикумы и тренинги по саморазвитию и самопознанию личности.

Влияние группы на человека огромно. Издревле взаимодействие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Во множестве жизненных ситуаций человек испытывает потребность в тепле, признании и контакте с другими людьми. Что переживается в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают в ней обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. Важнейшими условиями работы таких тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экспериментировать  с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения.  Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я» - концепции и, следовательно, усиливает уверенность в себе.

Основными принципами работы группы являются: принцип добровольного участия, принцип диалогизации взаимодействия, принцип постоянной обратной связи, принцип самодиагностики, принцип оптимизации развития, принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, принцип постоянного состава группы, принцип  изолированности, принцип свободного пространства.

В основу же своей деятельности педагог-тренер ставит следующие принципы: мотивационной готовности, учета индивидуальных особенностей участников, соответствие методам познания.

Групповые правила принимаются самой тренинговой группой, но основополагающими являются следующие: доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, определение сильных сторон личности, недопустимость непосредственных оценок личности участника тренинга, как можно больше контактов и общения, активное участие в происходящем, уважение к говорящему, ведущий всегда прав.

Педагогический закон в тренинге:

Учитывать в работе тренинговой группы, что самовыражение личности в группе осуществляется по шести основным направлениям:

- восприятие себя через соотношение себя с другими;

- восприятие себя через восприятие себя другими;

- восприятие себя через результаты собственно деятельности;

- восприятие себя через результаты диагностических методик;

- восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;

- восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.

Педагогические подходы:

К изучению курса  применяются  диагностический,  тренинговый и коррекционный подходы.

Численность группы:

Для наиболее эффективной деятельности тренинговой группы численность участников ограничивается 8-10 старшеклассниками (специфика программы - личностно-психологическое развитие).

Время проведения тренинга:

В связи с тем, что учебная нагрузка в старших классах достаточно высокая, то частые и продолжительные встречи на занятиях были бы не эффективны. Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа. День занятий подбирается по желанию участников (в соответствии со школьной нагрузкой).

Цель программызаключается в создании социально-психологической ситуации для самопознания, самораскрытия и самореализации обучающегося в условиях реализации программы «Путь к самопознанию»на основе его внутреннего потенциала.

Исходя из целеполагания, определены основные задачи программы:

личностные

- формирование адекватногосамоосознания;

-формирование позитивной «Я-концепции»;

- корректировка и закрепление адекватной самооценки;

- развитие общественной активности;

- осознание гражданской позиции в ситуации взросления;

- осознание понимания культуры общения и поведения в социуме.

метапредметные

- развитие мотивации к самопознанию;

- формирование потребности в саморазвитии;

- развитие чувства ответственности и самостоятельности;

- развитие способности к взаимопониманию;

- развитие навыков конструктивного общения.

образовательные (предметные)

- стимулирование познавательной активности;

- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях;

- тренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости;

- приобретение определенных знаний, умений, навыков и компетенций в системе самореализации.

Учебный план

п/п

Название модулей

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Введение: Человек в системе общественных отношений

 

3

2

1

входная диагностика (диагностическая карта)

2.

Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование

3

2

1

опрос

3.

Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности

3

2

1

опрос

4.

Жизненные сценарии человека

3

1

2

опрос

5.

Самопознание и самовоспитание

6

1

5

диагностика

6.

Самораскрытие и принятие себя

3

0,5

2,5

самоанализ практической деятельности

7.

Мир наших эмоций и чувств

6

1

5

самоанализ практической деятельности

8.

Эмпатия как фактор внутреннегосамоосознания

6

1

5

результаты диагностики

9.

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

6

1

5

диагностика

10.

Роль темперамента в жизни человека

6

2

4

диагностика

11.

Формирование и развитие характерологических основ человека

6

2

4

самоанализ,

промежуточная диагностика

12.

Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание,воображение, память, мышление)

15

5

10

групповой анализ практической деятельности

13.

Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения)

9

3

6

групповой анализ практической деятельности

14.

Конфликты и их разновидности

6

2

4

групповой анализ и самоанализ практической деятельности

15.

Создание собственного имиджа как условие самореализации

9

3

6

самоанализ практической деятельности

16.

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися

12

2

10

самоанализ диагностической деятельности

17.

Релаксация в процессе саморегуляции

3

0,5

2,5

самоанализ самочувствия

18.

Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения

3

1

2

Итоговая диагностика(диагностическая карта)

Итого:

108

32

76

 

Содержание учебного плана

Модуль 1(3 часа).Введение: Человек в системе общественных отношений.

Теория (2 часа):Социально-психологический подход к понятиям: «общество», «индивид», «индивидуальность», «личность». Место человека в общественных отношениях. Смысл человеческого бытия.

Практика (1 час):Входная аттестация обучающихся (Приложение 1).

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль2 (3 часа).Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование.

Теория (2 часа):Социально-психологический тренинг как понятие. Цели, задачи, принципы тренинга.

Практика (1 час):Упражнения: «Имя, герб, девиз», «Самовосприятие». Тесты: «Как Вы к себе относитесь?», «Любят ли Вас люди?».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 3 (3 часа).Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности.

Теория (2 часа): «Правило» как общественный феномен. Содержательный компонент правил тренинговой работы.

Практика (1 час):Упражнения на самовосприятие. Тест «Кто я в этом мире?» -   В.А. Сонин.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 4 (3 часа).Жизненные сценарии человека.

Теория (1 час):Понятия: «жизненный сценарий», «жизненный план», «подсознание». Общая характеристика трансактного анализа Э. Берна.

Практика (2 часа):Тест: «Родитель-Взрослый-Ребенок».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль5(6 часов).Самопознание и самовоспитание.

Теория (1 час): Социально-психологическая трактовка понятий «самопознание» и «самовоспитание».

Практика (5 часов):Упражнения: «Моя вселенная», «Какой Я?», «Развитие углубленного самопознания», «Письмо», «Ищем секрет», «Автобиография».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 6 (3 часа).Самораскрытие и принятие себя.

Теория (0,5 часа): Самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я».

Практика (2,5 часа):Упражнения: «Конверт откровений», «Интервью», «Сильные стороны»». Самодиагностика уровня самоуважения по Розенбергу. Упражнения  на развитие позитивного самовосприятия: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Иностранное имя», «Исповедь», «Я в зеркале».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 7 (6 часов).Мир наших эмоций и чувств.

Теория (1 час): Социально-психологический подход к понятиям «эмоции» и «чувства». Эмоциональная культура как понятие.

Практика (5 часов): Тест: «Мои привычные эмоции», «Выявление страхов». Упражнение «Три способа сжечь эмоцию физическими усилиями». Упражнения по развитию способностей управления эмоциями.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 8 (6 часов).Эмпатия как фактор внутреннего самосознания.

Теория (1 час):Понятие «Эмпатия» и его сущностная характеристика. Эмпатийные свойства личности.

Практика (5 часов):Диагностика эмпатии. Игры и упражнения по развитию эмпатийных свойств личности: «Слепец и поводырь», «Контакт глазами», «Эмпатийное слушание», «Восприятие и передача эмоциональных состояний».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 9 (6 часов). Невербалика как одно из эффективных средств самопознания.

Теория (1 час): Понятие «невербалика» как социально-психологический феномен.

Практика (5 часов): Диагностические методики: «Почерк и личность», «Жесты и позы», «Поза во сне», «Выбор геометрической фигуры», «Нумерологический тест». Практикум «Выразительность мимики и жестов».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 10 (6 часов). Роль темперамента в жизни человека.

Теория (2 часа):Определение понятия «темперамент». Типы темпераметров и их характеристика.

Практика (4 часа):Диагностика типов темперамента.Практикум по коррекции своего поведения в соответствии со своим типом темперамента.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 11 (6 часов). Формирование и развитие характерологических основ человека.

Теория (2 часа):Понятие «характер» как психологический феномен. Акцентуации характера.

Практика (4 часа): Опросник акцентуации личности по К. Леонгарду. Анализ и самоанализ полученных результатов. Их осмысление. Промежуточная диагностика.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 12 (15 часов). Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление).

Теория (5 часов):Психологическая характеристика понятий «ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление».

Практика (10 часов):

- Ощущение и Восприятие: упражнения на ощущения и восприятие – «Временный интервал», «Заколдованные слова», «Мешок с предметами», «Глазомер на углы».

- Внимание: упражнения на зрительное внимание, на слуховое внимание, на осязательное внимание. Групповые упражнения на общее внимание.

- Воображение: упражнения и тренинговые занятия на развитие воображения: «Реальный предмет», «Масленные картины», «Не очень реальный предмет», «Точность, логичность, образность», «Биография спичечного коробка», «Практика повседневного творчества», «Тренировка эмоциональной памяти».

- Память: Методика «Оперативная память». Упражнения на развитие памяти: «Пиктограмма», «Зрительное запоминание», «Ассоцияции», «Тренировочные тесты».

- Мышление: упражнения – «Волшебная тройка», «Сложные аналогии», «Закономерности числового ряда».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 13 (9 часов). Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

Теория (3 часа):Межличностное общение как социально-психологический феномен. Коммуникативная сторона общения как обмен информацией. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Перцепция как восприятие и познание друг друга партнерами по взаимодействию.

Практика (6 часов):

Диагностика уровня развития личностных свойств для межличностного взаимодействия.

- Коммуникативная сторона общения: Тесты -  «Умеете ли Вы излагать свои мысли?», «Коммуникабельны ли Вы?», «Приятно ли с Вами общаться?», «Уровень владения невербальными компонентами общения». Тренинговые упражнения – «Знакомство в парах», «Мнения», «Прорваться в круг», «Мимика и жесты», «Видение других», «Различные позиции в вербальном общении» и др.

- Интерактивная сторона общения: Тренинговые задания-упражнения - задачи на проигрывание конкретных ситуаций. Психокоррекционные упражнения для самостоятельного выполнения.

- Перцептивная сторона общения: Приемы аттракции в практической деятельности. Приемы: «Зеркало отношений», «Имя собственное», «Личная жизнь», «Золотые слова».

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 14 (6 часов).Конфликты и их разновидности.

Теория (2 часа): Социально-психологические характеристики понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «дискомфорт», «недоразумение», «кризис».

Практика (4 часа):Тест на оценку уровня конфликтности личности, Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации, Оценка способов реагирования в конфликте (методика К. Н.Томаса). Упражнения – «Конфликтные ситуации». Решение педагогических задач на основе трансактного анализа.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 15 (9 часов). Создание собственного имиджа как условие самореализации.

Теория (3 часа):Понятия «имидж» и «имиджелогия». Составляющие имиджа. Внутренний и внешний образы. Самомотивация – поддержка самого себя. Привлекательность – создание положительного облика. Методика личногообояния. Составляющие технологии создания имиджа. Главные заповеди в создании имиджа.

Практика (6 часов):Тренинг: «Я ЧУДО!» Упражнения: «Войдите в роль», «Музыкальная пайза», «Групповой рассказ», «Мгновенная реакция», «Умейте расслабиться», «Маяк». Методики: письмотерапия, Рассмотрение перспектив, Улыбка, Фейсбилдинг,  Мимические привычки Тренинг – Расслабление мышц лица. Написание резюме для поступления в новую школу.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 16 (12 часов). Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися.

Теория (2 часа): Арт-терапия как понятие. Арт-терапия – как метод лечения. Виды Арт-терапии. Изотерапия. Фототерапия. Музыкотерапия.

Практика (10 часов): Арт-терапевтические приемы: Трансгрессия, Работа со сноведениями, Работа с красками и стеклом, Рисование детских воспоминаний, Фотоколлаж, В лесу, Волшебный сон, Мелодизациясобственныз имен или нейтральных фраз.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 17 (3 часа). Релаксация в процессе саморегуляции.

Теория (0,5 часа): Релаксация как понятие. Сеанс релаксации как погружение в состояние полного телесного покоя.

Практика (2,5 часа): Упражнения на релаксацию. Сеанс релаксации.

Обсуждение итогов работы группы.

Модуль 18 (3 часа). Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.

Практика (2 часа):Упражнение «Старый дуб». Заполнение диагностической карты. Итоговая аттестация обучающихся (Приложение 1).

Теория (1 час):Подведение итогов работы тренинговой группы за учебный год.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы являются основным показателей развития личностных характеристик обучающегося. Исходя из целеполагания программы и ее содержания, следует сформулировать основные предполагаемые результаты освоения программы:

- обучающийся в процессе освоения программы «Путь к самопознанию» должен приобрести следующие

знания– о человеке как биосоциальном и духовном существе; его становлении в современном обществе, самопознании, самовоспитании, самораскрытии; его эмоциональной и чувственной сфере; его психологических особенностях: интеллектуальная сфера, темперамент, характер; о потенциальных возможностях к общению и взаимодействию в обществе;  о человеческом имидже; о формах социально-психологической работы с личностью: тренинги, арт-терапевтическая работа, релаксационная деятельность.

 умения– самопознания, самовоспитания и самораскрытия; стабилизировать и развивать свою эмоционально-чувственную сферу;учитывать свой темперамент в жизнереализации; развивать свою интеллектуальную и познавательную сферы; корректировать негативные проявления своего характера; выстраивать эффективное безконфликтное взаимодействие; создания комформного личностного имиджа; применять приемы социально-психологических приемов для стабилизации и развития личностных проявлений в деятельности.

- в результате приобретенных знаний и умений  у обучающегося формируются социально-психологическаякомпетенция, которая состоитиз коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

- по итогам освоения программы обучающийся приобретает

личностные результаты –адекватное самосознание и самооценка, позитивная «Я-концепция», общественная активность, гражданская позиция, культура общения и эффективное поведение в социуме;

метапредметные результаты – мотивация к самопознанию, потребность в саморазвитии, чувство ответственности и самостоятельности, способность к эффективному взаимодействию, навыки конструктивного общения;

предметныерезультаты– познавательная активность; представления и знания о себе и своих возможностях; навыки саморегуляции; знания, умения, навыки в системе самореализации.

Календарный учебный график – см. приложение 2.

Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя

учебный кабинет(из расчета занятий группы из 8-10 человек)приспособленный длятренинговой работы с группой обучающихся,

оборудование: учебные столы, стулья, доска, мел;мультимедийное оборудование;

информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

кадровое обеспечение:Кульчицкая И.Ю. – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования.

Формы аттестации разработаны и обоснованы для определения результативности освоения программы, которые отражают достижения цели и задач программы. На первом занятии по программе «Путь к самопознанию» проводится диагностика изучения личностного развития каждого обучающегося  – заполняется диагностическая карта (исходный уровень). В середине учебного года –  вторичный срез (диагностическая карта – промежуточный уровень), в конце учебного года (диагностическая карта – итоговый результат).

Диагностическая карта заполняется на основе отслеживания и фиксации образовательных результатов через различный формы: диагностический материал, тестированиеопросы, групповой анализ и самоанализ практической деятельности, портфолио обучающихся, фото, отзыв обучающихся, свидетельство (сертификат), статья и др.

Образовательные результаты представляются и демонстрируются через: аналитический материал по итогам проведения диагностических методик, диагностическая карта, научно-практическая конференция, открытое занятие, поступление выпускников в вузы по социально-психологическому направлению и др.

В пакет оценочных материалов необходимо включить:

1. Кульчицкая И.Ю. «Теоретические знания по курсу «Путь к самопознанию».

2. Вебер С.А. Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения».

2. По каждому модулю программы проводятся диагностические срезы, результаты которых и говорят о личностном развитии обучающегося. Данные диагностики представлены в дидактических материалах программы (приложение 3).

Методические рекомендации по реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к самопознанию» включают в себя логику организации и сопровождения образовательного процесса. Методика работы включает в себя:

- особенности организации образовательного процесса – очное обучение;

- методы обучения – словесный, наглядный, практический; объяснительно иллюстративный, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный; воспитания – упражнение, мотивация;

- формы организации образовательного процесса – индивидуально-групповая исходя из специфики социально-психологической направленности программы;

- формы организации  занятия – беседа, игра, конференция, круглый стол, «мозговой штурм», наблюдение, семинар, практическое занятие, тренинг;

- педагогические технологии -  технология индивидуализации обучения,   технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология коллективного взаимообучения и др.;

- алгоритм занятия предполагает следующую структуру:  «размораживание» и групповое сплочение (социально-психологические тренинги для результативности работы требуют полной концентрации внимания участников – для этого необходимо создать единую рабочую атмосферу) – актуализация целеполагания темы занятия (концентрация внимания на основную цель занятия и ее принятия каждым участником) – теоретическое содержание темы (знаниевый компонент является основанием для осознанной практической деятельности) – практическая отработка (формирование определенных практических навыков по теме занятия) - самоанализ деятельности каждого обучающегося (на данном этапе каждому обучающемуся осознать результативность своей деятельности на занятии) – обсуждение итогов работы группы (рефлексия поможет увидеть положительные и слабые стороны занятия и учесть это в дальнейшем);

- дидактические материалык занятиям по программе «Путь к самопознанию» см. приложение 3.

Список литературы

Список литературы для педагогов (основная):

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2006.
  2. Бердяев Н. Самопознание. - Москва: Хранитель, 2007.
  3. Браткин А. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов.- М.: Генезис, 2006. 
  4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие для.- М.: Ось-89, 2005.-256 с.
  6. Долгова В.И., Лавринович Т.М. Установки на профессиональное самоопределение.- Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006.
  7. Ежова Н.Н. Научись общаться: коммуникативные тренинги. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. 
  8. Емельянов М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.
  9. Ильин Е.П.Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011.
  10. Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа//Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2005. – № 2.
  11. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
  12. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов - М.: Просвещение, 2006.
  13. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М.: «Академия», 2004.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ-М»,  2000.
  15. Фадеева Е.И. Имидж как ресурс успеха: Учебно-методическое пособие. - М.: Перспектива, 2010.
  16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика,  коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС,  1998.
  17. Энциклопедия психологических тестов. Общение,  лидерство,  межличностные отношения. – М.: Изд-во  АСТ. 1997.
  18. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – Оренбург, 2004.

Список литературы для педагогов (дополнительная):

  1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001.
  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог.труды / Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн.- М. - Воронеж: МОДЕК, 2001.
  4. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
  5. Деятельность в жизни  человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол.  Журнал. 1995. № 1. С. 106.
  6. Катаева Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества/Л.И. Катаева, Т.А. Полозова//Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 147- 156.
  7. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
  8. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
  9. Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  10. Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел,  1993.
  11. Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
  12. ПизАллан. Язык телодвижений: Как читать  мысли других по их жестам. - Нижний Новгород,  1997.
  13. Прутченков А.С. Специализированный тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня»//Соц.-пол. журн. 1997. № 1, 2, 3.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  15. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004.
  16. Романова Е.С.,  Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт,  1992. 
  17. Чебыкин Я., Мельничук И.В. Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004.

Список литературы для обучающихся (основная):

  1. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения. - СПб.: Питер, 2002.
  2. Кашницкий С.Е. Среди людей. Соционика - наука общения. - М., 2002.
  3. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
  4. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М., 2001.
  5. Марищук В.Л, Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам - Н. Новгород: Аи Кью, 1992.
  7. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь:  СКИУУ,  1993.
  8. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.: Сфера,  2001.
  9. Шапарь В. Гений общения или искусство быть разным. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  10. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
  11. Энциклопедия психологических тестов. Общение,  лидерство,  межличностные отношения. – М.: Изд-во  АСТ. 1997.

Список литературы для обучающихся (дополнительная):

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
  2. Бодалёв А.  Восприятие и понимание человека человеком.- М: МГУ, 1982.
  3. Братусь Б.С. Современный мир и психология (размышления о психологической реальности)//Мир психологии. - 2005. - № 1. – С. 51-60.
  4. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996.
  5. Деятельность в жизни  человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол.  Журнал. 1995. № 1. С. 106.
  6. Козлов Н.И.  Как относиться к себе и людям или  Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа,  1993.
  7. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
  8. Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
  9. Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел,  1993.
  10. Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
  11. Романова Е.С.,  Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт,  1992. 

Приложение 1.

Опросник: Теоретические знания по курсу

«Путь к самопознанию»

(составлен на основе программы «Путь к самопознанию» руководителем объединения к.п.н. Кульчицкой И.Ю. Опрос может проводиться как письменно, так и устно в беседе с обучающимися, при этом ведется карта наблюдения)

1. Дайте определение «Человека» как социально-психологической категории.

2. Что такое тренинг и каковы его основные принципы и функции?

3. Необходимы ли правила в тренинговой работе? Объясните – Зачем?

4. Что такое самопознание и самовоспитание? Что о нем говорили древние мыслители? Каков смысл в самопознании и самовосписании?

5. Что такое, с Вашей точки зрения «эмоции» и «чувства»?

6. Эмпатия как неотъемлемая часть человеческого бытия. Что это такое?

7. А что такое «Невербалика»?

8. Темперамент – это…. Продолжите.

9. Характер – это… Продолжите.

10. Раскройте понятия: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

11. Что такое общение? Виды общения.

12. Что такое «Конфликт»?

13. Что такое «Имидж» и зачем он нужен?

14. Что такое арт-терапия и какие виды арт-терапии Вы знаете?

15. Зачем нужно овладевать приемами релаксации и что это такое?

Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения»

(Автор - Светлана Андреевна Вебер.В основу опросника были положены исследования таких авторов как: Б.С. Братусь, И.С. Кон, М.К. Мамардашвили, В.Г. Маралов, В.Э. Чудновский, О.С. Яковлева)

1. Кто я?

Я познаю свои способности, дарования, таланты: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2. Какой я?

Я стремлюсь познать, что от меня ждут 

- Родители: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- Группа (класс):0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- Общество: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я осознаю себя членом группы, класса: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я пытаюсь осознать свою самостоятельность и ответственность:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я способен к суждениям о своих достижениях(что удалось, что нет, почему?): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я контролирую себя в ситуациях выбора (слова, решения, дела…):

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я не следую выбору, сделанному за меня другими (семьёй, школой, взрослым (в том числе и случайными людьми): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Во мне выражена познавательная активность (потребность, положительное отношение к учению, познавательный интерес): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3. Зачем я?

Я задумываюсь над смыслом собственной жизни. (Зачем я живу?):

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4. Как я отношусь: к себе

Я проявляю выраженный уровень соотнесённости «хочу»-«могу»-«надо»- «требуется» - «обязан» - «должен»: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я испытываю потребность выявить свои проф. предпочтения, своё место в жизни: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я соотношу свои желания со своими возможностями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

В своейнеуспешности я не виню других или обстоятельства:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5. к другому

Я соотношу свои интересы, желания, потребности с интересами, желаниями, потребностями других: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я усвоил культурно-этические нормы взаимоотношений: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я не попадаю под негативное влияние другого; имею устойчивую позицию социальной направленности: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

6. К живому – неживому

Я бережно отношусь к природе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Я уважительно отношусь к продуктам человеческого труда:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

7. К коллективу (обществу)

Я проявляю культуру поведения в отношениях

-со взрослыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с родителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- со сверстниками: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с учителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с незнакомыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Меня устраивает отношения

- с коллективом: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- с отдельными членами коллектива: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- личностная позиция в коллективе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

8. К действую в соответствии со своими представлениями о жизни:

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

9. К поступкам

Я выражаю негативное отношение к аморальному поступку

- собственному: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- другого: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

10. К своей деятельности

- в процессе обучения:0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в семье: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в дополнительном образовании: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- в реализации хобби: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10                                                          

Обучающимся предлагается отметить по 10-балльной шкале степень выраженности у них той или иной характеристики. Ответы суммируются по количеству выбранных баллов и делятся на количество ответов.

Уровни самопознания и смыслопостижения

Интервал 9-10 баллов указывает на максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения: стремление старшеклассника познать, что от него ждут родители, группа, общество, осознать свою сопричастность к данному сообществу, выявить отношение к себе, к другому, ко всему живому и неживому, к коллективу и свои возможности в действиях, деятельности и во взаимодействиях.

Интервал 7-8 баллов указывает на высокий уровень самопознания и смыслопостижения.

Интервал 4-6 баллов указывает на средний уровень самопознания и смыслопостижения.

Интервал 1-3 баллов указывает на низкий уровень самопознания и смыслопостижения.

Менее 1 балла – критический уровень самопознания и смыслопостижения

Диагностическая карта обучающегося

Учебное объединение «Путь к самопознаниию»

Аттестация (входная, промежуточная, итоговая – нужное оставить)
_______________________________________________________

ФИО обучающегося

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Уровни

Теоретическая подготовка по учебному курсу

(владение терминологией, понимание материала – анкетный опросник)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных знаний);

- Средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

- Максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми знаниями, предусмотренными программой за конкретный период)

Вывод:

 

Низкий

Средний

Высокий

Личностное самопознание и смыслопостижение

(на основе анкетного опросника)

Осмысленность и правильность в личностном осознании

- Максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения

- Высокий уровень самопознания и смыслопостижения

- Средний уровень самопознания и смыслопостижения

- Низкий уровень самопознания и смыслопостижения

- Критический уровень самопознания и смыслопостижения

Вывод:

 

Низкий

Средний

Высокий

Заключение:

Результат обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе

Низкий

Средний

Высокий

Руководитель объединения «Путь к самопознанию»                                           И.Ю. Кульчицкая

Приложение 2.

Календарный учебный график учебного объединения «Путь к самопознанию»

п/п

Дата

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

07.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

вводное занятие

3

Человек в системе общественных отношений

   ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

входная диагностика

2.

14.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

3.

21.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

4.

28.09.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

дискуссия

3

«Жизненные сценарии человека» в осознании своего «Я»

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

опрос

5.

05.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Самопознание и самовоспитание

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

6.

12.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Самопознание и самовоспитание

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

7.

19.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

 

3

Самораскрытие и принятие себя

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

8.

26.10.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Мир наших эмоций и чувств

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

9.

02.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Мир наших эмоций и чувств

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

10.

09.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Эмпатия как фактор внутреннего самосознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

11.

16.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Эмпатия как фактор внутреннего самосознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

12.

23.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

13.

30.11.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Невербалика как одно из эффективных средств самопознания

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

14.

07.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Роль темперамента в жизни человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

15.

14.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Роль темперамента в жизни человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

16.

21.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Формирование и развитие характерологических основ человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика

17.

28.12.16

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Формирование и развитие характерологических основ человека

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ,

промежуточная диагностика

18.

04.01.17

 

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Ощущение и Восприятие).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

19.

11.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Внимание)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

20.

18.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Воображение)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

21.

25.01.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Память)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

22.

01.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Интеллектуально-познавательная сфера личности (Мышление)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

23.

08.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его коммуникативная сторона).

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

24.

15.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его интерактивная сторона).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

25.

22.02.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Личность и межличностные отношения (Общение и его перцептивная сторона).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ практической деятельности

26.

01.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

 

3

Конфликты и их разновидности.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ и самоанализ

практической деятельности

27.

08.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

Конфликты и их разновидности.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

групповой анализ и самоанализ

практической деятельности

28.

15.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации

 (Имидж как понятие)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

29.

22.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое,

тренинг

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации (Самомотивация в создании собственного имиджа)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

30.

29.03.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое,

тренинг

3

Создание собственного имиджа как условие самореализации

(Технология успеха)

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика,

самоанализ

31.

05.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

лекционно-практическое

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

32.

12.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Изотерапия)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

33.

19.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Фототерапия)

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

34.

26.04.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Музыкотерапия).

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

диагностика, самоанализ

35.

03.05.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

тренинг

3

Релаксация в процессе саморегуляции

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

самоанализ

36.

10.05.17

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

практическое

3

«Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.

 

ул. Осетинская,4

(хореографический зал)

итоговая диагностика

Руководитель объединения «Путь к самопознанию»                                           И.Ю. Кульчицкая