Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»
МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя»
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию»
Кульчицкая Ирина Юрьевна
Заместитель директора по методической работе
|
|
Пояснительная записка «Я не один год думал, в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: Мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». В.А. Сухомлинский |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к самопознанию» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» от 15 июля 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа(далее - программа) социально-педагогической направленности «Путь к самопознанию» разработана в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
Актуальность программысостоит в ее своевременности и востребованности, так как модернизация образовательной системы России выдвигает новые требования к современному человеку, реализующему свои потенциальные возможности в общественномжизнепроживании. Компетентностный подход выходит на первый план личностной сформированности. Знаниевый подход заменяется реальной возможностью самореализации. Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой деятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Основные противоречия личностного роста объясняются двойственностью человеческой натуры. С одной стороны, человек личностно растет, изучая себя и углубляясь в тайны собственной уникальности, неповторимости, непохожести на других людей. С другой – в процессе своего становления личность стремится как бы выйти за пределы собственного «Я», расшириться, объединиться со всем миром и со всеми людьми. Первое приводит к ощущению отгороженности, оторванности и одиночества, второе – к потере чувства интегрированности, целостности своего «Я». Потребность в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окружающих, ибо ожидания других людей не всегда совпадают с нашими желаниями и целями. К. Роджерс называл это несоответствием между «идеальной самостью» - представлением о том, каким я должен быть в глазах других, и «реальной самостью» - тем, чем я являюсь на самом деле. В этой связи перед человеком возникает проблема способа разрешения такого противоречия.
Сложность заключается еще в том, что личностный рост связан с внутренними изменениями, переоценкой предыдущего опыта на каждом этапе жизни. Молодой человек, определяющий свое будущее, уже имеет определенный стереотип поведения выработанный в средней школе. Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старым способом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости. Личность растет за счет своих внутренних ресурсов и ей предстоит сделать серьезный профессиональный жизненный выбор, но она не изолирована и зависит от своего окружения, она должна отвечать на «вызов» жизни, сохраняя собственную целостность ради осуществления смысла своего существования – в этом и состоит основная задача личностного роста и, как следствия, благоприятной адаптации к новой сфере существования.
Отличительной особенностью данной программыявляется ее модульность как система, в основе которой лежит компетентностный подход, который базируется на деятельностном принципе. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если обучающийся выполняет задание с дозированной помощью педагога или коллег по группе (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации обучающей деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Модульное построение программы позволяет формировать новые личностно-профессиональные установки по отношению к молодому человеку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов - важнейшие характеристики данной программы. Она - образец становящейся учебной предметности, полный объем которой нельзя сформулировать заранее. Использование модульной технологии в дополнительном образовании позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, выстроить отношения педагога и обучающегося на паритетной основе. Предлагаемый учебный план является «дорожной картой», по которой двигается учебная группа, с своевременной корректировкой тематического положения. Все будет зависеть от индивидуальных возможностей и желаний членов учебной группы.
Безусловно, старший школьник имеет уже определенный знаниевый и практический опыт собственного осознания, который был сформирован в процессе изучения учебных и факультативных дисциплин в школе. К ним можно отнестиследующие: «Окружающий мир», «Граждановедение», «Литература», «Биология», «Обществознание» и некоторые другие, на которых учащиеся сталкивались с рассмотрением человека в обществе. Так же следует констатировать, что освоение программы «Путь к самопознанию» поможет в будущем обучающимся эффективнее осваивать новые предметные области: «Правоведение», «Философия», «Психология», «Педагогика» и другие специальные предметы в высшей школе.
Научно-педагогическая обоснованность программы заключается в использовании как традиционных, так и современных инновационных подходов в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Методологическим основанием для создания программы «Путь к самопознанию» стали философские (Сократ, Платон, Аристотель, Р.Декарт, Вл. Соловьев, В. Розанов, П. Флоренский и др.), психологические (Э. Фромм, А. Маслоу, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, К. Роджерс, К. Юнг, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштей, И.Ю. Столин, В.Г. Маралов и др. )и педагогические (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Н.А. Константинов, П.И. Пидкасистый, И. Исаев и др.)научные труды. Еще с древних времен человечество последовательно укореняло в сознание человечества ценности самопознания и саморазвития. В современной педагогике и психологии потребность в саморазвитии и самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение которой позволяет ему реализовать себя в полной мере. Только в этом случае человек постигает и обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем хотят видеть его окружающие.
Жизненное пространство имеет первоочередное значение в самореализиции человека. Готовность быть успешным в различных общностях зависит от готовности самой личности. Особенностью современного общества, поликультурного в своей основе, является ярко выраженный процесс интеграции.Ставропольский край является ярким представителем многонациональной и поликультурной среды. Задача образовательных организаций краянаучить ценить и понимать культуру «своего» этноса и уважать культуру «других» народов. В связи с этим программа «Путь к самопознанию» включает региональный компонент. В содержание занятий включаются как теоретические, так и практические аспекты межэтнического взаимодействия и общения. Создаются условия и ситуации для научения благополучного жизнепроживания в поликультурной среде.
Данная программа адресована для юношей и девушек 16-17 лет. Необходимо выдвинуть гипотезу об актуальности гендерно-смешанного подхода в формировании учебного объединения. В Обосновании этого тезиса, необходимо остановиться на основных психолого-педагогических особенностях данного возраста.
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.
Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.
Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности:
Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.
Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.
«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.
Старшеклассникам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трёх важных позициях:
- Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
- Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.
- Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.
Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками.
Именно эти основополагающие характеристики и дают возможность полноценно реализовывать программу «Путь к самопознанию».
Объем и срок освоения программырассчитан исходя из ее общекультурного (базового уровня): 1 год обучения, 108 часов (при 36 учебных неделях).
Основной формой обучения является очная(с выполнением практических домашних заданий).
Особенностью организации образовательного процесса является тренингово-учебная форма. Состав группы – постоянный. Группа имеет специфику «закрытой». Первых два занятия являются пробными, т.е. обучающиеся имеют возможность выбора занятий по программе и принятия условий «закрытой группы». В течение учебного года приема новых желающих не осуществляется, т.к. занятия имеют личностно-психологическую направленность. В течение первого месяца проходит адаптация участников и только потом начинается серьезная личностная программа через групповое общение.
В этот период необходимо оказать молодым людям психолого-педагогическую поддержку в его личностном развитии и становлении. Существуют различные формы и методы социальной и психолого-педагогической помощи - это популярные и приемлемые в силу своей эффективности практикумы и тренинги по саморазвитию и самопознанию личности.
Влияние группы на человека огромно. Издревле взаимодействие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Во множестве жизненных ситуаций человек испытывает потребность в тепле, признании и контакте с другими людьми. Что переживается в группе, может естественно переноситься ими во внешний мир. Члены группы получают в ней обратную связь и поддержку от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. Важнейшими условиями работы таких тренинговых групп являются принятие и доверие к каждому члену группы, активная забота и помощь друг другу. В такой атмосфере комфортности человек становится способным обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения. Группа значительно облегчает процесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я» - концепции и, следовательно, усиливает уверенность в себе.
Основными принципами работы группы являются: принцип добровольного участия, принцип диалогизации взаимодействия, принцип постоянной обратной связи, принцип самодиагностики, принцип оптимизации развития, принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, принцип постоянного состава группы, принцип изолированности, принцип свободного пространства.
В основу же своей деятельности педагог-тренер ставит следующие принципы: мотивационной готовности, учета индивидуальных особенностей участников, соответствие методам познания.
Групповые правила принимаются самой тренинговой группой, но основополагающими являются следующие: доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, определение сильных сторон личности, недопустимость непосредственных оценок личности участника тренинга, как можно больше контактов и общения, активное участие в происходящем, уважение к говорящему, ведущий всегда прав.
Педагогический закон в тренинге:
Учитывать в работе тренинговой группы, что самовыражение личности в группе осуществляется по шести основным направлениям:
- восприятие себя через соотношение себя с другими;
- восприятие себя через восприятие себя другими;
- восприятие себя через результаты собственно деятельности;
- восприятие себя через результаты диагностических методик;
- восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;
- восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.
Педагогические подходы:
К изучению курса применяются диагностический, тренинговый и коррекционный подходы.
Численность группы:
Для наиболее эффективной деятельности тренинговой группы численность участников ограничивается 8-10 старшеклассниками (специфика программы - личностно-психологическое развитие).
Время проведения тренинга:
В связи с тем, что учебная нагрузка в старших классах достаточно высокая, то частые и продолжительные встречи на занятиях были бы не эффективны. Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа. День занятий подбирается по желанию участников (в соответствии со школьной нагрузкой).
Цель программызаключается в создании социально-психологической ситуации для самопознания, самораскрытия и самореализации обучающегося в условиях реализации программы «Путь к самопознанию»на основе его внутреннего потенциала.
Исходя из целеполагания, определены основные задачи программы:
личностные
- формирование адекватногосамоосознания;
-формирование позитивной «Я-концепции»;
- корректировка и закрепление адекватной самооценки;
- развитие общественной активности;
- осознание гражданской позиции в ситуации взросления;
- осознание понимания культуры общения и поведения в социуме.
метапредметные
- развитие мотивации к самопознанию;
- формирование потребности в саморазвитии;
- развитие чувства ответственности и самостоятельности;
- развитие способности к взаимопониманию;
- развитие навыков конструктивного общения.
образовательные (предметные)
- стимулирование познавательной активности;
- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях;
- тренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости;
- приобретение определенных знаний, умений, навыков и компетенций в системе самореализации.
Учебный план
№ п/п |
Название модулей |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Введение: Человек в системе общественных отношений
|
3 |
2 |
1 |
входная диагностика (диагностическая карта) |
2. |
Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование |
3 |
2 |
1 |
опрос |
3. |
Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности |
3 |
2 |
1 |
опрос |
4. |
Жизненные сценарии человека |
3 |
1 |
2 |
опрос |
5. |
Самопознание и самовоспитание |
6 |
1 |
5 |
диагностика |
6. |
Самораскрытие и принятие себя |
3 |
0,5 |
2,5 |
самоанализ практической деятельности |
7. |
Мир наших эмоций и чувств |
6 |
1 |
5 |
самоанализ практической деятельности |
8. |
Эмпатия как фактор внутреннегосамоосознания |
6 |
1 |
5 |
результаты диагностики |
9. |
Невербалика как одно из эффективных средств самопознания |
6 |
1 |
5 |
диагностика |
10. |
Роль темперамента в жизни человека |
6 |
2 |
4 |
диагностика |
11. |
Формирование и развитие характерологических основ человека |
6 |
2 |
4 |
самоанализ, промежуточная диагностика |
12. |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание,воображение, память, мышление) |
15 |
5 |
10 |
групповой анализ практической деятельности |
13. |
Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения) |
9 |
3 |
6 |
групповой анализ практической деятельности |
14. |
Конфликты и их разновидности |
6 |
2 |
4 |
групповой анализ и самоанализ практической деятельности |
15. |
Создание собственного имиджа как условие самореализации |
9 |
3 |
6 |
самоанализ практической деятельности |
16. |
Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися |
12 |
2 |
10 |
самоанализ диагностической деятельности |
17. |
Релаксация в процессе саморегуляции |
3 |
0,5 |
2,5 |
самоанализ самочувствия |
18. |
Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения |
3 |
1 |
2 |
Итоговая диагностика(диагностическая карта) |
Итого: |
108 |
32 |
76 |
|
Содержание учебного плана
Модуль 1(3 часа).Введение: Человек в системе общественных отношений.
Теория (2 часа):Социально-психологический подход к понятиям: «общество», «индивид», «индивидуальность», «личность». Место человека в общественных отношениях. Смысл человеческого бытия.
Практика (1 час):Входная аттестация обучающихся (Приложение 1).
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль2 (3 часа).Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование.
Теория (2 часа):Социально-психологический тренинг как понятие. Цели, задачи, принципы тренинга.
Практика (1 час):Упражнения: «Имя, герб, девиз», «Самовосприятие». Тесты: «Как Вы к себе относитесь?», «Любят ли Вас люди?».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 3 (3 часа).Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности.
Теория (2 часа): «Правило» как общественный феномен. Содержательный компонент правил тренинговой работы.
Практика (1 час):Упражнения на самовосприятие. Тест «Кто я в этом мире?» - В.А. Сонин.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 4 (3 часа).Жизненные сценарии человека.
Теория (1 час):Понятия: «жизненный сценарий», «жизненный план», «подсознание». Общая характеристика трансактного анализа Э. Берна.
Практика (2 часа):Тест: «Родитель-Взрослый-Ребенок».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль5(6 часов).Самопознание и самовоспитание.
Теория (1 час): Социально-психологическая трактовка понятий «самопознание» и «самовоспитание».
Практика (5 часов):Упражнения: «Моя вселенная», «Какой Я?», «Развитие углубленного самопознания», «Письмо», «Ищем секрет», «Автобиография».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 6 (3 часа).Самораскрытие и принятие себя.
Теория (0,5 часа): Самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я».
Практика (2,5 часа):Упражнения: «Конверт откровений», «Интервью», «Сильные стороны»». Самодиагностика уровня самоуважения по Розенбергу. Упражнения на развитие позитивного самовосприятия: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Иностранное имя», «Исповедь», «Я в зеркале».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 7 (6 часов).Мир наших эмоций и чувств.
Теория (1 час): Социально-психологический подход к понятиям «эмоции» и «чувства». Эмоциональная культура как понятие.
Практика (5 часов): Тест: «Мои привычные эмоции», «Выявление страхов». Упражнение «Три способа сжечь эмоцию физическими усилиями». Упражнения по развитию способностей управления эмоциями.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 8 (6 часов).Эмпатия как фактор внутреннего самосознания.
Теория (1 час):Понятие «Эмпатия» и его сущностная характеристика. Эмпатийные свойства личности.
Практика (5 часов):Диагностика эмпатии. Игры и упражнения по развитию эмпатийных свойств личности: «Слепец и поводырь», «Контакт глазами», «Эмпатийное слушание», «Восприятие и передача эмоциональных состояний».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 9 (6 часов). Невербалика как одно из эффективных средств самопознания.
Теория (1 час): Понятие «невербалика» как социально-психологический феномен.
Практика (5 часов): Диагностические методики: «Почерк и личность», «Жесты и позы», «Поза во сне», «Выбор геометрической фигуры», «Нумерологический тест». Практикум «Выразительность мимики и жестов».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 10 (6 часов). Роль темперамента в жизни человека.
Теория (2 часа):Определение понятия «темперамент». Типы темпераметров и их характеристика.
Практика (4 часа):Диагностика типов темперамента.Практикум по коррекции своего поведения в соответствии со своим типом темперамента.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 11 (6 часов). Формирование и развитие характерологических основ человека.
Теория (2 часа):Понятие «характер» как психологический феномен. Акцентуации характера.
Практика (4 часа): Опросник акцентуации личности по К. Леонгарду. Анализ и самоанализ полученных результатов. Их осмысление. Промежуточная диагностика.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 12 (15 часов). Интеллектуально-познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление).
Теория (5 часов):Психологическая характеристика понятий «ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление».
Практика (10 часов):
- Ощущение и Восприятие: упражнения на ощущения и восприятие – «Временный интервал», «Заколдованные слова», «Мешок с предметами», «Глазомер на углы».
- Внимание: упражнения на зрительное внимание, на слуховое внимание, на осязательное внимание. Групповые упражнения на общее внимание.
- Воображение: упражнения и тренинговые занятия на развитие воображения: «Реальный предмет», «Масленные картины», «Не очень реальный предмет», «Точность, логичность, образность», «Биография спичечного коробка», «Практика повседневного творчества», «Тренировка эмоциональной памяти».
- Память: Методика «Оперативная память». Упражнения на развитие памяти: «Пиктограмма», «Зрительное запоминание», «Ассоцияции», «Тренировочные тесты».
- Мышление: упражнения – «Волшебная тройка», «Сложные аналогии», «Закономерности числового ряда».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 13 (9 часов). Личность и межличностные отношения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).
Теория (3 часа):Межличностное общение как социально-психологический феномен. Коммуникативная сторона общения как обмен информацией. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Перцепция как восприятие и познание друг друга партнерами по взаимодействию.
Практика (6 часов):
Диагностика уровня развития личностных свойств для межличностного взаимодействия.
- Коммуникативная сторона общения: Тесты - «Умеете ли Вы излагать свои мысли?», «Коммуникабельны ли Вы?», «Приятно ли с Вами общаться?», «Уровень владения невербальными компонентами общения». Тренинговые упражнения – «Знакомство в парах», «Мнения», «Прорваться в круг», «Мимика и жесты», «Видение других», «Различные позиции в вербальном общении» и др.
- Интерактивная сторона общения: Тренинговые задания-упражнения - задачи на проигрывание конкретных ситуаций. Психокоррекционные упражнения для самостоятельного выполнения.
- Перцептивная сторона общения: Приемы аттракции в практической деятельности. Приемы: «Зеркало отношений», «Имя собственное», «Личная жизнь», «Золотые слова».
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 14 (6 часов).Конфликты и их разновидности.
Теория (2 часа): Социально-психологические характеристики понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «дискомфорт», «недоразумение», «кризис».
Практика (4 часа):Тест на оценку уровня конфликтности личности, Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации, Оценка способов реагирования в конфликте (методика К. Н.Томаса). Упражнения – «Конфликтные ситуации». Решение педагогических задач на основе трансактного анализа.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 15 (9 часов). Создание собственного имиджа как условие самореализации.
Теория (3 часа):Понятия «имидж» и «имиджелогия». Составляющие имиджа. Внутренний и внешний образы. Самомотивация – поддержка самого себя. Привлекательность – создание положительного облика. Методика личногообояния. Составляющие технологии создания имиджа. Главные заповеди в создании имиджа.
Практика (6 часов):Тренинг: «Я ЧУДО!» Упражнения: «Войдите в роль», «Музыкальная пайза», «Групповой рассказ», «Мгновенная реакция», «Умейте расслабиться», «Маяк». Методики: письмотерапия, Рассмотрение перспектив, Улыбка, Фейсбилдинг, Мимические привычки Тренинг – Расслабление мышц лица. Написание резюме для поступления в новую школу.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 16 (12 часов). Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися.
Теория (2 часа): Арт-терапия как понятие. Арт-терапия – как метод лечения. Виды Арт-терапии. Изотерапия. Фототерапия. Музыкотерапия.
Практика (10 часов): Арт-терапевтические приемы: Трансгрессия, Работа со сноведениями, Работа с красками и стеклом, Рисование детских воспоминаний, Фотоколлаж, В лесу, Волшебный сон, Мелодизациясобственныз имен или нейтральных фраз.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 17 (3 часа). Релаксация в процессе саморегуляции.
Теория (0,5 часа): Релаксация как понятие. Сеанс релаксации как погружение в состояние полного телесного покоя.
Практика (2,5 часа): Упражнения на релаксацию. Сеанс релаксации.
Обсуждение итогов работы группы.
Модуль 18 (3 часа). Заключительное занятие: «Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.
Практика (2 часа):Упражнение «Старый дуб». Заполнение диагностической карты. Итоговая аттестация обучающихся (Приложение 1).
Теория (1 час):Подведение итогов работы тренинговой группы за учебный год.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы являются основным показателей развития личностных характеристик обучающегося. Исходя из целеполагания программы и ее содержания, следует сформулировать основные предполагаемые результаты освоения программы:
- обучающийся в процессе освоения программы «Путь к самопознанию» должен приобрести следующие
знания– о человеке как биосоциальном и духовном существе; его становлении в современном обществе, самопознании, самовоспитании, самораскрытии; его эмоциональной и чувственной сфере; его психологических особенностях: интеллектуальная сфера, темперамент, характер; о потенциальных возможностях к общению и взаимодействию в обществе; о человеческом имидже; о формах социально-психологической работы с личностью: тренинги, арт-терапевтическая работа, релаксационная деятельность.
умения– самопознания, самовоспитания и самораскрытия; стабилизировать и развивать свою эмоционально-чувственную сферу;учитывать свой темперамент в жизнереализации; развивать свою интеллектуальную и познавательную сферы; корректировать негативные проявления своего характера; выстраивать эффективное безконфликтное взаимодействие; создания комформного личностного имиджа; применять приемы социально-психологических приемов для стабилизации и развития личностных проявлений в деятельности.
- в результате приобретенных знаний и умений у обучающегося формируются социально-психологическаякомпетенция, которая состоитиз коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
- по итогам освоения программы обучающийся приобретает
личностные результаты –адекватное самосознание и самооценка, позитивная «Я-концепция», общественная активность, гражданская позиция, культура общения и эффективное поведение в социуме;
метапредметные результаты – мотивация к самопознанию, потребность в саморазвитии, чувство ответственности и самостоятельности, способность к эффективному взаимодействию, навыки конструктивного общения;
предметныерезультаты– познавательная активность; представления и знания о себе и своих возможностях; навыки саморегуляции; знания, умения, навыки в системе самореализации.
Календарный учебный график – см. приложение 2.
Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя
учебный кабинет(из расчета занятий группы из 8-10 человек)приспособленный длятренинговой работы с группой обучающихся,
оборудование: учебные столы, стулья, доска, мел;мультимедийное оборудование;
информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
кадровое обеспечение:Кульчицкая И.Ю. – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования.
Формы аттестации разработаны и обоснованы для определения результативности освоения программы, которые отражают достижения цели и задач программы. На первом занятии по программе «Путь к самопознанию» проводится диагностика изучения личностного развития каждого обучающегося – заполняется диагностическая карта (исходный уровень). В середине учебного года – вторичный срез (диагностическая карта – промежуточный уровень), в конце учебного года (диагностическая карта – итоговый результат).
Диагностическая карта заполняется на основе отслеживания и фиксации образовательных результатов через различный формы: диагностический материал, тестированиеопросы, групповой анализ и самоанализ практической деятельности, портфолио обучающихся, фото, отзыв обучающихся, свидетельство (сертификат), статья и др.
Образовательные результаты представляются и демонстрируются через: аналитический материал по итогам проведения диагностических методик, диагностическая карта, научно-практическая конференция, открытое занятие, поступление выпускников в вузы по социально-психологическому направлению и др.
В пакет оценочных материалов необходимо включить:
1. Кульчицкая И.Ю. «Теоретические знания по курсу «Путь к самопознанию».
2. Вебер С.А. Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения».
2. По каждому модулю программы проводятся диагностические срезы, результаты которых и говорят о личностном развитии обучающегося. Данные диагностики представлены в дидактических материалах программы (приложение 3).
Методические рекомендации по реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к самопознанию» включают в себя логику организации и сопровождения образовательного процесса. Методика работы включает в себя:
- особенности организации образовательного процесса – очное обучение;
- методы обучения – словесный, наглядный, практический; объяснительно иллюстративный, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный; воспитания – упражнение, мотивация;
- формы организации образовательного процесса – индивидуально-групповая исходя из специфики социально-психологической направленности программы;
- формы организации занятия – беседа, игра, конференция, круглый стол, «мозговой штурм», наблюдение, семинар, практическое занятие, тренинг;
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология коллективного взаимообучения и др.;
- алгоритм занятия предполагает следующую структуру: «размораживание» и групповое сплочение (социально-психологические тренинги для результативности работы требуют полной концентрации внимания участников – для этого необходимо создать единую рабочую атмосферу) – актуализация целеполагания темы занятия (концентрация внимания на основную цель занятия и ее принятия каждым участником) – теоретическое содержание темы (знаниевый компонент является основанием для осознанной практической деятельности) – практическая отработка (формирование определенных практических навыков по теме занятия) - самоанализ деятельности каждого обучающегося (на данном этапе каждому обучающемуся осознать результативность своей деятельности на занятии) – обсуждение итогов работы группы (рефлексия поможет увидеть положительные и слабые стороны занятия и учесть это в дальнейшем);
- дидактические материалык занятиям по программе «Путь к самопознанию» см. приложение 3.
Список литературы
Список литературы для педагогов (основная):
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2006.
- Бердяев Н. Самопознание. - Москва: Хранитель, 2007.
- Браткин А. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов.- М.: Генезис, 2006.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие для.- М.: Ось-89, 2005.-256 с.
- Долгова В.И., Лавринович Т.М. Установки на профессиональное самоопределение.- Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006.
- Ежова Н.Н. Научись общаться: коммуникативные тренинги. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006.
- Емельянов М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.
- Ильин Е.П.Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011.
- Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа//Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2005. – № 2.
- Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
- Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учебное пособие для вузов - М.: Просвещение, 2006.
- Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М.: «Академия», 2004.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ-М», 2000.
- Фадеева Е.И. Имидж как ресурс успеха: Учебно-методическое пособие. - М.: Перспектива, 2010.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Изд-во АСТ. 1997.
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – Оренбург, 2004.
Список литературы для педагогов (дополнительная):
- Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001.
- Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог.труды / Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн.- М. - Воронеж: МОДЕК, 2001.
- Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.
- Деятельность в жизни человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол. Журнал. 1995. № 1. С. 106.
- Катаева Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества/Л.И. Катаева, Т.А. Полозова//Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 147- 156.
- Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
- Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
- Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
- Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел, 1993.
- Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
- ПизАллан. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород, 1997.
- Прутченков А.С. Специализированный тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня»//Соц.-пол. журн. 1997. № 1, 2, 3.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
- Чебыкин Я., Мельничук И.В. Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004.
Список литературы для обучающихся (основная):
- Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения. - СПб.: Питер, 2002.
- Кашницкий С.Е. Среди людей. Соционика - наука общения. - М., 2002.
- Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2008.
- Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М., 2001.
- Марищук В.Л, Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам - Н. Новгород: Аи Кью, 1992.
- Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь: СКИУУ, 1993.
- Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.: Сфера, 2001.
- Шапарь В. Гений общения или искусство быть разным. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Изд-во АСТ. 1997.
Список литературы для обучающихся (дополнительная):
- Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
- Бодалёв А. Восприятие и понимание человека человеком.- М: МГУ, 1982.
- Братусь Б.С. Современный мир и психология (размышления о психологической реальности)//Мир психологии. - 2005. - № 1. – С. 51-60.
- Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996.
- Деятельность в жизни человека и общества. Познавательная деятельность (самопознание)//Соц.-пол. Журнал. 1995. № 1. С. 106.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1993.
- Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2001.
- Марищук В. Л, Евдокимов В И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.
- Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики. - Орел, 1993.
- Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. - СПб., 2004.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
Приложение 1.
Опросник: Теоретические знания по курсу
«Путь к самопознанию»
(составлен на основе программы «Путь к самопознанию» руководителем объединения к.п.н. Кульчицкой И.Ю. Опрос может проводиться как письменно, так и устно в беседе с обучающимися, при этом ведется карта наблюдения)
1. Дайте определение «Человека» как социально-психологической категории.
2. Что такое тренинг и каковы его основные принципы и функции?
3. Необходимы ли правила в тренинговой работе? Объясните – Зачем?
4. Что такое самопознание и самовоспитание? Что о нем говорили древние мыслители? Каков смысл в самопознании и самовосписании?
5. Что такое, с Вашей точки зрения «эмоции» и «чувства»?
6. Эмпатия как неотъемлемая часть человеческого бытия. Что это такое?
7. А что такое «Невербалика»?
8. Темперамент – это…. Продолжите.
9. Характер – это… Продолжите.
10. Раскройте понятия: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
11. Что такое общение? Виды общения.
12. Что такое «Конфликт»?
13. Что такое «Имидж» и зачем он нужен?
14. Что такое арт-терапия и какие виды арт-терапии Вы знаете?
15. Зачем нужно овладевать приемами релаксации и что это такое?
Анкетный опросник «Самопознания и смыслопостижения»
(Автор - Светлана Андреевна Вебер.В основу опросника были положены исследования таких авторов как: Б.С. Братусь, И.С. Кон, М.К. Мамардашвили, В.Г. Маралов, В.Э. Чудновский, О.С. Яковлева)
1. Кто я?
Я познаю свои способности, дарования, таланты: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
2. Какой я?
Я стремлюсь познать, что от меня ждут
- Родители: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- Группа (класс):0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- Общество: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я осознаю себя членом группы, класса: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я пытаюсь осознать свою самостоятельность и ответственность:
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я способен к суждениям о своих достижениях(что удалось, что нет, почему?): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я контролирую себя в ситуациях выбора (слова, решения, дела…):
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я не следую выбору, сделанному за меня другими (семьёй, школой, взрослым (в том числе и случайными людьми): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Во мне выражена познавательная активность (потребность, положительное отношение к учению, познавательный интерес): 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
3. Зачем я?
Я задумываюсь над смыслом собственной жизни. (Зачем я живу?):
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
4. Как я отношусь: к себе
Я проявляю выраженный уровень соотнесённости «хочу»-«могу»-«надо»- «требуется» - «обязан» - «должен»: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я испытываю потребность выявить свои проф. предпочтения, своё место в жизни: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я соотношу свои желания со своими возможностями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
В своейнеуспешности я не виню других или обстоятельства:
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
5. к другому
Я соотношу свои интересы, желания, потребности с интересами, желаниями, потребностями других: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я усвоил культурно-этические нормы взаимоотношений: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я не попадаю под негативное влияние другого; имею устойчивую позицию социальной направленности: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
6. К живому – неживому
Я бережно отношусь к природе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Я уважительно отношусь к продуктам человеческого труда:
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
7. К коллективу (обществу)
Я проявляю культуру поведения в отношениях
-со взрослыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- с родителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- со сверстниками: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- с учителями: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- с незнакомыми: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Меня устраивает отношения
- с коллективом: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- с отдельными членами коллектива: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- личностная позиция в коллективе: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
8. К действую в соответствии со своими представлениями о жизни:
0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
9. К поступкам
Я выражаю негативное отношение к аморальному поступку
- собственному: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- другого: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
10. К своей деятельности
- в процессе обучения:0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- в семье: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- в дополнительном образовании: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
- в реализации хобби: 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
Обучающимся предлагается отметить по 10-балльной шкале степень выраженности у них той или иной характеристики. Ответы суммируются по количеству выбранных баллов и делятся на количество ответов.
Уровни самопознания и смыслопостижения
Интервал 9-10 баллов указывает на максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения: стремление старшеклассника познать, что от него ждут родители, группа, общество, осознать свою сопричастность к данному сообществу, выявить отношение к себе, к другому, ко всему живому и неживому, к коллективу и свои возможности в действиях, деятельности и во взаимодействиях.
Интервал 7-8 баллов указывает на высокий уровень самопознания и смыслопостижения.
Интервал 4-6 баллов указывает на средний уровень самопознания и смыслопостижения.
Интервал 1-3 баллов указывает на низкий уровень самопознания и смыслопостижения.
Менее 1 балла – критический уровень самопознания и смыслопостижения
Диагностическая карта обучающегося
Учебное объединение «Путь к самопознаниию»
Аттестация (входная, промежуточная, итоговая – нужное оставить)
_______________________________________________________
ФИО обучающегося
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Уровни |
Теоретическая подготовка по учебному курсу (владение терминологией, понимание материала – анкетный опросник) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
- Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных знаний); - Средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); - Максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми знаниями, предусмотренными программой за конкретный период) |
Вывод: |
|
Низкий Средний Высокий |
Личностное самопознание и смыслопостижение (на основе анкетного опросника) |
Осмысленность и правильность в личностном осознании |
- Максимально высокий уровень самопознания и смыслопостижения - Высокий уровень самопознания и смыслопостижения - Средний уровень самопознания и смыслопостижения - Низкий уровень самопознания и смыслопостижения - Критический уровень самопознания и смыслопостижения |
Вывод: |
|
Низкий Средний Высокий |
Заключение: |
Результат обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе |
Низкий Средний Высокий |
Руководитель объединения «Путь к самопознанию» И.Ю. Кульчицкая
Приложение 2.
Календарный учебный график учебного объединения «Путь к самопознанию»
№ п/п |
Дата |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
07.09.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
вводное занятие |
3 |
Человек в системе общественных отношений |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
входная диагностика |
2. |
14.09.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Социально-психологический тренинг и его теоретическое обоснование |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
опрос |
3. |
21.09.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Правила тренинга как фактор успешности совместной деятельности |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
опрос |
4. |
28.09.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
дискуссия |
3 |
«Жизненные сценарии человека» в осознании своего «Я» |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
опрос |
5. |
05.10.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Самопознание и самовоспитание |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика |
6. |
12.10.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Самопознание и самовоспитание |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика |
7. |
19.10.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг
|
3 |
Самораскрытие и принятие себя |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
8. |
26.10.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Мир наших эмоций и чувств |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
9. |
02.11.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Мир наших эмоций и чувств |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
10. |
09.11.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Эмпатия как фактор внутреннего самосознания |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
11. |
16.11.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Эмпатия как фактор внутреннего самосознания |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
12. |
23.11.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Невербалика как одно из эффективных средств самопознания |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика |
13. |
30.11.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое |
3 |
Невербалика как одно из эффективных средств самопознания |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
14. |
07.12.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Роль темперамента в жизни человека |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика |
15. |
14.12.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое |
3 |
Роль темперамента в жизни человека |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
16. |
21.12.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Формирование и развитие характерологических основ человека |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика |
17. |
28.12.16 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое |
3 |
Формирование и развитие характерологических основ человека |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ, промежуточная диагностика |
18. |
04.01.17
|
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (Ощущение и Восприятие).
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
19. |
11.01.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (Внимание) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
20. |
18.01.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (Воображение) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
21. |
25.01.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (Память) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
22. |
01.02.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Интеллектуально-познавательная сфера личности (Мышление) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
23. |
08.02.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Личность и межличностные отношения (Общение и его коммуникативная сторона). |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
24. |
15.02.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое
|
3 |
Личность и межличностные отношения (Общение и его интерактивная сторона).
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
25. |
22.02.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое
|
3 |
Личность и межличностные отношения (Общение и его перцептивная сторона).
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ практической деятельности |
26. |
01.03.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое
|
3 |
Конфликты и их разновидности.
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ и самоанализ практической деятельности |
27. |
08.03.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое |
3 |
Конфликты и их разновидности.
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
групповой анализ и самоанализ практической деятельности |
28. |
15.03.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Создание собственного имиджа как условие самореализации (Имидж как понятие) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
29. |
22.03.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое, тренинг |
3 |
Создание собственного имиджа как условие самореализации (Самомотивация в создании собственного имиджа) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
30. |
29.03.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое, тренинг |
3 |
Создание собственного имиджа как условие самореализации (Технология успеха)
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
31. |
05.04.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
лекционно-практическое |
3 |
Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
32. |
12.04.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Изотерапия) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
33. |
19.04.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Фототерапия) |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
34. |
26.04.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Арт-терапия как метод коррекционной и профилактической деятельности в работе с обучающимися (Музыкотерапия).
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
диагностика, самоанализ |
35. |
03.05.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
тренинг |
3 |
Релаксация в процессе саморегуляции |
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
самоанализ |
36. |
10.05.17 |
14.30-15.15 15.25-16.10 16.20-17.05 |
практическое |
3 |
«Путь к самопознанию» - формирование адаптивного мироощущения.
|
ул. Осетинская,4 (хореографический зал) |
итоговая диагностика |
Руководитель объединения «Путь к самопознанию» И.Ю. Кульчицкая