Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ « КОНФЛИКТ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ »

МКОУ Куйбышевского района «Школа-интернат основного общего образования» НСО г. Куйбышева

 

Конспект открытого занятия : «Конфликт в подростковой среде: пути решения»

 

Багрова Виктория Викторовна

Педагог-психолог

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ « КОНФЛИКТ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ »

Аннотация: на занятии учащиеся познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. 

Цель:  формирование у подростков конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «конфликт» и его видами.

2. Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективно-мыслительной деятельности, игровые, интерактивные.

Оборудование: мультимидийная доска, проектор, карточки, ватманы, фломастеры, слайд-презентация по теме, видеоролик.    

Ход занятия

Психолог: Добрый день, ребята! Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к основной работе, давайте с вами немного поиграем.

Игра «У тети Моти». Условия игры: дети встают в круг и повторяют движения за ведущим, произнося следующие слова: «У тети Моти 4 сына, 4 сына у тети Моти. Они не ели, они не пили, а только каждый день твердили» (несколько раз). Молодцы!

Ребята садятся по микрогруппам.

Учитель: Ребята тема нашего занятия «Пути решения конфликтов». Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает?

Да, безусловно, вы  правы, все названные вами критерии указывают на конфликты. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды.

Сегодняшняя ситуация в мире  показывает нам то, что отношения между странами напряжены и нарастает конфликт. Например,  терроризм, войны, борьба за власть – это тоже конфликты, только на государственном уровне.

К сожалению и семейных конфликтов невозможно избежать. Даже в благополучных семьях возникают спорные ситуации, ссоры.

Каждому из нас приходилось сталкиваться с социальными конфликтами: в обществе, в коллективе.

Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, способах достойного выхода из них  и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Сегодня мы будем говорить о социальных конфликтах, а именно о конфликтах в коллективе подростков, которые актуальны для вас.

А как вы думаете, конфликты всегда приносят вред, или есть и положительные стороны в конфликтных ситуациях? Действительно, у конфликтов есть, как отрицательные функции, так и положительные. Ведь не даром говорят «В споре рождается истина». Об этом мы с вами еще поговорим.

Психолог:  Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени? Правильно, ребята,  есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта. 

Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся слова и словосочетания. Внимательно прочтите их и выберете те, на которых написаны факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов. Детям раздаются конверты со следующими словами: оскорбления, сплетни, зависть, отсутствие взаимопонимания, борьба за лидерство, «третий лишний», доброжелательное отношение, компромиссные решения, сохранение чувства собственного достоинства, спокойная речь, уважение к оппоненту, сведение спора к шутке , грубость.

А какие причины конфликтов вы еще можете назвать?

  Даже зная, что данные причины могут вызвать конфликтную ситуацию, мы нередко прибегаем к грубости, оскорблениям, часто не можем побороть чувство зависти.

Учитель: Но если конфликт уже произошел, то нужно находить конструктивные выходы из него. Именно этому мы сейчас и будем учиться. Каждой группе я дам карточки, на которых будут описаны конфликтные ситуации, Ваша задача ответить на поставленные вопросы. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №1: В класс пришла новая девочка. Она симпатичная, отличница. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  мальчишками.  Девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек.  Как добиться понимания? (что должны сделать обе стороны, чтобы не произошел конфликт?).

Каждая микрогруппа находит свои способы выхода из данного конфликта.

Ведущий: давайте сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации (правила фиксируются на доске).

 Ситуация2. Детям предлагается посмотреть видео (отрывок из мультфильма «Правила хороших манер»).

Учитель: какие действия должен предпринять каждый из мальчиков для того, чтобы достойно выйти из конфликта? Давайте еще сформулируем с вами правила выхода из конфликтных ситуации.

Психолог проводит разминку «Кашки-собаки». Условия: дети встают в круг. По кругу они передаю два маркера (в левую сторону-красный, в правую – синий, соответственно кошка и собака). При этом тот, кому передают маркер спрашивает: «Кто это?». А передающий отвечает «Кошка» или «Собака».

Психолог: Молодцы, вы самостоятельно смогли сформулировать  правила выхода из конфликтов. А сейчас мы посмотрим другие способы выходов из конфликтных ситуаций. Здесь очень важно отметить, что бывают конструктивные и неконструктивные способы. Сейчас я раздам вам конверты, в которых предложены разные способы выходов из конфликтов ( идти до конца, уклонение, сотрудничество, юмор, угроза, насилие, грубость, компромисс, привлечение третьих лиц, разрыв отношений). Задача первой группы – выбрать конструктивные. Задача второй группы – деструктивные. Затем выбранные карточки приклеить на плакаты, которые висят на доске.

Молодцы, справились с заданием.

Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 

- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

Друг ответил: 

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Психолог просит детей высказать мнение о том, чему учит данная легенда.

Учитель. Подведение итогов: таким образом, сегодня мы узнали:  что такое конфликт,  выяснили причины возникновения конфликтов, а самое главное рассмотрели способы, которые помогают человеку достойно выйти из конфликта. Скажите, информация, которую получили на уроке,  была для вас полезна?

Рефлексия: (воздушные шарики) (Слайд 12)

В завершении , нам   хотелось бы узнать: с каким настроением вы уходите отсюда? Для этого вам необходимо выбрать воздушный шар такого цвета, значение которого подходит вашему настроению. Вижу, что у всех хорошее настроение, а теперь давайте поделимся отличным настроением  с нашими гостями.

Красный - плохое настроение, желание отдохнуть, безразличие;

Желтый – хорошее настроение, легкое чувство усталости, удовлетворенность работой

Зеленый – отличное настроение, интерес, активность, стремление к общению

Психолог.  В конце игра «Аплодисменты» (ребята аплодируют друг другу по очереди).

Список литературы:

1. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. ис-след. — 1994. — 3.

2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения//А. Б.Добрович. — М.: Просвещение, 1996.

3. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В. Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39.

4. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник / В. И. Журавлев. — М.: РПА, 1995.