Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Инновационный проект «Начало урока: цели, структура, особенности»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»

 

Инновационный проект

«Начало урока: цели, структура, особенности»

                                                                работа выполнена учителем

                                                               русского языка и литературы

                                                                Баженовой Н.В.

 

  1. Введение. Информация об инновационном проекте.
    1. Цель проекта.
    2. Сведения об авторе работы.
    3. Условия возникновения и становления опыта.
    4. Актуальность проекта.
    5. Степень разработанности  опыта.
  2. Теоретическая база проекта.
  3. Технологии проекта.
  4. Заключение.
  5. Библиография.
  6. Приложения.                                                                                                                      

 

 

  1. Информация о проекте.

 

Наименование проекта «Начало урока: цели, структура, особенности»

1.1 Цель проекта.  Каждый учитель независимо от того, какие технологии он использует, на какие принципы методики преподавания опирается, он обязательно начинает урок. Начало любого урока- один из важнейших его моментов, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Ведь неправильная организация  ( затягивание, незнание методики) приводит к появлению методических недочетов в организации основной части урока. Поэтому цель моего проекта: рассмотреть начало урока с точки  зрения структуры, особенностей и предложить наиболее эффективные способы  при проведении организационного момента  в начале урока. В свое время еще Аристотель утверждал: «Начало- больше половины целого». Это высказывание наглядно доказывает, что методически правильный, актуальный для данного типа урока организационный момент будет не только интересен для учащихся, но и  создаст не только благоприятные условия для создания эмоционального состояния класса, но и  позволит подготовить почву для изучения нового материала, повторения ранее изученного.

1.2 Сведения об авторе. Баженова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус», учитель первой квалификационной категории, стаж работы 21 лет.

1.3 Условия возникновения и становления проекта.

Начало работы над данным проектом я отношу к  2013-2014 учебному году. Условием для инновационного проекта можно считать условия, предъявляемые учителю современными требованиями при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.     

Работая в школе, обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит, к сожалению,  падение интереса школьников к литературе, родному языку, и, как следствие, снижение языковой культуры, коммуникативной компетенции, неумение правильно, логично, аргументировано выразить свою мысль. На уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому я стараюсь сделать все возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику ( и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и с хорошим настроением шли на мои уроки.

Следовательно, в данных условиях  является необходимым создание адаптивной среды с самого начала урока, что позволит создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является реализация инновационного проекта по теме «Начало урока: цели, структура, особенности»

1.4 Актуальность проекта. Поскольку  цель моего проекта сводится к следующему: рассмотреть начало урока с точки  зрения структуры, особенностей и предложить наиболее эффективные способы  при проведении организационного момента  в начале урока, то актуальность инновационного проекта обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, развитием познавательных, поисковых и творческих способностей учащихся. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для определения структуры и особенностей каждого типа урока:

- актуализация имеющегося опыты и знания как важное условие, способствующее пониманию разработке данного проекта,   

- создание условий по предварительной организации класса, 

- реализация  положений, определяющих готовность учителя к уроку, 

-создание условий, мобилизирующих начало урока ( исходная мотивация), 

- обеспечение в начале урока личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников, способствующего актуализация знаний школьников.

Область применения: 5-11 классы.

Продуктивность:

1) Повышение качества знаний учащихся.  

2) Успешность учебной и внеклассной деятельности учащихся.

3) Формирование поисковых, познавательных и  творческих способностей.

4)  Эмоциональный комфорт во время урока эмоциональное благополучие каждого учащегося в классе.

Внедрение: работа велась  в течение 3 лет во всех классах, где я работа в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебных годах.

Система работы: в основе проекта сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения при проведении организационных моментов всех типов урока, позволяющих создавать развивающую среду на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, направленных на актуализацию знаний учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

1.5. Степень разработанности данной проблемы. Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского. С.Т. Шацкого, психологических исследований С. В. Кульневич., Т. П. Лакоцениной, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития  творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности  А. В. Плешковой, гуманно-личностной технологий Ш. А. Амоношвили,  с использованием элементов технологий разноуровневого обучения В. И. Капинос, проблемно-поисковых технологий Ю. Н. Гостевой.  Большой материал в методике словарной работы во время организационного момента представлен в заданиях «разминок». Этот раздел разрабатывался такими учеными, как Т.А. Ладыженской, М. Т. Барановым. Обогащение словарного запаса при обучении словарного запаса при обучении синтаксису рассматривается в работа Т. М. Пахновой. Лексическая и словарная работа на уроках русского языка, литературоведческая работа  не может проводиться без опоры на лингвистические словари. Приемы работы в школе с различными лингвистическими и литературоведческими словарями стали предметом внимания С.И. Ожегова, М. В. Ушакова, М. Т. Баранова, А. Н. Тихонова, Л. И. Тимофеева, А. Есенина, Г. Поспелова.

2. Теоретическая база проекта.

Принято считать, что начало  урока имеет две цели: создание психологического настроения учащихся, обеспечение продуктивной, эмоционально благоприятной обстановки на уроке. Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. В начале урока учитель должен учитывать несколько видов побуждений учащихся. Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым. В организационном моменте выделяют три группы мотивов:

1) непосредственно побуждающие мотивы, которые предполагают связь изучаемого с жизнью, создание проблемной ситуации, экскурсы в историю, использование сравнений, привлечение занимательных приемов, использование игровых ситуаций, использование художественной и научно-популярной литературы, произведений искусства,

2) перспективно-побуждающие мотивы основываются на том, что учитель объясняет школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел,

3) познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний основываются на интересе к обучению, возникающему в процессе умственного труда по решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения проблемной задачи или группы задач.     

Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционное, проблемно-развивающее, личностно-ориентированное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», которые представляют собой совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Активное обучение предполагает использование следующих приемов: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, игровые моменты, актуализация и новизна темы, раскрытие практической значимости, эмоциональность подачи, сравнение и аналогия, эффект парадоксальности, познавательные игры, использование музыки, живописи и других эстетических средств художественного воздействия. Актуализация знаний- этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно предстоит изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий.                                                                                                                         

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:         

а) постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы, 

б) беседой ( рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы,                                               

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.                    

2. Формулировка основной учебной задачи. Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.                                            

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того, как учебная задача сформулирована, понятна и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у этого ученика наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки уроки.                                          

Начало урока в разных типах организации.                 

Традиционный

Нетрадиционный

1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида и рабочей позы учащихся, организация внимания).   

2. Мобилизующее начало урока                      ( «исходная мотивация»).   

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Рифмованное начало урока.  

2. Начало урока с элементами театрализации.

3. От эпиграфа к уроку.    

4. С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме.  

5. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.   

6. Постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

    В проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, чем указано в таблице. Разновидности структур оргмоментов различных типов уроков.

Структура оргмомента урока изучения нового материала

Структура       оргмомента урока проверки знаний

Структура оргмомента комбинированного урока

Структура оргмомента проблемного урока

1.Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.  

2. Указание на то, учащиеся должны запомнить.   

3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. 

4. Сообщение либо актуализации техники запоминания                          ( работа с опорными для памяти материалами,  смысловая группировка)

1. Организация начала урока. Создание деловой, но комфортной обстановки.                               2. Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале, который будет проверяться или контролироваться. Повторение соответствующих правил, работа с памятками по проверке, самопроверке, взаимопроверке. 

1. Организация начала урока.  

2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока. 

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, то есть актуализация знаний, практических и умственных умений.

1.Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.

2. Актуализация знаний- не просто выявление объема и качества знаний, умений и навыков учащихся, но и подготовка почвы для активного усвоения нового материала. Основная задача данного этапа урока-создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

3. Технологии проекта.   Какой бы тип урока у нас не был, учитель должен осознавать, что успешное мобилизирующее начало определяет суть всего урока в целом.  Для себя я выделила следующие разновидности  заданий,  выполнение которых способствует  успешности всего занятия, при этом необходимо учитывать уместное использование педагогических технологий.

1) Эмоциональная зарядка. Это выразительное чтение в самом начале урока ярких высказываний о русском языке, литературе  Н. Гоголя, А. Моруа, Аристотеля, К. Паустовского, И. Тургенева. Предлагаю прочитать одному, порой нескольким   учащимся, по моему сигналу он или они  начинают читать, движением руки я показываю паузу, повышение голоса. Своего рода дирижирую произносительным оркестром- ученик или ученики с увлечением повторяют слова, осознавая их глубину и значимость. Эта эмоциональная зарядка- как камерон, на звучание которого настраивается весь урок. Высказывания о русском языке, литературе, книгах есть и в учебниках, других источниках, подбираю не только сама, но привлекаю и учащихся. Даю им коллективное задание на основе таких материалов создать альбомы, книжки-самоделки.   В данном случаем мы используем технологию сотрудничества, конкретно направления  развивающего комплекса и концепции воспитания. Технология проектов предполагает поисковую деятельность, что проявляется при самостоятельном сборе высказываний. А при создании соответствующих альбомов помогает педагогическая технология- коллективный способ обучения.                                                                                           

2) Разговорная пятиминутка. Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти на разговор о том, чем живет страна, мир, школа. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мыслями, впечатлениями. Например, вчера в «Новостях» на первом канале был сюжет о завершении суда над религиозной общиной в Японии. Да, той, что повинна  в смерти людей в метро от отравляющего газа. Кто смотрел сюжет? Вот вам пример вероисповедания, религиозных убеждений, которые приносят только вред…(на уроке литературы при изучении раздела «Библия»). Разговорные пятиминутки провожу и на уроках русского языка. Главное, постановка вопроса позволила естественно «вписать» материал этих разговоров в урок. Такие «разговорные пятиминутки» провожу раз в неделю с целью, чтобы ученики увидели во мне человека, который хочет с ними общаться. Сама стараюсь быть искренним и уважительным собеседником. Без этого общение не состоится. Особенно важно это применять в тех классах, где ты не являешься классным руководителем.  Здесь также присутствует технология сотрудничества, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому учащемуся. Создание на уроке атмосферы взаимопонимания способствует раскрытию самоактуализации личности каждого учащегося. Ученик не только принимает участие в разговоре, пытаясь дать свою оценку полученной информации, но на будущее он пытается сам подобрать информацию для разговора.                                                                                                                         

3)  Задание – найди четвертое «лишнее» является самым распространенным и любимым у моих учеников. Например, на уроке русского языка в 7 классе после изучения раздела «Предлог как служебная часть речи» предлагаю сравнить четыре выражения:

В течение года ,                                                                                                                     

насчет работы,                                                                                        

 вследствие заморозков,                                                                           

оказалось впоследствии.                                                                                           

Учащиеся, опираясь на прежние знания, не только указывают четвертый вариант, но и составляют предложения с одним из выражений, производят мофемный разбор слова «впоследствии», объясняют лексическое значение слова «заморозки»…. После такого способа актуализации знаний класс готов к работе полностью. Таким образом, на основе личностно-ориентированных технологий развиваю и формирую интеллектуальные и речевые умения учащихся, формирую их творческое и критическое мышление, направленное в целом на интеллектуальное развитие каждого ученика.

4) Предложение с ошибками.  После организационного момента предлагаю учащимся прочитать или проанализировать предложение, в котором  допущены орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические учащиеся. Ученикам послабее предлагаю указать орфографические и пунктуационные ошибки, учащимся посильнее надо не только указать грамматические и речевые ошибки, но и предложить  свой исправленный, переделанный вариант. В данном случае повторяется большой объем изученного материала. А технология уровневой дифференциации позволяет определить уровень усвоения учащимися изложенного ранее учителем  учебного материала.              

5) Работа со словарями, справочной литературой, критикой. После организационного момента ученик делает сообщение по теме урока. Он представляет самостоятельно найденный материал, который является ответом на заранее поставленный вопрос учителем. Работа со словарями- это одна из технологий при обучении русскому языку -культуроведческая. Умение пользоваться словарями, справочной литературой, критикой  имеет также большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания. Например, в 8 классе при изучении односоставных предложений учащиеся находят в изученных текстах обобщенно-личные предложения и объясняют их отличие от определено-личных и неопределенно-личных предложений. На уроке литературы предложить учащимся , предвещая анализ назвать три наиболее значимых факта из биографии Л. Толстого, предвещая изучение и анализ идейно-художественного своеобразия рассказа «После бала».  К примеру, в 6 классе при изучении раздела «Числительное» учащимся можно предложить обратиться к этимологическому словарю, чтобы объяснить происхождение  числительных «сорок», «миллион», «миллиард». Конечно же, здесь присутствует технология проектов, поисковая деятельность, исследовательская работа.                                                                                          

6) Заинтересовать. После организационного момента начать рассказ с интересного факта биографии поэта, писателя, яркого эпизода изучаемого произведения. В 10 классе можно остановиться на описании «казни» Ф. М. Достоевского. Что прочувствовал писатель, пока не был оглашен приказ о помиловании? Разве может данный эпизод оставить кого-нибудь равнодушным?!  В 7 классе при изучении повести  «Тарас Бульба»  начать с эпизода, когда главный герой погибает. Почему он оказался в такой ситуации? Как его характеризуют последние слова, обращенные к казакам Запорожской Сечи, чтобы они сами спасались? Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет  неизменным: учащиеся проявят интерес, станут работать вдумчиво, внимательно. В этом и поможет технология развития познавательной активности учащихся, которая очень тесно соприкасается с технологией сотрудничества. Учащиеся, изучая произведение, «примеряют» различные роли: читатель, критик, режиссер, герой  и.т.п., что помогает школьникам  раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. 

4. Заключение. Любой инновационный проект решает определенные задачи в образовательном процессе. Так за два учебных года  главным для меня в данном исследовании было следующее:                                                                         

-повышение качества знаний учащихся,   

-успешность учебной и внеклассной деятельности учащихся,

-формирование поисковых, познавательных и  творческих способностей. 

-эмоциональный комфорт во время урока эмоциональное благополучие каждого учащегося в классе.   

Необходимо отметить, что в основе проекта представлено сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения при проведении организационных моментов всех типов урока, позволяющих создавать развивающую среду на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, направленных на актуализацию знаний учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания. 

Положительными результатами данного инновационного проекта можно считать такие положения. На уроках русского языка и литературы в 5-11 классах создана комфортная психологическая атмосфера, которая представлена ситуацией заинтересованности, успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Стоит отметь, что происходят качественные изменения в структуре личности обучаемого: он более заинтересован, открыт, жаждет познания, стремится к самостоятельному овладению изучаемых дисциплин. Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными видами организационного момента каждого типа урока, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.   

К примеру: в 2013-2014 учебном году в 6 классе во время краевых диагностических  работ были показаны учащимися следующие результаты:

Вид работы

Всего учащихся

писали

«2»

«3»

«4»

«5»

успеваемость

качество

КДР№1 (20.11.13.)

27

24

6

9

5

4

75%

37,5%

КДР№2     (20.05.14.)

27

24

0

12

4

8

100%

50%

 В 2014-2015 учебном году в 7 классе во время краевой диагностической работы были показаны следующие результаты:

Вид работы

Всего учащихся

писали

«2»

«3»

«4»

«5»

успеваемость

качество

КДР№1 (13.05.15.)

28

21 ( не учитываются ученики 7 вида и на домашнем обучении)

0

8

8

5

100%

61%

Создание во время организационного момента проблемных ситуаций, заданий на логику, на развитие творческих способностей способствовало раскрытию учащихся во время проведения конкурсов, фестивалей, олимпиад. Приведу такие данные за 2014-2015 учебный год:    

-Шамина В.-призер муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературе в  8 классе),

-Субботина М. -призер муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературы в 7 классе),

- во всероссийской олимпиаде по русской словесности «Русский медвежеонок-2015» приняли участие 22 учащихся 5-11 классов (Сулкин Н., 3 место в Курганинском районе среди учащихся 5 классов, Потемкина С.,

Субботина М. – 3 место в Курганинском районе среди учащихся 7 классов) ,   

- Покотило Е.-призер муниципального этапа  краевого конкурса творческих работ «Козацькому роду нэма пэрэводу» 7 класс), 

-Субботина М.-призер муниципального этапа краевого конкурса-фестиваля детского творчества «Светлый праздник- Рождество Христово»,    

-Субботина М.- победитель в номинации  «Литературная» во всероссийском  конкурсе   «Женский чудный день весенний», 7 класс,

- Бенко А..- победитель в номинация «Литературная» во всероссийском  конкурсе   «Всегда Россия славилась отважными героями! », 7 класс, 

-Куклин И., призер в номинации «Историческая» во всероссийском  конкурсе   «Всегда Россия славилась отважными героями!», 7 класс.

Учащиеся 9 классов на ОГЭ по русскому языку показали результаты выше краевых ( средний балл по краю 28,2 баллов, по району- 26,6 баллов, по школе – 29 баллов) 

Анализ результатов ОГЭ ( 03.06.2015.)  по русскому языку в 9 «А», «Б» классах   МБОУ СОШ №19 г. Курганинска

Класс

Количество учащихся

 «5»

«4»

«3»

Успеваемость

Качество

Средний балл

9 «А»

22

5

10

7

100%

68%

29,2

9 «Б»

18

1

8

9

100%

50%

28,8

Итого:

40

6

18

16

100%

60%

29

В 2015-2016 учебном году учащиеся 11классов на ЕГЭ по русскому языку показали результаты выше краевых (средний балл по краю 74,7, по классу- 80 б.)  Показатели учащихся в учебе, во внеклассных мероприятиях, творческих конкурсах:  

- Чихонацкая А.( призер, литература, литература, 9 класс),

-Медведская А. ( победитель муниципального тура олимпиады по журналистике, 11 класс, призер  заключительного этапа региональной  (краевой) олимпиады по журналистике),

-Щербанева А. ( призер муниципального этапа региональной олимпиады «Талантливая молодежь Кубани», призер 2 степени региональной олимпиады «Талантливая молодежь Кубани»),    

-каждый месяц учащиеся школы участвовали в муниципальном конкурсе «Свободный микрофон», на который представляли стихи собственного сочинения и произведения для выразительного чтения по заданной тематике. Наценко Е.. Субботина М. -8 класс, Бурляева А., Павлинская А.-10 класс- призеры и победители данного конкурса, проводимого комитетом по делам молодежи муниципального образования Курганинский район.    

- муниципальный этап  Всероссийского  конкурса сочинений среди 1-11 классов в 2015-2016 учебном году (призер муниципального тура  Бутенина А., 8 класс),  

-всероссийский  конкурс   «Новый год шагает по стране»  ( Потемкина С., победитель в номинации  «Литературная», 8 класс),

- всероссийский  конкурс   «Всегда Россия славилась отважными героями! »  ( Бутенина  А., победитель в номинации  «Литературная», 8 класс),

5. Библиография.  

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка.- М.: «Просвещение», 1990.     

2. Беспалов В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: «Прсвещение», 1989.     

3. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.- М.: «Просвещение», 2003.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М.: «Просвещение», 2000.  

5. Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. Анализ современного урока.-Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

6. Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: «Просвещение», 1997. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М.: «Учитель», 2006. 

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: «Просвещение», 2000.

8. Приступа Г.Н. О типах, структуре и системе уроков.- М., «Народное образование», 2001. 

9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения- М. : Учпедгиз, 1951. 

10. Селевко Т.В. Современные образовательные технологии.- М., «Народное образование», №3, 2008. 

11. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сб. статей. Пособие для учителей/ Сост. А.Ю. Купалова.-М.: «Просвещение», 2009       

12. Тростенцова Л.А. Урок русского языка на современном этапе.- М.: «Просвещение», 1998.     

13. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов.-СПб: Питер, 2001

14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.- М., «Народное образование», №2, 2003.

 

6. Приложения. 

 Урок русского языка в 5 классе

   « Словообразование  как раздел науки о языке»

 Цель:  сформировать представление о словообразовании  как разделе науки о языке.

Задачи: -  продолжить работу по определению орфограмм в слове с учетом морфемного состава слова, 

-расширить словарный запас учащихся через отработку умения подбирать однокоренные слова с учетом значения корня, 

- воспитать осознание неповторимости природы в любое время года.          

Оборудование: учебник, таблица «Словообразование как раздел науки о языке», раздаточный материал, «Словарь синонимов и антонимов» под ред. Е. Л. Бутенко.

Ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.

2 Задание по актуализации  знаний учащихся.  Найти четвертое «лишнее». Цель данного задания- повторить  материал, изученный в разделе «Лексика»

ДОБЫЙ,

ЗЛОЙ,

МИЛОСЕРДНЫЙ,

ЗАБОТЛИВЫЙ

Фронтальный опрос:  Какие слова мы называем омонимами, антонимами, синонимами? Какой раздел их изучает? Какие разделы мы изучили с вами? еще? Что является объектом их изучения?

3.Словарная работа  по определению лексического значения слов, предложенных в задании  на нахождение  четвертого «лишнего», и  определению  типов  орфограмм в словах милосердный  и заботливый.  

4. Работа по развитию речи дифференцированная: сильные учащиеся с предложенными словами составляют два сложных предложения, доказывая это указанием основ, а слабоуспевающие составляют простые предложения с указанием известных случаев осложнения обращениями или однородными членами.    

5.Проверка домашнего  задания.  Параллельно ученик работает  у доски с деформированным текстом.

               Со…нце  спряталось  (за)ситцевой  (за)навескою н…бес,

                Ч…рно-бурою л…сицею  (под)горой улегся лес.

Проверяет  выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне,  разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи.  Фронтальный опрос:

- ребята, перед вами простое или сложное предложение?

- назовите основы?

- какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте?

- кто автор этих стихотворных строк?

6 Объяснение нового материала на примере анализируемых слов.

Ребята, давайте слова милосердный и заботливый разберем  по составу. Из  каких частей могут состоять слова? Как эти части называются? Какая часть самая главная? Почему?  (учащихся необходимо привести к выводу, что в корне заключается лексическое значение однокоренных слов). Для чего служат приставка, суффикс,  окончание? ( учащихся надо привести к выводу о том, что приставка, суффикс позволяют образовывать новые лова, а окончание - формы слова,  в этом помогут выданные  заранее карточки .

КАРТОЧКА№1.

Формы  слова

Однокоренные лова

          ???

           ???

ПРИРОДА

ПРИРОДЫ              ПРИРОДОЙ           ПРИРОДЕ

ЛЕСНОЙ

ЛЕСНИК               ЛЕСОК                  ЛЕСИСТЫЙ

ЛЮБИТЬ

ЛЮБОВАТЬСЯ    ЛЮБИМЫЙ         ЛЮБО

ОБЕРЕГАТЬ         ОБЕРЕГАЕШЬ     ОБЕРЕГАЕМ         ОБЕРЕГАЕТ

Итак, ребята, каждая часть слова важна, нужна, выполняет определенные функции. Приставка, корень, суффикс, окончание называются морфемами, поэтому  и раздел их изучающий называется «Словообразование». Сделаем соответствующие пометки в справочнике (это специальная тетрадь, в которой учащиеся фиксируют  схемы, определения, слова-исключения, порядок разборов и др.)

7 Работа по учебнику. Чтение теоретического материала в соответствующем параграфе и сопоставление прочитанного с  разобранным  на уроке.

8.Закрепление изученного  через объяснительный диктант ( учащиеся в каждом слове выделяют ту часть слова, в которой встречается ранее изученная орфограмма, что позволяет учащемуся  повторить правописание и отрабатывать навык обозначения соответствующих морфем в слове)

Посещать, въезд, поедешь,  пробежка, задуматься, тропинка,  соловьиная,  хищник, задержался,  перемирие, убирать, поддерживать..

9 Подведение итогов  урока самими учащимися через наводящие вопросы:

- что нового узнали?

- какие орфограммы повторили?...

9 Комментарий отметок.

10 Домашнее задание по учебнику с указанием изученного параграфа, номера упражнения для всех обязательного и дополнительного задания  проблемно-поискового характера ( например, подберите 15 однокоренных слов с корнем –снег-, указав возможные чередования)  

                    Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчиненное предложение: особенности структуры, типы придаточных.

Цель: обобщить ранее изученный материал по пунктуации и синтаксису сложноподчиненного предложения.

 Задачи: продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (отработка заданий №3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14), продолжить работу по развитию монологической речи с учетом требований для выполнения задания № 15.2, №15.3, продолжить работу по воспитанию гордости за родной язык и русскую литературу.    

Оборудование: учебник, раздаточный материал, сборник тестов Л. И . Мальцевой .

Ход урока.

1)Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.

2) Задание по актуализации знаний учащихся. Вам, ребята, предложен отрывок из стихотворения М. Цветаевой. Укажите основы, художественные средства выразительности, определите тип сложных предложений,  виды придаточных, тип подчинения.     

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Возможные ответы: нравится, вы больны, я больна, шар не уплывет, эпитет, анафора, синтаксический параллелизм, , придаточное изъяснительное, параллельное однородное подчинение)

  1. Проверка домашнего задания. Привести примеры из изученных произведений с обособленными членами предложения (отработка задания №9,8,11).

4. Работа по раздаточному материалу. В данных предложениях указать главную и вид придаточной части, основу, тип подчинения, грамматические основы, к выделенным словам подобрать синимы.

Я рассказал, где прошло мое детство.                                                                                                

Я поехал туда, где прошло моё детство.                                                                                            

Я побывал в городе, где прошло моё детство.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.

Герой –это тот, кто творит жизнь вопреки смерти и кто побеждает смерть.

Тогда вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить.

Сын предупредил, что, если он не вернется вовремя с работы, не стоит беспокоиться. 

5. Комплексный анализ текста. Для анализа я приготовила текст Дмитрия Лихачева о роли книг в жизни человека, ведь 2015 год, давайте вспомним, объявлен Годом литературы. Но прежде чем к нему обратиться, давайте  составим сложноподчиненные предложения. Продолжите предложение разными способами, используя придаточные определительные, условные, уступительные, цели, причины.

Конструирование по началу

Не забывайте читать книги, ….                                                                              

Возможное продолжение предложения.

  1. потому что они обогащают наш словарный запас
  2. которые  вам всегда будут верными помощниками
  3.  хотя порой на это у вас не хватает времени
  4.  чтобы    окончательно не деградировать
  5. если хотите привести  аргументы, выполняя задание №15.3.   

   Итак, перед вами текст Д. Лихачева.  Работаем на листах раздаточного материала. Для начала прочитаем его, чтобы вникнуть в содержание.

1)Литература делает человека интеллигентным, мудрым, развивает в нем чувство красоты, понимание жизни.

2) Но это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, потому что произведения вам нравятся.

3)Оно оставит след в вашей душе, если вы почувствовали, что автору есть чем с вами поделиться…  

4)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим.     

5)Интересное чтение расширяет кругозор  человека.

6)Умейте читать не только для школьных ответов…

7)Умейте читать с интересом, выбирайте книгу по своему вкусу.

8)Тогда вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить.

9)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической.

Задания: определить виды придаточных, в СП с несколькими придаточными определить вид подчинения, указать номера предложений с обособлениями, определив их вид, выделенное словосочетание переделайте с учетом требований задания №7.

7.  Обсуждение. В наших примерах при конструировании предложений, прозвучало задание №15.3. Так вот и по тексту Д. Лихачева вам надо будет ответить на вопрос: «Зачем нужна литература?» Какие критерии при написании сочинения-рассуждения  мы должны соблюдать? Приведение теоретического обоснования, литературного или жизненного аргументов является требуемым компонентом ?

8. Подведение итогов, комментарий отметок.

9.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение (№15.3) по тексту Д. Лихачева.

 

Урок  русского языка в 11 классе

Тема: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цель: обобщить ранее изученный материал по пунктуации и синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи: продолжить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (отработка заданий №3,15, 18,19, 24), продолжить работу по развитию монологической речи с учетом критериев К1-К4 задания №25, воспитывать через язык бережное отношение к женщине, матери.

Оборудование: таблица «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», учебник русского языка под ред. Н.Г. Гольцовой, раздаточный материал с заданием по КАТ, презентация.

                                                Ход урока.

1.  Организационный момент.  Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными». Мы должны на уроке повторить и систематизировать ранее изученный материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, знание которого необходимо для выполнения заданий №15, 18, 19, 24 на ЕГЭ по русскому языку. Хочу предупредить заранее, что весь материал, на основе которого мы будем работать, тематически объединен. Думаю, что, выполнив традиционное задание-разминку, вы сумеете определить эту тему.

2.  Задание-разминка. Какие из языковых средств художественной выразительности использует К. Бальмонт в своем стихотворении?

Женщина- с нами, когда мы рождаемся,

Женщина- с нами в последний наш час.

Женщина- знамя, когда мы сражаемся,

Женщина- радость раскрывшихся глаз.

Женщина- музыка.

Женщина-свет.

(Предполагаемые ответы: анафора, эпитет, метафора, эллипсис, синтаксический параллелизм). Какие из художественных средств отнесем к тропам,  приемам? 

Как вы понимаете значение слова «радость»? Работа по « Толковому словарю  русского языка» под ред. И. Ожегова, Н.Ю. Шведковой.

Радость: 1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытать радость. Доставить радость.

2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство. Радость жизни. Дети - радость матери.

3.Радостное, счастливое событие, обстоятельство. В семье радость: приехал сын.

Вот мы и проанализировали значение слова «радость». Ребята, когда читаете значение слов, обращайте внимание на примеры, это поможет нам помочь выполнить задание №3 на ЕГЭ по русскому языку. А теперь давайте составим предложения, используя  каждое из значений. Это наше задание по развитию речи. Учащиеся третьей группы  ( слабоуспевающие) могут составить одно предложение, выбрав значение, с которым вам легче работать. ( Ответы учащихся, параллельное комментирование возможных речевых, грамматических ошибок, вывод сделать с опорой на воспитательный момент: Надеюсь, что своим близким вы будете приносить только радость.)

 Как вы понимаете, что накануне Международного женского дня 8 марта весь анализируемый материал на уроке будет освещать роль женщины в нашей жизни. Особенно обратим внимание на образ женщины-матери в русской литературе, живописи. На домашнюю работу вы получили задание не из учебника: вы должны были найти сложноподчиненные предложения из произведений, посвященных матерям. Ваша задача была следующей: выписать подходящее предложение, подчеркнуть основу, определить вид придаточного.

3.  Выборочная проверка домашнего задания.

4.  Работа по теме.

Фронтальный опрос.  Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного? Какие виды придаточных вы знаете? 

Давайте повторим виды подчинения: если в состав сложноподчиненного предложения входит несколько придаточных, то мы различаем последовательное, параллельное подчинение.                                             

Последовательное подчинение.

Параллельное однородное подчинение ( соподчинение)

Параллельное неоднородное подчинение.

Закрепим типы подчинения на практике. Работа с предложениями.

Я считаю (1) что международный женский день- прекрасный праздник(2) которой является символом женственности (3)и  красоты. ( 12)

                                                           *  *  *

На девяносто процентов я состоял из маминых забот (1) но не замечал их (2) как не чувствуем мы(3)  и совсем не видим воздуха (4)  которым мы дышим.(124)

                                                                   *   *  *

Меня охватывает желание оказаться в детстве (1)чтобы вновь была возможность обнять маму и (2) чтобы сказать ей слова любви и благодарности. ( 1) Отработка правила: при параллельном однородном запятая между придаточными  не ставится.                    

                                                 *    *   *

Сергей переживал (1)что (2) если не вернется вовремя (3) мать снова начнет волноваться и не уснет до утра. ( 123)

Отработка правила: если рядом два союза, то между ними не ставится запятая, если придаточная часть начинается со слов то, но, так.

  Подведение итогов. Соблюдение этих правил поможет вам, ребята, выполнить №18, №19 на ЕГЭ по русскому языку.

5.  Практикум. Работа по КАТ по раздаточному материалу.      

  (Отрывок из рассказа А. Алексина «Прости меня, мама»)    Параллельно на доске выводится, который отражает образ матери в живописи.

1) Мамы давно уже нет… 2) А я все еще мысленно говорю: 3) «Прости меня, мама..». 4) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: она очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. 5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. 6) А слов, которыми сейчас переполнен, что подступаю т сейчас к горлу не высказал. 7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. 8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. 9) «Я понимаю, как ты занят!» 10) Иногда раздражался по пустякам…11) «Я понимаю, как ты устал!» 12) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! 13) Поздно!14) «Берегите матерей!»-провозгласил в поэме один маститый поэт. 15) Хорошо бы было добавить: 16) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» 17) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. 18) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: 19) «Не отдает ли нам мать последнее? Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?» 20) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. 21) «В муках мы мать вспоминаем,»- писал Н.А. Некрасов. 22) И за спасение от своих детских недугов тоже обращаемся к ней. 23) «Ничего страшного: я с тобой… Все пройдет»-шепчет мама. 24)И болезнь отступает, потому что рядом Она. 25) Я прихожу к маме, склоняясь над гранитной плитой. 26) То в реальности, а то и мысленно… 27) Вовремя, при их жизни, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. 28) Прости меня, мама…

Задание:

- определите стиль речи, характерные типы речи,                                                           

- определите проблему, затрагиваемую автором,                                                                           

- прокомментируйте проблему, используя соответствующие речевые клише,                            

- определите авторскую позицию,                                                                                                  

- укажите номера сложноподчиненных предложений,                                                                  

- определите  вид подчинения в сложноподчиненном с несколькими придаточными,     

- укажите предложение с обособленными членами, определив вид обособления,              

 - определите поставленную проблему, прокомментируйте ее,                                                                           

- назовите произведения, в которых мы встречаемся с образом матери (проработать К4 литературный опыт по произведениям  А. Фадеева «Молодая гвардия» О.Кошевой пишет матери перед казнью, Н. Некрасова  «Внимая ужасам войны», Закруткина «Матерь человеческая») 

Подвести к возможному выводу. Мама- самый дорогой человек на земле, которого надо ценить, пока не поздно, пока мама  жива, а у каждого из нас есть возможность сказать слова любви, благодарности и признательности.   Да, самая главная женщина на земле-мама, но мне хочется, чтобы вы, ребята, в каждой женщине видели прекрасное начало, источник жизни, красоту, любовь, без чего наша жизнь была бы невозможна. И в качестве подтверждения я хотела бы вам напомнить слова  И. Тасалова 

Краше розы нет творенья!                                                                                                    

Краше женщин нет созданья!                                                                                            

Величавая она-                                                                                                                               

То небесна, то земна.                                                                                                                 

Это тайна! Это клад!-                                                                                                                   

 Так в народе говорят.                                                                                                                  

Чтобы тайну разгадать,                                                                                                             

Надо на колени стать.                                                                                                            

Чтобы клад сей заиметь,                                                                                                              

Надо головой владеть.                                                                                                            

Пред этой тайной бытия                                                                                                          

Склоняю голову и я.                 

6. Подведение итогов, комментарий отметок.                                                                    

7.  Домашнее задание: подобрать материал на читательский опыт в количестве 4-8 предложений  ( это для всех), подобрать СПП, определив вид подчинения.