Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Эссе «Дорога в школу, дорога домой» Селиванова Александра Николаевна

МБОУ Балаганская  СОШ№2

Балаганского района Иркутской области

Селиванова Александра Николаевна

Учитель русского языка и литературы

 Дорога в школу, дорога к себе

Я иду на урок посреди неразбуженных улиц.

Тихо падает дождь,  заливая  канавки дорог.

А ребята,  наверное, только проснулись –

Я иду на урок.

Я иду на урок, я пока ещё точно  не знаю,

Что за день предстоит, где начало его, где итог…

Но за счастьем иду, это я уже  давно понимаю.

Я иду на урок.  Никого, только листья немножко.

 Вот знакомая дверь, удивительный  школьный порог.

Ничего  нет дороже, конечно же, нету дороже.

Я иду на урок!

Всё, пора выходить! Сегодня прекрасная погода, до школы  идти   минут двадцать, тридцать,  и  есть время подумать.  Скоро праздник «День матери»,  и мы с моим 7  « б» классом  будем готовиться к концерту.  Очень помогает, конечно,  домашний компьютер. Тут тебе и музыкальная студия,  и  библиотека,  и театр,  и огромный банк музыки, да чего в нём только нет.  Надеюсь, что в этот раз  у нас получится  здорово,  как на  празднике «Мисс осень!» Тогда наше выступление длилось  более  часа, и  после каждого номера  не утихали  аплодисменты.  Есть  у нашего класса тайное местечко –берёзовая роща. Посетив однажды этот уголок, дети стремятся туда вновь и вновь. А потом фото на память. Это незабываемо!  Такие прогулки не только   развивают наблюдательность, дают стимул к творчеству, но и  вызывают  потребность бережного отношения ко всему живому на Земле. Я  должна стараться, чтобы таких  памятных моментов  в жизни моих ребятишек  было как можно больше, ведь  яркие впечатления  школьных дней  остаются надолго.  И пусть даже  через много  лет  в их памяти сохранятся наши школьные праздники,  походы,  прогулки в осенний и зимний лес,  концерты, фестивали.  А если и всплывут где-то горестные воспоминания,  то обязательно в мягких красках, да и то мимолётно.   Горько слышать,  когда  иной ученик  плохо отзывается о школе,  значит,    где-то мы,  педагоги не поняли детскую душу. Школа должна быть доброй.  Сегодня в 10 классе зачёт  по литературе.   Заканчивается  ещё одна тема.   Ребята показывают своё умение размышлять о жизни, делают  нравственный выбор. Я очень надеюсь,  что  эти знания пригодятся им в жизни.  Так, сегодня  факультатив в 7 классе,  а значит, вернусь домой поздно.  У ребят глаза заблестели, включаются в разговор  после   просмотренного фильма «Уроки французского»  по рассказу В.Г.Распутина.   Проверить сочинение –описание  «Золотая осень» . Работы на сегодня много:  сделать отчёт по дежурству,   нужно   выпустить    очередной  номер   школьной газеты, а  учащимся 5 класса    подготовить проекты с  использованием компьютерных технологий. Так что в компьютерном классе сегодня будет многолюдно.  И обязательно нужно сделать так,  чтобы мои ученики проявляли  как можно больше самостоятельности, не шли  по проторенным путям, а пробовали, ошибались, искали… Веди истину нельзя  дать, каждый  должен найти её сам! Вот я  и в школе.  Здравствуйте, ребята.  При виде весёлых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз  радуюсь наступлению очередного дня. Первый урок  литературы.  Настоящий, в моём понимании, урок – это 45 минут непрерывного поиска,  напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно  продуманной  со стороны учителя  технологией урока, в котором важно всё:   внешний облик  учителя (его глаза,  его взволнованность и увлечённость),  нечто  персональное для каждого ученика (область исследования,  письмо-приглашение к участию в обсуждении  темы урока,  творческое задание  побеседовать с писателем,  придумать диалог с героем).  Первое, что  я могу  утверждать: учитель должен строить свое отношение к детям, не как к ученикам, а как к людям. Если учитель не видит в учениках людей, то, каково его влияние. На мой взгляд, наиболее распространенное нарушение в этике поведения учителя следующие: обращение к ученику не по имени, отсутствие извинений в случае оплошности учителя, приказной характер распоряжения учителя: «Откройте тетради!», «Пишите!», «Встаньте!» Без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста»; невнимание к ответу ученика, прерывание его речи, беседа с другими во время ответа. А известный учитель словесник Е. Ильин говорил: «Горькая минута урока – пустые глаза ученика». Кто виноват в таких горьких минутах урока?  Часто на уроке два варианта ответа у нас, у школьников  на вопрос – «да» или «нет». Каждый урок  -  как премьера, во время которой  под влиянием слова, музыки, жеста рождаются чувства  сопереживания и  перевоплощения.   И здесь ученик - и зритель,  и участник,  и творец, получающий заряд  эмоций и энергии для восприятия темы.   Своеобразными  инструментами для развития  творческого потенциала  личности  являются творческие  исследования,  групповые, индивидуальные, опережающие задания.   Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» о чём?   О грозе? Но грозы не бывает   одновременно с дождём,  солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц!  Любое   мнение имеет место, если оно может быть  подтверждено текстом.  Ценность любой точки зрения не в истинности,  а в доказательности. Например, сочинение на тему «Кто подпишет некролог на смерть Некрасова, Тургенева, Куприна? »  требует   от ученика знание эпохи, отношения  между современниками, личности писателя.   Или другое: «Твоя  поэтическая композиция по лирике Марины Цветаевой с кратким комментарием»  в 11 классе. Вызывает  интерес тема  «Юбилейный сборник произведений писателя»,  «Цветовая гамма сборника А.Ахматовой»,   составленный  учеником.  От ученика, выступающего в роли составителя, автора вступительной статьи, требуется  многое: знание творчества писателя,  умение видеть   смысл искусства.   «Время суток в поэзии А.Блока» в 8 классе,  «Мотив бессонницы в лирике Цветаевой».   Автор сам не даёт  в тексте однозначного ответа, играя с читателем.   Читательской активности,  артистических  наклонностей  требуют  задания такого характера:

-нарисовать  рекламу прочитанной книге, обложку, плакат;

-устроить вернисаж иллюстраций;

-придумать экслибрис к домашней, школьной  библиотеке А.С.Пушкина;

-составить  послание  литературному герою, эпохе;

-хвалебное письмо Державину.

Излагать свои мысли, размышлять, искать ответы на нерешённые вопросы помогают ребятам и различные типы уроков: заседание «круглого стола»,  заочная экспедиция,  творческая лаборатория,  путешествие с героем,  «визитная карточка» героя,  урок-портрет,  урок-собрание.   Да, стать мастером нелегко.  Выход пока один: нужно дать  ребятам  возможность  самим искать  ответ –искать, может быть,  всю жизнь, но всерьёз.  Значит, нужно научить их думать.  Задача учителя – воспитать читателя.    Самое главное – это  умение сформировать  вопрос, а не дать   ответ.  Умение увидеть проблему.  Ответы на уроке мы ищем вместе: думаем,  спорим,  ошибаемся…  Учитель  литературы не учит в строгом смысле  слова. Аксиом в литературе нет.  Есть текст и множество  его толкований.  Надо лишь подсказать ребятам путь поиска.  Ну а поиск  неожиданного решения  всегда  заразителен.    Литературное наследие так огромно,  что начинающий  путник в этом мире может растеряться.   Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом,  следует   заглядывать в себя, самокритично вести разговор  с самой собой: не выдохлась ли, способна ли перед  юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех   нуждающихся в  твоём тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть  любовь,  силы и желания  «сердце отдавать детям».  Я постоянно  задаю себе вопросы, отвечая  на которые я лучше понимаю себя, людей и мир.     Обязательно записываю неожиданные повороты, открытия и находки учеников, а на уроке благодарю  за  нестандартные мысли.  Самая  большая похвала и самая   высокая оценка для детей  - это  крепкое пожатие руки. Без слов.  Меня тянет к  ребятам, к моим  ученикам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам, вместе с ними переживаю неудачи,  радуюсь успехам.  Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие есть, быть терпимей к ошибкам  других, но требовательной  к самой себе, а самое главное   - научили   бережнее относиться к детям.   С годами я поняла, что надо  учиться воспринимать лучшее , что в них есть,  помогая  им самим это лучшее  в себе увидеть.  А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал К.Ушинский, «только личность  может воспитать  личность».  Счастье учительское, судьба учительская…  Вот уже 34 года я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это  были годы поисков, раздумий,  открытий.  Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела  о том,  что стала учителем.  Судьба…Скажу ли ей я спасибо? Наверное, да.  Спасибо за те минуты,  когда удавалось пробудить  лучшие чувства в детях,  спасибо  за те мгновения, когда  после  долгих неудач ребёнок вдруг восклицал: «Получилось!»  Обретал веру  в себя. Победа ребёнка становится и моей победой, его радость - моей радостью. Именно в такие минуты я говорю сама себе:  «Не ропщи на судьбу, и если  избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем,  поверь в них, растворись в них, потому что  призвание моё –нести  любовь и радость»