План-конспект к открытому занятию по теме: «Путешествие в страну Изобразилию»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Региональный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»: второй (очный) тур.
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
По теме: «Введение
в образовательную программу «Изобразительное искусство».
Практическая работа: «Путешествие в страну Изобразилию».
Разработала:
педагог дополнительного образования
творческого объединения
«Студияизобразительного искусства»
Захарова.А.А.
г. Севастополь
2019
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Общие сведения:
Педагог дополнительного образования:Захарова Анна Алексеевна
Творческое объединение: Студия изобразительного искусства.
Тема учебного занятия: Введение в образовательную программу - «Изобразительное искусство».
Место занятия в дополнительной образовательной программе: Вводное занятие для обучающихся.
Степень сложности занятия, в том числе для данной группы: дифференцированная степень сложности в зависимости от возрастных характеристик.
Цель учебного занятия:познакомить обучающихся с основными видами изобразительного искусства, профессией художника, научить выполнять работы в различных техниках изобразительной деятельности.
Задачи учебного занятия:
Дидактические:
- Познакомить обучающихся с видами (жанрами) изобразительного искусства, материалами и инструментами художника-живописца.
- Научить обучающихся технике работы с разными красками: гуашью, акварелью, маслом.
Развивающие:
- Развить воображение и творческое мышление, тактильные ощущения, наблюдательность.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в группе.
- Стимулировать творческий потенциал обучающихся.
Форма учебного занятия: творческая мастерская, занятие-путешествие;
Форма организации работы:работа поподгруппам.
Тип занятия:занятие подачи новых знаний.
Прогнозируемый результат: личностныеУУД -знание основ изобразительного искусства,формирование уважительного отношения к труду, формирование творческой деятельности; формирование метапредметных УУД у обучающихся, формирование познавательной активности, мотивация интереса к предмету «Композиция», формирование понятия об образовательной программе студии.
Методы обучения:словесный, наглядный, практический.
Использование современных образовательных технологий: игровая технология, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая технология, объяснительно-иллюстративные, поэтапного формирования понятий и умственных действий, творческая мастерская.
Интеграция образовательных областей: межпредметные связи, художественное творчество, музыка, окружающий мир.
Материально-техническое оснащение занятия:
-аудитория: кабинет№ 70 ГБОУДО «ДДЮТ», 45 кв.м.;
-мебель: столы, мольберты, стулья (20 штук), стол педагога;
-учебное оборудование: магнитно-меловая доска;
-технические средства обучения: ноутбук, телевизор, музыкальная колонка;
Дидактический материал:
-наглядный и раздаточный материал: образцы для показа, иллюстрации,;
-материалы: краски акварельные, краски гуашевые. краски масляные,бумага формата А3,кисти для гуаши и акварели,баночки с водой.
- работы учащихся прошлых лет;
-методическое оснащение: фонограмма с записью музыки,видеоматериалы - презентация 1: «Виды ИЗО,живопись вид изобразительного искусства,материалы и инструменты в живописи».
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (30 минут)
1. Организационная часть:
1.1.Приветствие, знакомство с обучающимися.
2. Мотивация учебной деятельности.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Определение цели и задач занятия.
3.Основная часть:
3.1. Теоретическая часть:
а) Виды изобразительного искусства (презентация часть 1:«Виды ИЗО»);
б)Профессия художника-живописца, материалы и инструменты в живописи.
в) Физкультминутка.
3.2. Практическая работа:
а) Изучение приемов работы в живописи разными красками.
б) Практическая работа по заданию педагога (рисунок по воображению и представлению).
4. Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Оформление кабинета:
- Дверь «Волшебное зеркало», оформленное декором.
- Заставка на TV(«Волшебница»).
- Иллюстративный материал.
- Воздушные шары.
Дети входят в кабинет через дверь «Волшебное зеркало», получают жетон, который будет определять, в какой подгруппе они будут работать.
Звучит музыка, дети рассаживаются по местам.
Ход занятия, согласно плану.
Музыка стихает, идет фоном
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я – добрая волшебница, художница-мастерица, Анна – искусница!
Через волшебное зеркало вы попали в мою страну «Изобразилию», где живут юные художники и множество моих друзей.
Я смотрю, вы такие красивые, добрые, воспитанные! В моей стране день принято начинать с улыбки, чтобы у нас у всех было хорошее настроение! Давайте друг другу улыбнемся! (и гости наши тоже друг другу улыбнутся)
Я очень хочу рассказать вам о моей удивительной стране Изобразилии. Это – волшебный мир искусства.
Побывав в этой стране вы:
- Узнаете виды изобразительного искусства.
- Сможете увидеть как работают художники-живописцы и сами сможете поработать в художественных мастерских.
- Узнаете какие материалы и художественные инструменты использует художник-живописец.
Но для этого мне нужны помощники! Вы согласны ими быть?
- ДААА!
Итак, я приглашаю сделать со мной первые шаги в мир искусства.В страну Изобразилию!
2 слайд (1 шаги)
Тревожная музыка
Голос на фоне:
- ХА-ХА-ХА! Я – злая волшебница Кляксия! Я захватила всех жителей Изобразилии! Вы никогда не сможете попасть в свою страну, потому что всего через 30 минут я абсолютно всю Изобразилию зальючерной краской!
Добрая волшебница:
Кляксия! За эти 30 минут мы научимся разбираться в видах изобразительного искусства, изучим основные материалы художников, покажем тебе все, на что способны! Если мы успеем выполнить наши задачи, то ты навсегда оставишь мою страну в покое и покинешь Изобразилию!
Кляксия:
ХА-ХА! Это невозможно! У вас НИЧЕГО не получится! Но я с удовольствием посмотрю как вы будете справляться!
- Ребята, вы слышали?
Надо быстрее отправляться! Помогите спасти мою страну, только вы мне можете помочь! Мне кажется, нам будет трудно, но! В любом начинании всегда тяжело! У нас есть наши волшебные установки и наша карта, которые помогут преодолеть любые препятствия!
3 слайд (девиз)
Наш девиз:
Я – счастливый человек! Я – художник-творец!
Мы учимся и любая ошибка поправима.
Я это могу
Я с собой беру:
красоту
и гармонию
вдохновение доброту и дружелюбие
творчество позитив
Настроились на путешествие.
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему моя страна называется «Изобразилией»?
Помогаю….. Изо…..бразлия = Изображение
А что значит изображение = изображение в разных материалах
4 слайд
Карта-подсказка
ИЗОБРАЗИЛИЯ
Изображение Изобразительное
в разных материалах искусство
каким материалом
художник может
изображать: творчество
- карандаш; изображение
- краски; в разных
- глина, пластилин. материалах
Умение изобразить все,
что угодно.
Перейдем к следующему слайду – нашей волшебной карты-подсказки.
Виды изобразительного искусства.
Кратко анализ слайда.
5 слайд (виды ИЗО)
Графика – черчу, пишу, рисую. Выразительные изобразительные средства (линия, штрих, точка).
ДПИ – декор – от фр. слова – украшение.
Архитектура – застывшая музыка, искусство проектировать и строить здания.
Скульптура – объемное изображение.
Живопись – живописать, писать жизнь верно и убедительно передавая действительность.
6 слайд (живопись)
Живопись – картина, написанная красками.
Маслянная (Ирисы. Ван Гог);
Акварельная (Брюллов, портрет);
Гуашевая живопись (Ольхов, пейзаж).
А сейчас, дорогие мои, мы познакомимся с профессией художника-живописца.
7 слайд(профессия)
На свете существует множество профессий: врач, шахтер, космонавт, художник. У каждого есть свои профессиональные инструменты и атрибуты, касающиеся его профессии.
Давайте перечислим, какие это атрибуты:
- мольберт;
- кисть;
- краски;
- палитра;
-халат, фартук – рабочая одежда.
Скажите, кто знает, какими материалами работает художник?
Давайте включим волшебную карту, она нам поможет.
8 слайд (карта)
Правильно, в стране Изобразилии мои лучшие друзья – краски!
Гуашевые краски – краска густая, не прозрачная, растворяется в воде, ее называют кроющей, ею можно писать в несколько слоёв.
Вот наша мастерская будущих художников гуашевой живописи.
Давайте их поприветствуем! (аплодисменты)
Акварельные краски – аква – вода, медовые красочки по своей структуре прозрачные, нежные.
Художники-акварелисты (встречаем аплодисментами).
Масляные краски – краски на растительной основе, густые и яркие, они имеют специфический запах.
А вот и наши мастера масляной живописи! (аплодисменты)
Ребята, а кто еще может помогать художнику?
- Палитра! Это доска удобной формы или пластиковые ванночки, где можно смешать краски.
Кисти, конечно же! Кисти бывают разные, для каждой техники отдельные.
Для акварели – белочка. Для гуаши – синтетика. Для масла – щетинка (палочка, мастихин).
Перед каждым из вас лежат кисти. Потрогайте их, ощутите мягкость и твердость волосков. Возьмите в руки мастихин.
Перед тем, как вы приступите к работе, давайте познакомимся с правилами работы кистью.
Вот вы и познакомились с моими друзьями, жителями волшебной страны Изобразилии: кисти, краски, палитра.
Но пора уже спешить дальше! Итак, внимание! Мы немного устали, надо набраться сил, сделать зарядку.
Раз-два-три, покружись, покружись
И в стране Изобразилии окажись.
Позовем на помощь солнышко:
Утром Солнышко восходит высоко,
Вечером садится глубоко.
Гладит ласково цветочки и листочки.
Детям золотит носы и щечки.
День прошел и снова на покой
Солнышко садится за горой.
Работа над техниками живописи.
Сели на рабочие места.
Приемы работы техники живописи разными красками.
Группа мастеров-акварелистов, мастеров гуашевой и масляной живописи – приготовились!
Покажите мне как вы держите кисти?
Кисть держим там, где заканчивается железный воротничок.
Красочки у вас новые, их надо приготовить к работе.
Выполняем такие движения: в баночку, в красочки – все 24 цвета – только глоточек воды даем на кисть. Белую краску не используем – ее заменит белый лист бумаги.
Пока готовим краски к работе, мастера гуашевой живописи – внимание, краски у вас уже выложены на палитру, вы можете смешивать новые и новые цвета, с помощью белого оттенка цвета от светлого до темного.
Внимание, если мы хотим провести такую линию, мы проводим ее тоненьким кончиком, а если широкую, то всей шириной. Кисточка умеет делать прокручивание и прикладывание (топ-топ-топ-топ получается цветок).
Внимание, мастера масляной живописи, вам придется трудновато, но все преодолимо, мы помним наш девиз…..
Показываю как работать кистью на холсте и мастихином.
Лопаточкой набираю краску, кладу на поверхность холста, можно густо, а можно плавно растягивая. Также смешивать как гуашь, если хотим взять другой цвет – вытираем кисть или мастихин салфеткой или тряпочкой, и набираем другой цвет.
Разбавляются масляные краски растворителем. Его нужно совсем чуть-чуть. Он уже у вас на палитре.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Настроились. Спинки выпрямили, сели ровненько, закрыли глазки (не подсматриваем), внимательно слушаем и фантазируем.
Включается музыка фоном.
Мы путешествуем с вами по прекрасной долине. Справа растут необыкновенные деревья с яркими плодами и цветами. Впереди что-то засверкало. Это – радуга переливается своими цветами. А вдали – удивительный замок. Смотрите! Смотрите! К нам летят эльфы, феи. Они берут нас за руки и водят хороводы. Подходим к замку, стоят художники, скульпторы, музыканты, создают удивительную красоту. Художник раскрашивает цветы, небо, деревья. Скульпторы и архитекторы строят необычайные города. Музыканты и поэты сочиняют стихи и музыку.
Попробуйте же немного сами дофантазировать свою увиденную картину.
А теперь делаем глубокий вдох, открываем глаза и…
Изобразите все, что вы видели. Но помним законы и правила изображения, мои комментарии по ходу работы.
Итог:
- Вопросы к детям по занятию.
Ребята, мы сегодня узнали какие виды изобразительного искусства бывают:
Ответы детей…
А какие краски художник-живописец использует в своей работе?
Ответы детей…
Скажите мне, пожалуйста, что такое живопись?
Ответы детей…
- Демонстрация работ.
А давайте каждый возьмет свой рисунок и встанет со своих мест и покажем невидимой волшебнице Кляксии какую красоту мы с вами выполнили!
-Кляксия! Ты видишь? Мы выполнили условия! Кляксия! Ты слышишь?
В ответ тишина…
- Ребята! Кляксия не отвечает нам! Она просто сбежала, когда увидела, что мы все успеваем!
Рефлексия:
Наша встреча подходит к концу.
Вы сегодня –молодцы! Мы ВМЕСТЕ спасли Изобразилию! Вы раскрыли свои лучшие способности!
Передаем друг другу волшебную кисточку, рассказывая о том, что на сегодняшнем занятии было интересного.
Жду Вас в стране Изобразилии!
В мире все прекрасно и удивительно!
Я люблю себя!
Я люблю мир!
В моем мире все прекрасно!
Литература и интернет ресурсы, использованные в ходе подготовки к занятию:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство», автор Захарова А.А.