Проект «Телемост в уникальное детство»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида № 60 «Колобок»
Инновационный проект
(ledovskayanatali@yandex.ru)
Проект
«Телемост в уникальное детство»
Автор: Кудяшова Елена Васильевна,
старший воспитатель, высшая кв. категория;
педагог-психолог, первая кв.категория
г.о. Воскресенск МО,
2020г.
1. Направление реализации проекта: обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Название проекта: «Телемост в уникальное детство»
3. Срок реализации проекта 2019-2021 гг.
4. Ключевые слова: открытость дошкольного образования, семейный информационно-телекоммуникационный центр поддержки детских способностей, взаимодействие, мобильность, удобство, дополнительное дистанционное образование родителей, онлайн-обучение, индивидуализация совместного педагогического процесса, природный потенциал ребенка, способности, уникальность.
5. Основная идея проекта.
Развитие задатков и формирование способностей детей осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах – семье и учреждениях различных форм общественного образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание, образование и развитие детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования образовательная среда должна обеспечивать открытость дошкольного образования и создавать условия для участия родителей (законных представителей) для участия в образовательной деятельности.
Создание на базе МДОУ семейного телекоммуникационного центра поддержки детских способностей «Мой ребенок - уникален» для реализации программы дополнительного дистанционного образования родителей позволит осуществить разработку совместной с родителями концепции и психолого-педагогических основ выявления и раскрытия природного потенциала детей, поддержку уникальности личностных особенностей каждого ребенка, что в дальнейшем, приведет к успешной самореализации воспитанников.
Виртуальные контакты родителей с педагогом, и родителей между собой , дающие возможность неформального общения родителей и педагогов, будут способствовать комплексности и взаимной связи образовательных и воспитательных задач, реализуемых в детском саду и дома, в частности, сохранение индивидуальности и развития природных способностей детей. Современные средства ИКТ, в частности, программное обеспечение интернет-телефонии «Skype», позволят проводить виртуальные собрания родителей.
Использование рассылок, вебинаров, онлайн-просмотров образовательной деятельности даст возможность проведения массовых мероприятий и максимального вовлечения родителей без их очного собрания и визитов в ДОУ.
6. Актуальность проблемы.
-Модернизация дошкольного образования в целях обеспечения текущих и перспективных потребностей развития Московской области через внедрение современных моделей предоставления услуг;
-активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства в условиях высокой занятости и ограниченного количества времени членов семей воспитанников;
- эффективное использование кадровых и материально-технических ресурсов образовательного учреждения для создания открытой образовательной системы.
7. Значимость
-Предлагаемый проект направлен на выполнение государственного заказа, реализацию требований закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования путем развития конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения через дополнительное дистанционное образование родителей (законных представителей) посредством создание телекоммуникационного моста.
-Проект призван повышать уровень компетенции родителей в вопросах развития способностей детей, осуществить разработку совместной концепции основ выявления и раскрытия природного потенциала детей, их индивидуальных особенностей, склонность к определенным видам деятельности.
-Проект сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности.
-Реализация проекта поможет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства с целью поддержки образовательной инициативы семьи.
8. Новизна
Новизна проекта заключается в создании единой стройной системы телекоммуникационной просветительской работы в детском саду, где родитель имеет возможность получать дополнительное образование в области развития способностей своего ребенка в удобной для него дистанционной форме.
9. Цель
Создание телекоммуникационного института психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах раскрытия природного потенциала детей и поддержки развития индивидуальности каждого ребенка.
10. Ключевые задачи
- мотивировать родителей на активное партнерство в едином образовательном пространстве с помощью новых форм взаимодействия,
-разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка,
-разработать программу дополнительного образования родителей «Мой ребенок - уникален»,
- создать удобные, мобильные условия сопровождения родителей в вопросах поддержки и развития детей, раскрытия их природного потенциала,
- создать для родителей банк компьютерных дидактических и методических материалов по раскрытию творческого потенциала детей и развитию их способностей.
11. Ожидаемые результаты
- максимальный охват дополнительным образованием родителей (законных представителей) воспитанников;
- доля родителей (законных представителей), участвующих в образовательном процессе- 100%;
-высокий социальный статус дошкольного учреждения.
12. Ожидаемые эффекты проекта
-обеспечение диалога субъектов коммуникации по вопросам раскрытия природного потенциала детей, поддержки их уникальности и самоценности их индивидуальных особенностей;
–обеспечение родителей возможностью дистанционного участия в образовательном процессе;
-обеспечение индивидуального подхода к семьям воспитанников;
оптимальное сочетание индивидуальной работы с семьями с групповой;
-минимизация времени доступа родителей к методическим и дидактическим материалам, получению точной, доступной и яркой передачи информации;
-возможность продемонстрировать родителям любые документы, фото и видеоматериалы.
13. Ожидаемая практическая значимость. Становление нового поколения компетентных родителей, способных обеспечить всестороннее развитие природного потенциала своего ребенка с учетом современных реалий.
14. Календарный план реализации проекта
№ |
этап |
Наименование мероприятия |
Краткое конкретное описание данного мероприятия |
Сроки или период |
Ожидаемые результаты |
Предшествующие мероприятия |
Исполнители |
Механизмы контроля |
Создаваемые обьекты интеллектуальной собственности |
1 |
подготовительный |
Демонстрация в СМИ выступления талантливых выпускников учреждения |
Демонстрация ожидаемых результатов взаимодействия |
Март, 2019 |
Высокий уровень Мотивации родителей |
Отслеживание маршрута социализации детей |
Муз. руководитель |
обсуждение |
Детская художественно-продуктивная деятельность |
2 |
Вебинар для родительских творческих групп «Вектор онлайн-взаимодействия» |
включение родителей в работу творческих групп по планированию и организации образовательного процесса |
апрель, 2019 |
Родитель-участник образовательного процесса |
Родительское собрание |
Ст. воспитатель |
наблюдение |
Централизованная группа участников образовательного процесса |
|
3 |
|
Интернет-анкетирование родителей «Актуальность создания телекоммуникационного моста» |
Интернет- опрос по актуальности создания телекоммуникационного портала в ДОУ |
май, 2019 |
Учет мнения родителей, прогнозирование дальнейшей работы |
Разработка электронного бланка анкеты |
Ст. воспитатель |
наблюдение |
Аналитическая справка по результатам опроса, составление плана работы |
4 |
основной |
Электронный мониторинг детского развития
|
Проведение совместного мониторинга детского развития, его анализа, составление совместной траектории развития детей
|
Май, Октябрь, май |
Вектор развития детей |
Составление индивидуальных карт развития |
Психолог, педагоги |
Электронный мониторинг |
Электронные карты индивидуального развития детей |
5 |
Создание детского электронного портфолио |
Сбор наглядного материала по достижениям ребенка |
Апрель, 2019 |
Наглядная демонстрация детских достижений |
Фото, видео достижений ребенка, накопление грамот, дипломов |
Воспитатели |
Электронный мониторинг |
Электронное портфолио детских достижений |
|
6 |
Оформление электронных паспортов здоровья детей |
Анализ физического и психического здоровья детей |
июнь, 2019 |
оптимальная образовательная нагрузка каждого ребенка |
Исследование медицинской карты, беседы с родителями
|
Воспитатели |
Электронный мониторинг |
Электронные паспорта здоровья |
|
7 |
Семейный веб-клуб «Растишка» |
Онлайн-сопровождение семей в вопросах развития ребенка |
Весь период |
Высокий уровень компетентности родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей |
Разработка проекта программы семейного клуба |
Воспитатели детей 2-4 лет |
просмотр |
Рабочая программа семейного клуба |
|
8 |
Кружок «Сказочные тропинки»
|
Дополнительное образование детей в онлайн-режиме |
Весь период |
Раскрытие театральных способностей детей |
Разработка проекта кружка |
Муз. руководит |
просмотр |
Рабочая программа дополнительного образования |
|
9 |
Кружок «Истоки»
|
Дополнительное образование детей в онлайн-режиме |
Весь период |
Повышение исторически-культурного уровня детей |
Разработка проекта кружка |
Воспитатели детей 4-7 лет |
просмотр |
Рабочая программа дополнительного образования |
|
10 |
Кружок «Разноцветные ладошки» |
Дополнительное образование детей в онлайн-режиме |
Весь период |
Повышение уровня художественно-творческих навыков детей |
Разработка проекта кружка |
Воспитатели детей 4-7 лет |
просмотр |
Рабочая программа дополнительного образования |
|
11 |
Центр психологической онлайн-поддержки родителей |
Цикл мероприятий по сопровождению родителей в вопросах развития детской уникальности (Skypе) |
Весь период |
Высокий уровень компетентности родителей в вопросах психологического сопровождения потенциала детей |
Разработка плана |
психолог |
Наблюдение |
Электронный план работы с родителями по сопровождению родителей в вопросах развития детской уникальности |
|
12 |
Психологическое сопровождение детей (Skypе) |
Онлайн-занятия по создание комфортных условий для развития детского потенциала, развитию их эмоционально-волевой сферы |
Весь период |
Стабильность психо-эмоционального состояния детей, формирование уверенной жизненной позиции |
Планирование системы работы |
психолог |
Наблюдение |
Рабочая программа по сопровождению детей |
|
13 |
Создание медиатеки для родителей |
Создание банка электронных файлов рекомендательного характера |
июль, 2019 |
Возросший уровень компетенции родителей в вопросах развития индивидуальности детей |
Сбор электронно-цифровой информации |
Ст. воспитатель |
Электронный мониторинг |
Банк информационных дидактических файлов |
|
14 |
Видео-конкурс «Моя семья-самая начитанная» |
Подготовка видео-фрагмента конкурсного задания |
Октябрь, 2019 |
Мотивация к чтению художественной литературы |
разработка сценария сюжета |
Ст. воспитатель |
просмотр |
видеопрезентация |
|
15 |
Создание информационных интернет-групп для родителей «Viber », «WhatsApp» |
Информирование родителей о проблемах, возникающих у ребенка в ходе освоения образовательной программы, общении с другими детьми в группе, советы по их решению.
|
август, 2019 |
Мобильность получения информации |
Пропедевтическая работа с родителями |
воспитатели |
обсуждение |
Информационные социальные группы участников образовательного процесса |
|
16 |
Совместный с родителями онлайн-педагогический тренинг «Как раскрыть уникальность ребенка» |
Онлайн-обучение родителей |
ноябрь, 2019 |
Онлайн-общение |
Подготовка оборудования |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
теле-коммуникационный мост (Skypе) |
|
17 |
Интернет-участие в совместных выставках и конкурсах |
Совместная творческая деятельность |
Весь период |
Мотивация к творческой деятельности |
Просветительская работа |
педагоги |
Электронный мониторинг |
Итнтернет-презентация обьектов совместного детско-родительского творчества |
|
18 |
Вебинар для родителей «Как развивать таланты детей» |
Практические методики, направленные на развитию способностей ребенка |
декабрь, 2020 |
Повышение уровня практических умений родителей по выявлению талантов детей |
Изучение дидактических пособий |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Знания в области способов развития талантов детей |
|
19 |
Интернет-проект «Моя семья-самая туристическая» |
Трансляция Медиафайлов, раскрывающих сущность туристического наследия семьи |
Январь, 2020 |
Мотивация к созданию новых семейных туристических маршрутов |
Разработка проекта |
воспитатели |
Электронный мониторинг |
План проекта, тематические медиафайлы |
|
20 |
День «Открытого окна» |
Онлайн-трансляция непрерывной организованной деятельности с детьми |
февраль, 2020 |
Коммуникативные связи |
Подготовка атрибутики |
педагоги |
просмотр |
Конспекты образовательной деятельности |
|
21 |
Видео-семинар «Скрытые таланты» |
Видео-презентация способностей детей |
февраль, 2020 |
Раскрытие внутреннего потенциала |
Подготовка выступлений |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Электронное портфолио талантов воспитанников |
|
22 |
Интернет-Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей ребенка» |
Практический всеобуч для родителей |
март, 2020 |
Знания в области развития музыкальных способностей ребенка |
Изучение литературы по теме |
Музыкальный руководитель |
обсуждение |
Конспект мастер-класса |
|
23 |
Детское интервью «Что мне нравится делать» |
и интервьюирование детей с последующей видео-презентацией |
март, 2020 |
Выявить склонности ребенка |
Подготовка аппаратуры |
воспитатели |
Электронный мониторинг |
Видео-портфолио детских склонностей |
|
24 |
Интернет-проект «Моя семья-самая спортивная»
|
Трансляция медиафайлов, раскрывающих сущность туристического наследия семьи |
апрель, 2020 |
Мотивация к занятиям спортом |
Подготовка атрибутики |
Инструктор по физ. культуре |
Электронный мониторинг |
План проекта, тематические медиафайлы |
|
25 |
Совместная дифференцированная деятельность в режимных моментах |
Создание видеоархива материалов по работе с детьми в области развития их способностей |
апрель, 2020 |
Демонстрация индивидуализированного подхода к детям |
Планирование деятельности |
Ст. воспитатель |
наблюдение |
Видеофайлы образовательного процесса |
|
26 |
Онлайн-конференция «Как поддержать ребенка в его начинаниях» |
Консультация для родителей специалистов муниципального Центра диагностики и коррекции |
апрель, 2020 |
Повышение уровня знаний родителей в вопросах развития природных задатков детей |
Взаимодействие со специалистами Центра «ДиК» |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Знания в области оказания ребенку психологической поддержки |
|
27 |
фото-сессия детей «Вот что я умею |
Презентация детских способностей |
май, 2020 |
Повышение уровня знаний родителей в области прогнозирования возможных талантах своих детей |
Разработка сюжетного сценария |
воспитатели |
Электронный мониторинг |
Электронное фото-портфолио достижений ребенка |
|
28 |
Рассылка электронных версий консультаций на тему «Развитие способностей ребенка» |
Комплекс мероприятий по развитию способностей детей |
май, 2020 |
Высокий уровень компетенции родителей |
Установление информационного оборота через электронную почту |
воспитатели |
Электронный мониторинг |
Электронное пособие рекомендательного характера |
|
29 |
Электронный маршрут «Куда сводить ребенка» |
Информирование родителей о нахождении мест культурного отдыха |
июнь, 2020 |
Составление маршрутов культурного отдыха для детей |
Анализ информации |
педагоги |
Электронный мониторинг |
электронныебуклеты для родителей
|
|
30 |
Интернет-проект «Юные исследователи» |
Исследовательская деятельность детей при поддержке родителей |
Июль, 2020 |
Мотивация к познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности |
Разработка плана |
Воспитатели |
Электронный мониторинг |
План проекта, медиафайлы |
|
31 |
«Кулинарный поединок»
|
Развитие кулинарных способностей детей (с использованием ИКТ) |
Сентябрь ,2020 |
Заинтересованность детей процессом создания кулинарных шедевров |
Видео- и фотосьемка |
Воспитатели детей 5-7 лет |
просмотр |
Кулинарное блюдо |
|
32 |
«Я-сам» |
Создание сборников творческих работ воспитанников в электронном виде |
август, 2020 |
Интерес родителей к творческих способностям своего ребенка |
Фотосъемка Продуктов детского творчества |
педагоги |
Электронный мониторинг |
Электронный сборник творческих работ |
|
33 |
Творческий интернет-конкурс «Мама, папа, я – талантливая семья» |
Онлайн-демонстрация семейных талантов |
октябрь, 2020 |
Мотивация к самовыражению |
Подготовка семейных номеров |
Ст. воспитатель |
просмотр |
Продукты совместной деятельности |
|
34 |
Практический интернет-семинар «Создание электронных образовательных ресурсов для детей» |
Обучение родителей созданию электронных обучающих пособий для детей с применением триггеров |
Ноябрь, 2020 |
Формирование умения родителей создавать ЭОР |
Изучение технологии создания ЭОР |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Электронная образовательная игра для детей |
|
35 |
|
Электронный альбом «Мир моими глазами» |
Трансляция Склонностей и занятий детей |
декабрь, 2020 |
Обмен опытом |
фотосъемка |
Ст. воспитатель |
Электронный мониторинг |
Электронный фотооальбом |
36 |
|
Брейн-ринг «Моя семья –самая умная» (онлайн-режиме) |
Игровое занятие по раскрытию познавательных способностей детей
|
Январь, 2021 |
Мотивация к познавательной активности |
Изучение энциклопедий, просмотр научных телепередач |
Воспитатели детей 5-7 лет |
обсуждение |
Конспект досуга |
37 |
|
Презентация электронно-цифрового пособия «Игры для тигры» |
Знакомство с игровым логопедическим пособием |
февраль, 2021 |
Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития ребенка |
Логопедическое обследование детей |
Ст. воспитатель |
Электронный мониторинг |
Ссылка на образовательный ресурс |
38 |
|
Видеотека «Наши таланты»
|
Создание видеотеки |
март, 2021 |
Мотивация родителей |
видеосъемка |
Ст. воспитатель |
Электронный мониторинг |
Видеотека талантливых детей и их деятельности |
39 |
|
Онлайн-конференция «Результаты работы» SKYPE) |
Анализ достижений воспитанников |
апрель, 2021 |
Самооценка проведенной деятельности |
Подборка фото-и видеоматериала |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Видеофрагменты достижений детей |
40 |
Итоговый |
Онлайн-Круглый стол «Траектория дальнейшего развития» |
Анализ возможных путей определения маршрута дальнейшего развития детей |
Май, 2021 |
Составление прогноза дальнейшего маршрута деятельности |
Рефлексия проведенной деятельности |
Ст. воспитатель |
обсуждение |
Маршрут дальнейшего развития детей |
41 |
«Куда пойти учиться»
|
Сетевое взаимодействие ОУ |
Май, 2021 |
Составление дальнейшего маршрута деятельности |
Изучение ОУ |
Ст. воспитатель |
Электронный мониторинг |
Электронные справочники |
15.Нормативно-организационное обеспечение проекта
-Конвенция о правах ребенка,
-Семейный кодекс РФ,
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы, утвержденное Постановлением правительства Московской области от 25.10.2016 №784/39,
-Закон Московской области от 27 июля 2013 года №94/2013-ОЗ "Об образовании";
-Устав МДОУ,
-образовательная программа МДОУ.
16. Материально-техническое обеспечение проекта
№ |
Наименование имеющегося материально-технического обеспечения (оборудование, программное обеспечение, контент) |
Марка |
Количество |
Планируемый вид использования |
1 |
ноутбук |
LENOVO
|
2 |
установление информационно-коммуникационного взаимодействия с родителями, совместное создание ЭОР для детей, проведение образовательной деятельности в онлайн-режиме с использованием |
2 |
компьютер |
Pioneer |
2 |
|
3 |
экран |
Classic olution |
2 |
|
4 |
проектор |
Benq Acer |
1 1 |
|
5 |
Интернет-связь |
Home net |
1 |
|
6 |
Многофункциональное устройство |
Canon Samsung |
2 1 |
Распечатывание информационных файлов и дидактических пособий |
7 |
Учебно-дидактические пособия |
Книги |
453 |
Обучение Родителей |
8 |
Музыкальный центр |
LG |
1 |
Использование ауди-файлов для обучения родителей |
9 |
Магнитола |
Supra |
4 |
|
10 |
Оборудованные групповые ячейки |
6 |
- |
Организация просветительской работы деятельности |
11 |
Музыкально-спортивный зал |
1 |
- |
19. Основные риски проекта
№ |
Наименование риска |
Вероятность возникновения |
Степень влияния на результат |
Меры реагирования на риск |
1 |
Выход из строя мультимедийного оборудования |
30% |
100% |
Ремонт оборудования |
2 |
Отказ родителей участвовать в проекте |
30% |
100% |
Информационная и практическая пропаганда значимости |