Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»

МБОУ «СОШ № 2 имени С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

 

Название материала: Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»

 

Номинация: методические материалы по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла

 

 

Автор: Ершова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

 

 

Настоящая методическая разработка не участвовала в конкурсах, но была опубликована на странице учительского сайта «Nsportal.ru» 16.02.2020г.

Пояснительная записка

Цели:

содержательная цель:знакомство с творчеством писателя  А.Платонова на примере рассказа «Маленький солдат»; знание  истории родной страны (жизнь детей в Великую Отечественную войну); воспитание в детях чувства сострадания.

деятельностнаяцель: создание условий для развития у учащихсяспособности производить анализ прозаического произведения, умения сопереживать главному герою, а также заниматься творчеством (составление нерифмованного стихотворения-характеристики персонажа).

Область применения: мастер-класс (урок), 7 класс

Ожидаемые результаты: воспитание чувства патриотизма, развитие умения работать с текстом и аргументировать своё мнение, побуждение к творчеству и чтению художественной литературы

Методы реализации: наглядно – иллюстративный, исследовательский, репродуктивный, критического мышления

Формы реализации: коллективная, работа в парах, групповая (сообщения к уроку), индивидуальная

Тематическое содержание:            

Настоящая методическая разработка урока по рассказу А.Платонова «Маленький солдат» была создана к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мастер-класс (30 мин) был проведен с обучающимися 7-го кадетского класса на областном семинаре. Главной задачей было показать обучающимся,  что гитлеровский фашизм принес много страдания людям, что участниками войны 1941-1945, патриотами становились не только взрослые, но и  дети.

Перечень литературы: рассказ А.Платонова «Маленький солдат»

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: умение работать с текстом (частичный анализ), умение составлять кластер – подбирать ассоциации к слову, умение создавать синквейн – нерифмованное стихотворение; знание истории Отечества (период Великой Отечественной войны); навык работы в парах и коллективно

Материально-техническое обеспечение:мультимедийная установка (для просмотра презентации и видеоролика), экран, компьютер,школьная доска,  мел красного цвета, детские рисунки-иллюстрации к рассказу, картонная коробка красного цвета

Раздаточный материал: стикеры красного (розового) цвета для каждого участника, ручки, тексты рассказа (сокращенный вариант)

Перечень использованной литературы: А.Платонов «Маленький солдат»

Использованные для сообщений обучающихся, создания презентации и видеоролика ресурсы сети Интернет:

Ссылка для скачивания презентации: https://drive.google.com/file/d/11db1hQ-idjerirrtWLhulK-6NWNPbgva/view?usp=sharing

Ссылка для скачивания видеоролика: https://drive.google.com/file/d/1fJ3N1TxBwqenzsBdmnWfcux81NCP1dYq/view?usp=sharing

Музыка к видеоролику:

https://drive.google.com/file/d/1IjtvCf8J5WW4VeNx_3OP3LqGgZIMUkdA/view?usp=sharing

Музыка к выходу детей к нарисованной на доске звезде:

https://drive.google.com/file/d/1uj8bDm_fTjxHJEV9EFHryC7YxbP3WRg3/view?usp=sharing

Оформление:на доске слева - детские иллюстрации к рассказу, на доске справа - нарисованная красным мелом пятиконечная звезда (в неё вклеим позднее стикеры с синквейнами); на ученических столах приклеенырозовые/красные стикеры для синквейнов, разложены напечатанные тексты рассказа А.Платонова; небольшая красная коробка - на учительском столе.

Ход мастер-класса

Для информации: за месяц до прочтения рассказа учитель на уроке русского языка даёт ученикам задание написать все возможные ассоциации к слову «солдат» на небольших листочках (схема-кластер), через некоторое время – также написать на листочках имена существительные (обозначающие одушевлённые предметы) к слову «маленький». Дети не должны знать о связи этих заданий друг с другом и с последующим прочтением рассказа.

1.Организационный  момент.                                                                                         

2.Мотивация к учебной деятельности: «красная коробка».

- Ребята, у меня в руках листочки, на которых вы месяц назад составляли схемы-кластеры вокруг слова «солдат» (некоторые из них - на экране). Я просила вас тогда записать все возможные ассоциации к этому слову. Вы написали такие слова и словосочетания: воин, герой, дедушка, мужественный, сильный, раненый, защищает Родину, стреляет, спасает людей, бинтует раны,  получает награды. И никто из вас не написал слова ребёнок. Почему?

(Ответы детей)

-Теперь я кладу эти работы в коробку. Через несколько уроков я задала вопрос: «Кого вы видите маленьким?Что он делает?»«Какие же ассоциации вызвало слово «маленький»? Вот эти листочки, на которых повторяются слова «ребёнок», «дитя», перечисляются детёныши животных. Они резвятся, играют в счастливую пору детства. И нет на этих листочках ни одного слова «солдат». А теперь я также помещаю их в коробку и перемешиваю. Поделитесь впечатлениями: что случилось, когда я перемешали первые и вторые ваши работы? Что происходит в красной коробке?

(Дети делятся впечатлениями)

- Да, случилось страшное - война! Война перемешала детские судьбы, оборвала детство, изранила людские души. Смотрим на экран и слушаем сообщения ребят.

3.Видеоролик «Дети на войне», на фоне которого 3 ученика читают сообщения (см. приложение 1).

4.Постановка цели урока.

- Сегодня мы проследим судьбу Серёжи, героя рассказа писателя-фронтовика Андрея Платонова «Маленький солдат». Ребята, вы уже обратили внимание на то, что автор в названии рассказа соединяет эти два, казалось бы, несовместимых слова: «маленький» и «солдат»!

5.Актуализация знаний.Работа с текстом (приложение 2).

- Обратимся к рассказу Платонова. Ребята, каким рассказчик видит Серёжу в первый раз?Какие детали говорят о том, что Серёжа давно на войне?(сапогисшиты на детскую ногу, «обношенная щинель»,обветренное лицо).

-Ребята,как при этом называет рассказчик Серёжу?«Ребёнок» (слово «ребёнок» употреблено в начале текста 12 раз).Почему? Как это показывает отношение к Серёже рассказчика,майора Савельева?(автор заостряет внимание на возрасте героя; бойцы жалеют его)

-В какой момент, мы узнаём,что мальчик воюет?Из чьих уст?(майор Савельев наказывает,чтоб «на немца не лез»).

-Можно ли Серёжу назвать бойцом с опытом?Почему?(отличает свои самолеты от фашистских,ходит в разведку,помог сохранить склад,взорвать штаб немцев).

- Какое самое страшное испытание для Серёжи уготовила война? (Смерть отца и матери).

-Почему в рассказе о боевых действиях Серёжи нет слова «ребёнок», а  звучат слова «мальчишка», «Сергей»? (воюет как настоящий взрослый, опытный солдат).

- Платонов соединил эти два слова - маленький солдат- чтобы мы помнилио людях,которые на войне отдавали свои жизни,чтобы жили мы сейчас в мирное время.

6.Составление синквейнов «Серёжа» на стикерах.

-Ребята, давайте составим синквейн, который назовём именем главного героя- «Серёжа» - в память о взрослых и маленьких героях Великой Отечественной войны! Работаем на прикрепленных листочках.

7.Чтение синквейнов. Вклеивание стикеров с синквейнами в звезду, нарисованную на доске (звучит музыка).

8.Заключительное слово учителя.

-Ребята, желаю вам жить в мирное время, а о войне узнавать только из рассказов прадедов и из военных книг и фильмов.

-Спасибо вам за то, что прониклись тяжелой судьбой Серёжи, сопереживали ему. За работу на уроке ставлю всем пятерки.

9. Рефлексия. Самоанализ.

Приложение 1

Ученик 1. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека. Они вместе со взрослыми приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил - на заводах, в тылу врага, в бою.  Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

Ученик 2. Дети собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, гранаты, а затем передавали партизанам. Многие школьники вели разведку, были связными в партизанских отрядах, спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой,  взрывали железнодорожные вагоны.     

Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны  десятки тысяч детей воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Пионеры   награждались боевыми орденами и медалями, становились Героями Советского Союза. Среди них -   Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

Приложение 2

Андрей Платонов «Маленький солдат»

(сокращенный вариант для мастер-класса)

…Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Ребенокзнал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок.Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

…Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

…Мальчик уснул после еды, а майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка…. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и где что сходится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все что надо и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится.

И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно ранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергейсиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем. Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.

…..Наутро Сережа тоже не вернулся к нам, и Бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку — может быть, во след ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.