Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Внеклассное мероприятие на тему: «О славе, мужестве, подвигах на дорогах войны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 8

 

                

Внеклассное мероприятие на тему:

«О славе, мужестве, подвигах на дорогах войны»

для учащихся 7- 11классов МБОУ Одинцовская СОШ №8

(название образовательного учреждения)

 

  

                       Автор: Кцян Ольга Анатольевна

                         Учитель ИЗО и технологии

                      МБОУ Одинцовской СОШ №8

 

 

Одинцово, 2019-2020 учебный год

 

 

«От того, как относится человек в годы детства
к героическому подвигу отцов и дедов,
зависит его нравственный облик…»

(В.Сухомлинский)

 

Цель: Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, воспитание  патриотизма, любви к своей   Родине, к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг, духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание учащихся при помощи интегрированного воздействия изобразительного искусства, музыки и литературы.

Задачи:

1.Познавательная:
Сформировать понимание общественного назначения искусства как средства выражения правды о войне и ее месте в духовной летописи человечества, ознакомить учащихся с термином «Батальный жанр»;

2.Развивающая:
Способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, изобразительного искусства), находить образные слова и выражения в рассказах о них;

3.Воспитательная:

Воспитание у обучающихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране, содействие овладению умением передавать задуманный образ средствами различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства).

Планируемые результаты обучения:
Личностные: формирование чувства эмпатии и гордости за свой народ.
Предметные: учащиеся научатся анализировать тематические картины художников.
Метапредметные: учащиеся расширят свои знания о событиях Великой Отечественной войны.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование умения выражать свои чувства и эмоции на языке изобразительного искусства.
Регулятивные: развитие умения понимать замысел произведения изобразительного искусства.
Коммуникативные: организация диалога учащихся с произведениями живописи; межличностное взаимодействие учащихся.
Познавательные: получение практических навыков для последующего анализа и описания картины художника.

Оборудование:
1) Наглядность:
1. Государственная символика с портретом Президента РФ.
2. Коллажи, выстроенные в соответствии с тематикой мероприятия: на фоне образов людей, участников ВОВ;

3.Мультимедийная презентация мероприятия:

2) Музыкальное оформление:

1. А. Александрова – В. Лебедева-Кумач, «Священная война»

2. О. Милявский, «Любите Родину»

3. К. Листов, «В землянке»

4. Е. Петербургский, «Синий платочек»

5. Муз. М. Блантера, ст. М. Исаковского "Катюша"

6. Д. Тухманов, «День Победы»

7. Р. Шуман, «Солдатский марш»

3) для учащихся:

1. бумага для акварели;

2. краски, ластик, карандаши, баночка, кисти, линейка.

План мероприятия:

1. Организационная часть — 1-2 минуты.

2. Сообщение темы, цели и задач мероприятия — 5 минут.

3. Изложение материала  мероприятия — 15-20 мин.

3. Практическая работа — 30-35 минут.

4. Выставка детских работ. Рефлексия — 10 минут.

5. Завершение мероприятия, уборка рабочего места — 10 минут.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Звучит песня: « Священная война»

На доске: рисунки и репродукции о Великой Отечественной войне

2. Сообщение темы.

Слово учителя (на фоне музыки): Слова этой  песни берут  за  душу.

  Заставляют вновь  и вновь пережить страшные  моменты  истории

  нашей страны. Когда дыбилась  от взрывов земля, затихали   от  грохота

  снарядов  птицы, горели  поля  спелой  пшеницы. Гибли  люди. Когда

  весь народ  поднялся  на  защиту  Отчизны.

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной,
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову.
Нет кровнее родни
Не потому ли я живу
Что умерли они? (

3. Изложение материала  мероприятия.

         Прошло почти 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но в сердцах русского народа она до сих пор отзываются болью.

         Великая Отечественная  война -  одна из тяжелейших страниц нашей истории, стала символом страданий и горя и символом величайшего мужества. 1418 дней и ночей, 27 миллионов погибших, 1710 разоренных городов, 70000  разоренных сел и деревень, более 20 миллионов жизней унесла та война. Наши прадеды сражались в настоящем аду, между жизнью и смертью, но они выстояли, не сломились, не сдались врагу!

         Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё  было…

 (Голос Левитана о начале войны. Вставай, страна огромная)

Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

Р.Шуман «Солдатский марш»

А дальше были  километры войны, сожженные фашистами деревни, города и поселки, были битва за Москву, страшная блокада Ленинграда, сражение за Сталинград.

И на каждом метре пути враг встречал яростное сопротивление, ведь наши прадеды свято верили в Победу. Наше дело правое! Ни шагу назад!!!

Вся страна поднялась на защиту родной земли. Не только юноши, но и девушки стремились на фронт. Девушки брали в руки винтовки и шли в бой наравне с мужчинами, а сколько раненных солдат вынесли с полей сражений хрупкие девичьи плечи.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Говорят, у войны неженское лицо, но  девушки садились за штурвалы боевых самолетов и сражались с врагом. С врагом лицом к лицу боролись и дети. Сколько горя и слез повидали детские глаза! «Дети воины» ходили в разведку, помогали партизанам, гибли под пулями, бросались на амбразуры вражеских пулеметов. На заводах 14-летние мальчишки работали вместо братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту и приближают Победу!

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Письма с фронта были единственной ниточкой, связывающей солдат с домом и с теми, кто их ждал.

К. Листов «В землянке»

Эти письма бесценны, они рассказывают о чувствах людей, переживших войну и мечтах людей, не доживших до победы.

Матери, жены, сестры, дочери и сыновья своими теплыми, нежными словами согревали душу солдата в трудную минуту.

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Д. Тухманов, «День Победы»

И вот настал знаменательный день. 9 мая 1945 года голос Левитана сообщил о Великой Победе над фашизмом, о капитуляции гитлеровской Германии. Это была победа жизни над смертью, разума над безумием и счастья над страхом. В тот день знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. Это был праздник народа-победителя, который 26 миллионами человеческих жизней заплатил за победу над фашизмом.

9 мая – день нашей гордости, нашего величия, мужества и отваги. День нашей памяти. Мы в вечном долгу перед теми, кто подарил нам мир.

Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Краски возьмем, карандаш и ластик,
Бумагу снегов и пороши белила.
Мы нарисуем такое счастье,
Чтобы всем людям Земли хватило.

Пусть всегда будет мир на нашей планете!!!

Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз понравившегося отрывка. По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.

Но для начала вспомним, что такое батальный жанр в изобразительном искусстве.

Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).

Выставка детских работ. Рефлексия.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. С чего начинали свою работу?

3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

5. Ваше впечатление от данной работы?

Оценка учителем. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать характер работы. Перед вами лежат листочки оценивания. Поставьте баллы каждому. Но будьте ребята друг к другу толерантны, ниже 4 мы не будем никому ставить.

№ п/п

Критерии оценивания

 

Баллы

А

Целостность композиции;

 

 

Б

Выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

 

 

В

Умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

 

 

Г

Декоративность композиции;

 

 

Д

Аккуратность исполнения.

 

 

 

Завершение мероприятия, уборка рабочего места.

В завершение нашего мероприятия, ученик 7 «б» класса Аксенов Андрей причитает стихотворение, посвященное своему прадеду, который воевал в Великую Отечественную Войну.

Воспоминания о войне

Вспомним про войну времен того,

Когда было нелегко и всем тяжело.

Немцы вероломно на Россию напали,

Русский народ в жесткий плен взяли.

 

Наши пушки и снаряды по фашистам бомбили,

Враги по нам полили, но мы всех освободили.

Воздух был в черной пыли,

 И вся земля была в крови.

 

Русские сдаваться не хотели,

Хоть и были многочисленные потери.

Ведь за друга ответим головой,

А на недруга пойдем стеной.

 

Мой прадед был храбр и знал в деле толк,

Помогал красной армии из всех сил, как мог.

От пули врага погиб  он в 43-м году,

Я им горжусь и очень сильно люблю.

 

Моя семья и я его вернуть хотим,

Но, увы, нельзя и мы о нем скорбим.

Воспоминания о нем передаем родным,

Он не забыт, и наш народ не сокрушим.

 

Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться. Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.

Список использованной литературы:

  1. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: пособие для школьников и абитуриентов /Л.В. Жукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2011. – 527 с.
  2. Нагаева Г. Памятка по истории России / Г. Нагаева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 94 с.
  3. Питерских А., Гуров Г. Изобразительное искусство. 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных организаций /А. Питерских, Г. Гуров; Под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение», 2016. – 175 с.

                      

Приложение 1

Репродукции:

Основными жанрами и произведениями живописи были исторические полотна (М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», 1943-1947; К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; Портрет (М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского», 1944; П. Кончаловский «Автопортрет», 1943); Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», 1942). Картины о войне, написанные советскими художниками:

  1. (псевдоним коллектива – М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов) – произведение «Таня» (1942-1947). Работа посвящена разведчице Зое Космодемьянской, которая на допросе назвала себя Татьяной и была казнена фашистами 29 ноября 1941 года.
  2. В. Шульга «Проводы на войну» (1987). Картина отображает событие, когда солдаты уходили на фронт, прощаясь со своими женами, матерями и детьми.
  3. С. Герасимов «Мать партизана» была создана в 1950 году. Произведение хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На картине мы видим женщину-героиню, которая не показывает свой страх перед немецким фашистом. Женщина с гордым видом смотрит в лицо врагу, держа спину прямо, и не боится умереть.
  4. П.А. Кривоногов – картина «Поединок» (1964). В произведении отражены события Курской битвы 1943 года. На картине изображен солдат сильный духом, он до последнего борется с врагом, его даже не останавливает мощная немецкая техника.
  5. Г.С. Васецкий «Пленные» (1974). На картине изображены несчастные пленные, которые покорно следуют друг за другом под гнетом жестокого врага. В этой толпе даже можно увидеть мать с грудным ребенком и старика с костылем.
  6. Скульбашевский – произведение «Раненый» (1983). На картине изображен раненый мужчина с перевязанной рукой и двое детишек младшего школьного возраста. Эти трое тихо сидят в сарае среди сена и, возможно, ждут окончания очередного боя.
  7. А. Широков «За Родину!». На картине изображен обессиленный солдат, окруженный фашистами. Он до последнего держит красное знамя, подчеркивая тем самым, что русский народ никогда не сдается и не уронит свое великое знамя.
  8. К. Рудаков «Мать. Блокада», 1942. Картина посвящена временам блокады. Здесь мы видим мать, которая со всем теплом прижимает к себе ребенка. Оба они одеты в верхнюю одежду, так как находятся в сыром помещении и совсем озябли от холода и голода.
  9. А. Дейнека «Оборона г. Севастополя» (1942). На картине мы видим борьбу светлых и темных сил. На первом плане изображен солдат в белом одеянии. Он до последнего бьется с врагом, не желая отдавать ему выстраданную победу.
  10. П. Кривоногов «Победа». Смотря на картину, мы видим, что солдаты только что одержали победу над фашистами, они радостно кричат об этом, поднимая вверх каски и оружие.
  11. Х. Якупов – «Перед приговором» (1954). На картине художник решил изобразить выдающегося поэта М. Джалиля на допросе у фашистов. Это было первое произведение, отразившее подвиг М. Джалиля. 
  12. Лотфулла Фаттахов «Незабвенная Зоя», картина передает весь героизм и бесстрашие русской женщины, которая готова пойти на все ради спасения своей Родины.