Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

АДАПТИРОВАННАЯ дополнительная общеразвивающая программа для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Муравейник»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования

Дом творчества Спасского района Пензенской области

 

АДАПТИРОВАННАЯ

дополнительная общеразвивающая программа

для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Муравейник»

 

Аверина Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Учитывая результаты опроса мнения обучающихся  и целевого запроса педагогических работников (законных представителей) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  в течение трёх лет на базе Государственного бюджетного учреждения Пензенской области  «Спасский детский дом» проходила апробация образовательной программы «Муравейник».  Методика отрабатывалась тщательно, всесторонне, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей данным видом творчества. Программа успешно адаптирована в системе дополнительного образования и имеет все основания для своего дальнейшего развития и перспективного роста.
Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
  • Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ»
Актуальность
Занятия бумагокручением, с точки зрения психологии, получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, они  развивают коммуникативные навыки, что особо важно, учитывая психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разделы программы «Плетение бумажной лозой», «Оригами», «Квиллинг»  создают  огромные возможности для развития познавательных способностей учащихся.
         Ребенок, занимающийся по программе «Муравейник» становится     участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию художественного вкуса, творческого интереса.
       Программа «Муравейник» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов – 576 час. (1-й год обучения – 144 часа,  2-й год обучения – 216 часов, 3-й год обучения – 216 часов  в год).
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на первом году обучения и 3 раза в неделю по 2 часа на втором и третьем годах обучения с 15-минутным перерывом каждый час.
Адресат программыданная программа рассчитана на учащихся в возрасте 9-12 лет.  В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится.        Прошедшие курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне.
Списочный состав группы: - 1 год – не менее 15 человек,
                                               - 2 год – не менее 13 человек,
                                                - 3-й год – не менее 12 человек.
Цель программы:
Социализация личности ребёнка посредством приобщения к современным видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- научить учащихся различным приемам работы с бумагой;
- научить учащихся работать с разнообразными литературными источниками;
  при отборе теоретического материала;
- познакомить учащихся с разными видами бумаги  и ее свойствами;
- формировать у учащихся умение выстраивать последовательность создания образов.
 
Развивающие:
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся: умения применять
  знания и  решать нестандартные задачи на практике;
- расширять кругозор в области художественного промысла;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать моторные способности учащихся через овладение многообразными
  ручными операциями.
Воспитательные
- побуждать к самостоятельной деятельности при  выполнении задания;
- воспитывать у учащихся внимательность, усидчивость, бережное отношение к природе;
- приобщить учащихся к общей культуре и в частности к прикладному творчеству;
- воспитывать творческий подход к решению поставленной задачи;
- воспитывать культуру взаимодействия при выполнении коллективных
  творческих заданий.
Условия реализации программы:
Списочный состав групп формируется в соответствии с возрастом, результатами собеседования, просмотром творческих работ. По норме наполняемости - не менее 15 человек.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудование:
-индивидуальное место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения  конструкторско-технологических задач: ножницы, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, крючок для вязания, спицы, кисточки для клея, клей, карандаши.
-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: различные виды бумаг, картона, различные виды ткани, пластилин, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.
2. Электронно-программное обеспечение:
-презентации по разделам программы
-коллекция видеорядов  по технологии изготовления изделий;
-электронная библиотека по разделам с ссылкой на сайты по технологии.
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-компьютер с программным обеспечением;
-демонстрационный экран;
-сканер, ксерокс, принтер.
Формы и методы организации учебной деятельности
Основная форма учебного процесса – групповая форма занятий с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Так же используются такие формы, как: консультации, экскурсии, конкурсы, пленэры, самостоятельная работа на занятии и дома.
  1. Словесные методы:
  • рассказ педагога или детей,
  • беседы,
  • обсуждения,
  • анализ
2.  Наглядные методы
  • наблюдения,
  • просмотр с анализом иллюстраций,
  • демонстрация приёмов работы,
  • работа по образцу.
3. Практические методы:
  • творческие упражнения,
  • практическая работа,
  • контрольные упражнения
 
 Техника безопасности и материалы для работы
  • Бумага, закупаемая для занятий, должна быть хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
  • Для работы по изготовлению поделок, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
  • Для некоторых видов работ по изготовлению поделок требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.
Используемые образовательные технологии:
  • разноуровневое обучение,
  • проектные методы обучения,
  • исследовательские методы обучения,
  • обучение в сотрудничестве,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологии самоконтроля,
  • диагностические технологии
 Планируемые результаты
Личностные:
Занятия в коллективе направлены на:
  • воспитание у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину,
  • воспитание уважения к культуре и достижениям других народов,
  • умение работать и строить взаимоотношения в коллективе,
  • умение видеть прекрасное в повседневно жизни,
  • стремление применять в работе свои личные переживания и жизненные наблюдения,
  • уважительное и бережное отношение к своему труду и своих товарищей.
    
Метапредметные
Освоение программы направлено на:
  • учащиеся раскроют свой творческий потенциал
  • разовьют моторные способности через овладение многообразными ручными операциями,
  • самостоятельный поиск и отбор информации для исследования,
  • умение анализировать, сравнивать отдельные детали наблюдений,
  • развитие аккуратности, усидчивости, внимательности, бережного отношения к материалам
 Предметные
Обучающиеся будут знать:
  • историю возникновения техник бумагокручения;
  • познакомятся с разного рода бумагой  и ее свойствами;
  • основные приемы работы по бумагокручению.
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
  • правила техники безопасности;
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
  • собирать игрушки  по схемам;
Формируемые компетенции:
  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
  • Предметно-деятельностная компетенция (по профилю программы),
  • Компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия),
  • Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности,
Компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, в домашнем быту).

Смотреть работу полностью