Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК» художественная направленность

возраст обучающихся 5 - 11 лет,

срок реализации – 3 года

 

Бойко Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

 

 
 
Паспорт образовательной программы дополнительного образования детей
Наименование ОП
«ХуторОК»
Сведения  об авторе
Ф.И.О. Бойко Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ ДО ДДТ
Адрес: ст. Тацинская, пл. Калинина, 41
Телефон: 8-(86397) 2-13-42
Должность: педагог дополнительного образования
Участие в конкурсах авторских ОП
Всероссийский открытый конкурс образовательных программ «Образовательный ОЛИМП», Лауреат 3 степени, 2019 год
Направленность ОП
Художественная
Возраст обучающихся
5-12 лет
Срок реализации ОП
3 года
Нормативно-правовая база
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. постанов-лением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Конвенция о правах ребенка» ратифициро-вана Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ  Министерства  просвещения РФ от    9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным программам»
Письмо Минобразования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополни-тельных общеразвивающих программ»
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспи-тания в РФ на период до 2025 года»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 годы»
Приказ Минобразования РО от 21.03.2016  №115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобра-зовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ  от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Год разработки, редактирования ОП.
2012 г. - первый вариант программы
2013 год – корректировка УТП 1 года обучения;
2014 год – разработка УТП и содержания 3 года обучения
2015 г. – корректировка УТП, частичное изменение пояснительной записки, с целью отражения темы  Донского казачества
2016 год - корректировка УТП по годам обучения
2017 год - корректировка УТП по годам обучения, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2018 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка календарно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2019 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка учебно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
 
СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                
Стр.
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                       5 - 9                                     
  • направленность
  • научно-педагогическая обоснованность
  • актуальность
  • отличительные особенности
  • практическая направленность
  • межпредметные и внутрипредметные связи
  • цели и задачи
  • возраст обучающихся
  • сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
  • формы обучения
  • формы занятий
  • ожидаемые результаты и способы их проверки
  • формы подведения итогов
 
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН                                                                                  9
  • УТП и содержание 1 года обучения  (дошкольники)            10-12
  • УТП и содержание 1 года обучения   (дошкольники)             13-16
  • УТП и содержание 2 года обучения  (дошкольники)            17-20
  • УТП и содержание 1 года обучения  (72 часа)                          21-23        
  • УТП и содержание 1 года обучения  (144 часа)                        24-27
  • УТП и содержание 2 года обучения   (144 часа)                       28-31                                
  • УТП и содержание 2 года обучения  (216 часов)                      32-36
  • УТП и содержание 3 года обучения   (144 часа)                       37-40  
  • УТП и содержание 3 года обучения   (216 часов)                     41-45   
 
  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ46-47
 
  1.      . СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                 48
  • Используемой  педагогом
  • для обучающихся
 
     V. ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                   49                       
 
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
         Направленность дополнительной обще образовательной общеразвивающей программы «ХуторОК» - художественная.
         История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В  XVI веке на просторах дикого поля появилось  вольное казачество. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. А между тем как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества, жизненном укладе, ремёслах, быте наших предков – казаков.
      Казачье мастерство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивалось и менялось. При этом мастера старались внести в ремесло свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. Издавна мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения казаков-умельцев. Все, к чему прикасались руки мастеров, воплощало их любовь к родной земле.  Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.
 
Научно – педагогическая обоснованность данной образовательной Программы  заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем. С целью всестороннего развития обучающихся созданы условия для общения со сверстниками, нормальное коммуникативное пространство, где организован досуг, направленный на развитие моральных качеств, художественно-эстетических вкусов; обеспечиваются права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.
 
Актуальность программы в наше время обусловлена живым интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Именно поэтому сегодня, как никогда, особенно важно повысить престиж активных форм художественно - творческой  деятельности детей, направленный на развитие способностей, индивидуальности, духовного обогащения ребенка средствами  изучения традиционных  казачьих и местных ремёсел.
 
Новизна программы состоит в том, что дети обучаются основным техникам ручного такого творчества, как работа с бумагой, природным материалом и материалом вторичной обработки. Такие знания и навыки помогают каждому ребенку достичь высокого уровня выполнения поделок и сувениров практически из любого материала. Сувенир, выполненный своими руками можно подарить, таким образом, дети дополнительно учатся церемониалу дарения.
 
Отличительной особенностью данной программы является проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине»; расширяет кругозор, знакомит обучающихся с жизнью казачьего Края, родного поселения, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
 
Практическая направленность
Образовательная программа направлена на всестороннее развитие обучающегося и его творческих и интеллектуальных возможностей и предполагает использование широкого круга наглядных пособий, образцов, компьютерных и интернет ресурсов, которые делают учебно-воспитательный процесс более эффективным. На занятиях прослеживается формирование устойчивых знаний, умений и навыков при применении полученных теоретических знаний на практике.
 
Межпредметные и внутри предметные связи
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых разных времён. На занятиях обучающиеся получают представление о различных видах бумаги, картона, природном, бросовом материалах, пластике и других материалах. Последовательность ознакомления обучающихся с приёмами и видами техник работы с различным материалом зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения. Обучающиеся изучают основы безопасной жизнедеятельности, историю возникновения и становления донского казачества,  основные виды ремесел. Программа предполагает развитие у детей художественно-эстетического вкуса, конструкторского, образного и пространственного мышления и творческих способностей.
 
В ходе работы над программой изучались методические разработки коллег:  Горновой Л.В. «Студия декоративно - прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации»; Сухаревской Е.Ю. «Доноведение. Природа и история родного края»; Свешниковой Т.А. «Декорируем природными материалами». Весь наработанный материал помог в создании программы.
 
Цель: Изучение истории становления казачества на Дону. Создание условий  для творческого развития и приобщения к культурным ценностям обучающихся, средствами декоративно - прикладного творчества. 
 
Задачи:
воспитательные:
  • прививать интерес к культуре своей  Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение  довести начатое дело до конца;
  • формировать культуру взаимоотношений.
образовательные:
  • обучать технике и основным приемам декоративно – прикладного творчества, экономному отношению к используемым материалам;
  • обучать применять полученные знания на практике.
развивающие:
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
  • формировать потребности нравственного совершенствования   своей личности.
 
Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет грамотно распределить учебную нагрузку на детей при планировании.
Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения. В данной программе количество часов на втором году обучения уменьшено до 4 часов в неделю в связи с уровнем интеллектуального и физического развития обучающихся, осваивающих данную программу.
Творческая группа объединяет детей, которые успешно овладели техникой декоративно – прикладного мастерства согласно программе и желают совершенствовать свое творчество. В программу включены занятия по дизайну, оформлению жилища,  все это мотивирует совершенствовать полученные знания, умения и навыки.
В объединение принимаются все желающие, без предварительного отбора, по заявлению родителей.
 
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
1-3 годы обучения –144 часа в год
2 год обучения – 216 часов в год
Общий объем времени по плану определен количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель.
Данная программа является вариативной, разделы программы и часовая нагрузка могут быть изменены в зависимости от интересов обучающихся и нововведений в образовательную программу.
 
Формы и режим занятий
1 - 3 годы обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа
 
Основная форма обучения – занятие. Занятия также могут проходить в подгруппах. Во время подготовки персональной выставки или демонстрации  изделий, возможны индивидуальные занятия.  Занятия  проходят  в  группах, где осуществляется индивидуальный подход к  обучающимся.
         В процессе реализации Программы используются разнообразные
 
формы занятий:
  • занятия - объяснения;
  • занятия общения и систематизации знаний;
  • комбинированные занятия;
  • итоговые, контрольные занятия, тестирование;
  • выставка творческих работ.
В программу также могут входить занятия – экскурсии, посещение выставок; встречи с интересными людьми, «мастер-классы».
 
  При проведении занятий учитываются:
  • уровень знаний, умений и навыки обучающихся и их индивидуальные особенности;
  • самостоятельность;
  • активность;
  • особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
 
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
На первом году обучения обучающиеся познакомятся с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах; изучат казачью символику, ознакомятся с историей креативного рукоделия, основами цветовой гаммы, овладевают техникой изготовления оригинальных  поделок из бумаги и картин.
         На втором году обучения  дети продолжают знакомиться с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах и  совершенствуют свое мастерство в изготовлении изделий из бумаги. Расширяются знания в подборке цветовой гаммы.  Детям предоставляется возможность творческой самостоятельности. Работы детей будут участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества.
На третьем году обучения дети оттачивают  мастерство владения ножницами, выполняют креативные работы из природного материала,  добавляется новая техника выполнения работ из бумаги - «Киригами», выполняются поздравительные открытки, панно, сувенирная продукция с преобладанием регионального компонента.
Для контроля качества освоения навыков декоративно – прикладного творчества обучающихся используются следующие формы педагогического контроля:
  • Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
  • Промежуточный  – демонстрация творческих работ в объединении, в ДДТ, муниципалитете (выставки);
  • Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках и конкурсах.
Для качественного усвоения программы с каждым обучающимся ведется индивидуальная работа  по отработке техники выполнения различных приемов декоративного творчества. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся,  все удачные творческие изделия  поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения работ с учетом следующих критериев:
  • удовлетворительное качество работы и соответствие заданию;
  • четкое соблюдение технологической последовательности выполнения изделия; оригинальность творческой работы.
 
Программа всех разделов объединения  усложняется от занятия к занятию в течение всего периода обучения. Постепенно наблюдается качественный и творческий рост  обучающихся от работы к работе, поэтому применяются оценочные критерии  на различных сроках обучения:
1-й год обучения - аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность выполнения,
3-й год обучения - наличие творческого элемента, профессионализм.
 
Формой подведения итогов  и формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. По освоении полного курса обучения в  объединении, выпускникам выдается свидетельство об окончании полного  курса обучения. 

Смотреть работу полностью