Становление социально-личностного опыта воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДО
Муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад № 271 Краснооктябрьского района Волгограда»
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Старший воспитатель
Морозова Ольга Николаевна,
высшая квалификационная категория
Старший воспитатель
Садчикова Елена Владимировна,
высшая квалификационная категория
Происходящие в последнее время изменения в социально-политических и экономических реалиях жизнедеятельности общества обусловили увеличение внимания педагогического коллектива детского сада к проблеме становления социального воспитания детей. Дело в том, что в условиях острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.д.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования является задача - как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе его развития.[1] В настоящее время наблюдается острый дефицит в инициативных молодых людях, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, являющихся нравственно стойкими, социально адаптированными, способными к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию[2].
Основные личностные качества “закладываются” в первые годы жизни человека, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается ответственность за воспитание в ребенке нравственности и человеческой порядочности. Именно поэтому проблема социально-личностного развития ребенка представляется особо актуальной. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании»[3] устанавливают общие требования к программам и содержанию образования в РФ, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию человека к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации[4].
Разработанная Правительством РФ, концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».[5]
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты[6].
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, испытывают значительные трудности в становлении социального опыта детей. Представляется, что причины этого сводятся к следующему.
Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются в современную жизнь.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания.
В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации.
В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. Ряд программ ограничивается только общими задачами социализации, которые вплетаются в задачи других разделов. В связи с этим перед педагогами встаёт необходимость основательно подойти к вопросам подбора методики проведения непосредственно образовательной деятельности, организации развивающей среды и игровой деятельности[7]. Таким образом, можно предположить, что методическая работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме.
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть накопления и становления социального опыта ребёнка, методы и пути его оптимизации.
3. Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении.
4. Организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
5. Поддержка инициативы педагогов и оказание им методической помощи в разработке собственного методического пакета для программ социально-личностного развития детей.
6. Организация обмена опытом между ДОУ, углубленно работающим по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей её решения.
8. Разработка методики мониторинга результатов социально-личностного развития детей. Отслеживание эффективности этого процесса.
9. Распространение передового педагогического опыта в области социального развития детей среди дошкольных учреждений, в интернете, передовой печати.
Большую роль в успешном социальном развитии дошкольников играет партнёрство ДОУ и семьи и, следовательно, этому необходимо уделять большое внимание. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей необходимо составить план работы. Для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, наглядную агитацию в форме тематических стендов, ширм и папок-передвижек, размещения информации на сайте и др. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Потому, что ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и со взрослыми разных поколений с целью полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье.
Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующие результаты:
• ребенок в центре внимания и отношений;
• родители принимают активное участие в жизни детей;
• педагоги узнают больше о семье и ребенке;
• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;
• полученный опыт взаимодействия ребенок-взрослый выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).
Необходимо отметить, что еще одним важнейшим условием полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительные самоощущения: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности). Родители и педагоги уважают и ценят его независимо от достижений, достоинств и недостатков, устанавливают доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.), помогают детям понять, что все люди разные. Необходимо уважать чувство собственного достоинства других, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе игры, постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно, поделки, организации труда и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, помогать, уступать, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес, телефон и т.п.).
Подводя итог, следует отметить, что наиболее значимой социально-педагогической работой со стороны сотрудников ДОУ является создание условий для развития бережного, ответственного отношения ребенка к себе и своему здоровью, к родителям, окружающей природе и др.
[1] См.: Каймакова Е.В. Семейное воспитание детей - приоритетная задача социальной политики в семейном праве России // Проблемы социального правового государства и формирование нового правосознания в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2009, С. 281-285.
[2] Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. - 2000. - № 1. С. 64 - 65
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 150
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 150
[5] См.: Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования» // Бюллетень Минобразования РФ, № 7, 2004
[6] См.: Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
[7] Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.