Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Роспись деревянных фигурок для кукольного театра по мотивам городецких мастеров»

МАДОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «Детский сад № 500»

 

Наименование работы: "Роспись деревянных фигурок для кукольного театра по мотивам городецких мастеров"

 

Автор:

Архипова Елена Владимировна, 

воспитатель первой квалификационной категории

 

Новосибирск, 2019 

 

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию, подготовительная группа.

Тема занятия: «Роспись деревянных фигурок по мотивам городецких мастеров».

Цель: продолжать знакомство с историей русского народа, городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

Обучающая:

  • упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки, розана, бутона, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
  • закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

Развивающая:

  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • развивать творческие способности.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, культуру слушания и зрительного восприятия.

Материал для занятия:

  • деревянные фигурки
  • образцы узоров
  • гуашь
  • мягкие кисточки (№1 и №3)
  • палитры, салфетки, подставки, непроливайки
  • экран для демонстрации слайдов
  • образцы поэтапного рисования бутона, ромашки, розана, купавки с листьями.

Предварительная работа: повторение правил поведения в музее, знакомство с историей городецкой росписи; прорисовка элементов росписи; беседа о русском быте и традициях.

Ход занятия

Воспитатель:   Есть на Волге город древний,
                            По названью  –  Городец.
                            Славится по всей России

                            Своей росписью, творец!

-Дети, как вы думаете, куда  мы отправимся:
- Вы правы, мы отправляемся в гости к городецким мастерам.

Беседа о городецких мастерах с демонстрацией фильма.

 Ни когда, ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи. Ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей. Конь – это символ богатства. Кони изображались и в сюжетных картинках: на прогулке в городе, запряженные в карету или в деревенских мотивах  с телегой. Любили мастера изображать и птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. В сюжетных рисунках можно увидеть прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников.                          

Нарисованы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца,

Это всё из Городца!

 Диковинными цветами: яркими розанами и купавками, бутонами и ромашками, веточками с зелеными листиками украшали  различные предметы: бочонки, короба, столовые блюда, сундуки,  шкатулки, ларцы,  разделочные доски. На этих изделиях изображены сцены из жизни горожан и деревенских жителей, свидания, сцены чаепития,  свадьбы, веселые гуляния.  На деревянных подносах изображены птицы. Птицы символизируют счастье, а цветы – здоровье и  процветание в делах.

Если взглянешь на дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

- А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете найти отгадки на этих ярких образцах.

а) Он не броский, круглый он –
нераскрывшийся … (бутон).
б) Ей в жару не будет жарко.
Она в воде, она… (купавка).

в) Словно чудо тут и там
Распускается… (розан).
г) Она круглая, как чашка,
И зовут ее… (ромашка).

Я предлагаю пройти  в русскую избу и найти предмет с городецкой росписью.

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель одевает  шаль, приглашает детей в русскую избу. Загадывает загадку:

 Стоит жилище 
Деревянные бочища, 
Внутри печь да дрова -
Это русская… (изба).

Воспитатель: Молодцы правильно.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Городец в ней отыщите! С ответом не торопитесь, сначала  послушайте меня внимательно.

В каждой избе была печь - матушка, печь - кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе  горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

 Когда осенние работы на полях заканчивались,  хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом, сидели за своей работой до полуночи. Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки с веретеном.  При лучине с тихой песней пряхи, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Или занимались вышиванием одежды и рушников.

Хозяин плёл веревки, лапти и лукошки,  резал ложки или лепил посуду из глины.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Летом спит, зимой горит,

Рот открывает,

Что дают - глотает  (печь).

Он как круглая кастрюля 
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).

Выпускает жаркий пар 
Древний чайник... (самовар).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили. 
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).

Без рук, без ног,

На все стороны клонится (зыбка, люлька).                                                              

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею  (веретено).

На столе лежит, болтается,

Всяк за него хватается  (рушник).

Воспитатель: Кто из вас нашёл изделия городецких мастеров?

Дети показывают, какие предметы с городецкой росписью нашли в русской избе.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, —

Значит, это Городец!

-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, листья).

-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).

-Какие цвета используются в росписи? (розовый с красным, голубой с синим)

-Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляют, освежают рисунок).

Я приглашаю вас пройти в мастерскую.

 Сегодня мы будем расписывать деревянные фигурки для настольного театра.

Нам необходимо вспомнить все этапы рисования элементов росписи.

Дидактическая игра «Городецкий цветок».

(Дети делятся на 4 команды и по очереди от каждой из них выходит ребенок к фланелеграфу и выкладывает алгоритм)

Бутон и листья

     1. этап «Подмалёвка»: круговыми движениями толстой кисти наносим светлое цветовое пятно розового или голубого цвета.

     2. этап нарисовать листья

     3. этап «Тенёвка»: здесь используем более темные краски красных и синих оттенков: вверху рисуем маленький круг, от него идет скобка, которую начинаем рисовать концом кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.

    4.  этап «Оживка»: она выполняется белой краской тонкой кистью.

Аналогично изображается купавка, ромашка, розан, только маленький кружок серединка рисуется в центре светлого пятна.

Самостоятельная работа детей. Дети проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят деревянные фигурки,  представьте, что мы с вами стали Городецкими художниками. Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие, но не забудьте основные приёмы рисования Городецкой росписи. Давайте вспомним их.

1. В основе каждого цветка лежит круг.

2. Для  купавок рисуем большие круги, а для бутонов – поменьше.

3. Для подмалевка используем розовую и голубую краски, а для прорисовки цветов – синюю и красную.

Воспитатель. А для того, чтобы нам вспомнить, как можно получить розовый и голубой цвет, я предлагаю вам решить цветные примеры.  (Дети смешивают красную краску с белой и получают розовую, аналогично синюю и белую.)

Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая правила:

Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери.

Дети рисуют подмалевок и листья. Во время работы детей звучит негромкая музыка на тему русских народных песен.

Воспитатель: Пока подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка    «Что мы будем рисовать».

Мы пойдем по лугам             Дети идут по кругу, взявшись за руки.
С яркими цветами.
Сказочные те цветы             Руки вверху, наклоны вправо-влево.

Нарисуем сами.
Здесь ромашки и бутоны      Указательными пальцами обеих рук в воздухе Словно капельки росы, изображают капельки.

Расцветают здесь розаны     Круговые движения руками перед собой
Удивительной красы
Городецкий конь бежит,        Руки в замок, перед собой, прямой галоп.
Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают            Руки в стороны, ходьба

И купавки расцветают.        Присесть, встать медленно, изображая    руками   распустившийся цветок.        

Воспитатель: Ребята, кружочки и листочки просохли. А что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие цвета тенёвки  надо использовать для того, чтобы ваши букеты стали похожи на роспись Городецких мастеров.

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Не забудьте, тенёвку наносим кончиком кисти.

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

Анализ детских работ. Подведение итогов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось.

-Аккуратно ли выполнены работы?

- Найдите, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

(Дети выбирают понравившиеся работы, мотивируя свой выбор, и читают стихотворение о Городце).

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера,

Может быть и среди нас.

Воспитатель: Как только высохнут наши узоры, мы нанесем оживку.

 Ох, и хороши, получились наши расписные фигурки для настольного  театра.  Думаю, гостям они тоже понравятся. Мы сможем придумать и разыграть свой сюжет сказки из данных персонажей.        

Ресурсное обеспечение:

Кадровый ресурс:

- педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель;

- родители воспитанников.

Материально-технический ресурс:

- групповое помещение, музыкальный зал, мини-музей «Русская изба»;

- технические средства обучения (ноутбук, музыкальный центр);

- наглядно-методические пособия;

- методическая литература.

Информационный ресурс:

- использование ИКТ;

- изучение методической литературы.

Список литературы:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

2. Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) М.: Мозаика–Синтез 2015.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Книга – альбом «Городецкая роспись».

5. Плакаты «Городецкая роспись».

6. Видеогалерея мирового искусства Александра Смольянинова. Краски и звуки. Русские народные промыслы. Городецкая роспись. https://www.youtube.com/watch?v=B3tDB5PpHt4

7. Музыкальное сопровождение:

https://ipleer.fm/song/18905314/Russkaya_narodnaya_muzyka_-_TAKOJ_VAZHNYJ/