Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Урок в 5 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ»

 Сургутского района ХМАО-Югра

 

«Корень слова. Однокоренные слова» 5 класс.

 

 

Арутюнова Майра Ураковна

учитель русского языка и литературы

 

Цели урока: - дать понятие о корне как морфеме; - научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока: Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепление умения распознавать однокоренные слова; обогащение речи детей.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты.

1. Личностные: - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2. Метапредметные: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные: - освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ход урока

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой. - Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Внимательно слушайте – и всё услышите. Внимательно смотрите – и всё увидите. Думайте – и всё поймёте. Откройте тетради, запишите: число, классная работа.

II. Групповая работа над ассоциативным рядом со словом «корень» Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ». Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее: корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова. О каких понятиях корня идёт речь? Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. - Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые. Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя. 3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла). 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^. 5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения. 2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело. 3. Мой корень – родина. 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло. 5. Математический корень.

Диагностика (степень личного приращения знаний) Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV. Формулировка темы урока учащимися - Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка? Создание проблемной ситуации(образовательной задачи) Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал. В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) - Определите тему нашего урока «Корень слова. Однокоренные слова» - А разве эта тема для вас новая? - Каковы же тогда цели нашей работы? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова, узнать новое о корне слова).

V. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний для «обычных детей»: – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках Знаю Хочу узнать Узнал новое, научился - Какую колонку вы заполните в конце урока?

Работа с «особенными» детьми. - Перед вами карточки с упражнением. Прочитайте данное упражнение. Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны. – Что вы прочитали и докажите почему? (текст, потому что предложения связаны по смыслу). – Вставьте пропущенные орфограммы в тексте (работа учащихся). – Как можно озаглавить данный текст? (мнение учащихся). – Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах (работа учащихся).

Работа со всеми учащимися - Ребята, вспомните, что такое лексическое значение слова. Работа в парах с упражнением учебника 393 (выполняют «обычные» дети) - Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов. - Сделайте вывод о том, как правильно найти корень слова и какие слова называются однокоренными. Учитель работает с «особенными» детьми. «Придумай родственников». К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом). Работают все учащиеся. – Какое время года находится между зимой и летом? – … (весна).

VI. Физкультминутка Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши) Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками) И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте) Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны) «Родственники». Учитель называет пары слов. Если слова родственные – учащиеся хлопают в ладоши, а если нет, то приседают. Весна – весенний, лужа – лужайка, подснежник – снеговая, река – ручей, поле – полюшко, почка – почтовая, скворец – скворечник, апрель – апрельский, куст –лист.

VII. Тренировочные упражнения Работа в группах с упражнением в учебнике 394 Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор - Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям. Индивидуальное задание у доски. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор: вода – водяной – водитель – подводник; узнать – узко – узенький – поуже; ложь – положить – сложу – приложить. Проверка выполненной работы.

IX. Рефлексия – осознание пройденного пути. - Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…» - Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы. «Особенные» дети проговаривают эту фразу вслух с учителем.

XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 395; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй.