Проект "Птицы - наши друзья!"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
БГО Центр развития ребёнка - детский сад № 18
ПРОЕКТ
«Птицы наши друзья»!
Автор:
учитель-логопед
Ластовыря И.А.
2016г.
Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».
Продолжительность: март-апрель.
Участники: воспитатели, дети, родители, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования.
Актуальность
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Основной задачей для родителей и воспитателей в обществе является воспитание детей активными, думающими личностями, способными на творческие подходы к любому делу. Это осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс передачи им знаний, но и от обратной связи - от позиции самого ребенка, его активности. Так работа по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности в нашем учреждении проходило через реализацию проекта «Птицы наши друзья». Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Реализация данного проекта дало возможность помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать у них умение рассказывать. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста или иметь наглядность. В этом нам помогает бесконечно разнообразный мир природы, который пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Проблема: Как мы можем помочь птицам весной?
Цель: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
- Расширить представления дошкольников о птицах; умение оценивать их значимость в природе.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Гипотеза: Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй будет способствовать формированию у дошкольников экологической культуры и прочных знаний о перелётных птицах, особенностях их поведения и питания.
Материально-техническое оснащение: аудиозаписи голосов птиц, набор открыток с изображением птиц, перья птиц, иллюстрации с изображением скворечников.
Планируемые результаты:
- Расширение кругозора детей о перелётных птицах.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие воспитанников и родителей в проектной деятельности по оказанию помощи птицам.
- Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы осуществления деятельности по проекту
I этап: Подготовительный:
- разработка плана проекта;
- подбор художественной литературы по теме проекта;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- изготовление совместно с детьми творческих работ;
- беседа с родителями с целью вовлечения их в проектную деятельность.
IIэтап: Основной (практический):
Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную.
- Игровая деятельность
Дидактические игры: «Каждую птицу на свое место», «Четвертый лишний», «Птицы, звери, насекомые», «Птицы, звери, рыбы», «Летает - не летает», «Найди маме птенца».
Дидактическое упражнение: «Птички и камешки», «Сложи птичку из частей».
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто обедал в птичьей столовой?», «Кто больше назовёт примет?»
Игры-перевоплощения: «Все когда-то мечтают стать птицами», «Путешествие вмести с птицами».
Логоритмические упражнения: «Птички песенки поют», «Лебеди летят».
Пальчиковая гимнастика: «Десять цыплят», «Птичка».
Подвижные игры: «Скворечники», «Грачи и автомобили», «Гуси-лебеди», «Воробьи и вороны», «Стайка».
Познавательная деятельность
- Беседы о птицах: об их отличии от других животных, о видах птиц, о повадках, например, «Птицы – часть обитателей планеты Земля, как и мы», «Как человек может помочь птицам?».
- Рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций о птицах.
- Знакомство с русским народным фольклором по теме проекта.
- Проведение НОД на тему: «Перелётные птицы» и дидактических игр.
Продуктивная деятельность
- Рисование рисунков на тему: «Птица». Выставка рисунков «Скворцы прилетели», «Грачи».
- Лепка из солёного теста «Жаворонки».
- Аппликация «Скворечник».
- Оригами «Грачи».
- Мастер-класс «Птица из фетра в подарок».
Работа с родителями
- Сбор материала и оформление альбома о птицах для детей. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации о птицах.
- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
- Выполнение домашних заданий (поделки, рисунки).
III этап – Заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей в смотре-конкурсе «Лучший скворечник».
- Оформление детьми и родителями альбома «Птицы наши друзья».
- Развлечение «Грачевник».
- Обобщение знаний в игре «Что? Где? Когда?» по теме: «Птицы».
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-208 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.