Проект урока по теме: «Образование государства в долине Нила»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»
Проект урока по теме:
«Образование государства в долине Нила»
Автор: Микова Наталья Петровна,
учитель истории, 1 квалификационной категории
.Чердынь, 2016г.
Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО
Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.
Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: достижение следующих результатов:
Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.
Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.
Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках ( текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.
Задачи:
1. Личностные:
- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.
2. Предметные:
-изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;
3. Метапредметные:
- на основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)
- работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.
- на основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.
3.Методы обучения: проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, в группах, индивидуальная.
Ход урока
Этап урока, время |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||
(3 минуты)
|
Приветствие. 1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он? Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы. |
Готовность к уроку. Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).
Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет; - о (современном) Египте; |
Личностные УУД: Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации
2 вариант. Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре |
|||||
Приветствие. 2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян. - Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока. Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии. |
Готовность к уроку. Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.
Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие. |
|||||||
(4 минуты)
|
Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний. Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас? Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним? Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись |
Заполняют таблицу: О Египте
Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока. ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности? |
Личностные УУД: Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
|||||
(3 минуты) |
Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения
1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу? |
Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте. Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте. Возможные ответы: - прочитать параграф учебника, - изучить карту, - познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации. |
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно. |
|||||
(15 минут)
|
Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе. 1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30). 2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы) Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями. Рекомендует обратиться к учебнику (стр.27-31), если нужно найти объяснение новых слов (выписаны на доске или показаны на слайде). После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос: Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян? |
Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта ( работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют. Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).
Дети делают вывод: Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит). |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности. Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)
Познавательные УУД: информационные – выделение новых слов и их определение.
Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода. |
|||||
(8 минут) |
Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство? Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа: 1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян? 2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)? 3) Какие царства возникли в Др.Египте? 4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу. Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради). |
Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила? - найти информацию в учебнике - государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам. Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь. Проводят самопроверку по эталону. 1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис. |
Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто. Познавательные УУД: общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи, самостоятельное выделение информации, установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.
|
|||||
(7 минут) |
Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал. Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке. 2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки. |
Вставляют недостающие слова в текст. Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________, _____________, добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.
|
Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи. |
|||||
(5 минут) |
Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале. - Что бы вы еще хотели узнать? -Что научились делать? - Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?
-Решили ли мы поставленную проблему? - Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь. Предлагает записать домашнее задание.
Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался. |
Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний. Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником. - находить информацию и использовать ее для выполнения заданий. - строить предположения и делать выводы. -отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями. Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу. Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике; Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2. |
Регулятивные УУД: Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. |
|||||
Приложение
Видеоролик демонстрируется 2 минуты, ссылки:
http://www.youtube.com/watch?v=fNT2dRmmM2w
http://www.youtube.com/watch?v=pxMkK7L1abE
Раздаточный материал:
Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)
Иллюстрации – в отдельном файле.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике
- Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с письменным историческим источником
- При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
- На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).
30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…
…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…
32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Вопросы к документу:
- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
- Где находится это государство?
- Чем защищено оно с запада?
- Чем защищена восточная часть страны?
- Каким морем омывается северная часть страны?
- О какой реке идет речь в документе?
- Где берет свое начало река?
- Куда она впадает?
- Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?
Самопроверка по эталону и критерии оценки.
1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).
2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)
3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.
4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.
Критерий |
Параметры |
Баллы |
1.Количество и качество ответов на вопросы |
Получены правильные ответы на все вопросы в соответствии с шаблоном |
5 |
Не получен ответ на один вопрос или допущены 1-2 ошибки (неточности) |
4 |
|
Не получены ответы на два вопроса или допущены 3 ошибки (неточности) |
3 |
Текст для первичного закрепления
Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта. Основным занятием древних египтян было земледелие, так же они занимались рыболовством, торговлей (ремеслом), добывали золото, медь, камни (гранит). Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы, а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40_общностей людей - номов, которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с картой
- Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
- При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Техническое задание по работе с иллюстрациями
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
- При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
- Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.