Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Классный час «Моя малая Родина» 4 класс.

Классный час «Моя малая Родина» 4  класс.

Разработка мероприятия.

МБОУ «СОШ №48 г.Улан-Удэ» Республики Бурятия

Пестерева Лариса Анатольевна учитель начальных классов, первая категория.

Пояснительная записка.

Цели:

1. Патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой Родины

2.Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.

3.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

6.     Расширение представления учащихся об истории  и культурных ценностях малой Родины;

 

7.     Развитие кругозора учащихся, наблюдательности, коммуникативных способностей учащихся;

8.     Воспитание культуры общения

Предварительная подготовка

1.  Посещение учащимися Этнографического музея,  музея Истории Бурятии.

2.   Выбор ведущих из числа учащихся, распределение ролей.

3.  Оформление выставки художественно-познавательной литературы о достопримечательностях г.Улан-Удэ

6.  Выпуск стенных фотогазет об экскурсиях.

Оборудование для проведения классного часа:

- мультимедийное компьютерное оборудование;

- звуковое оформление;

- выставка художественно-познавательной литературы, стенные фотогазеты.

Список литературы.

1. Гурьянов В. К. По Большой, Большой-Николаевской. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -160с.
2. Дондуков Ц. Улан-Удэ – столица  Бурятии.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. -131 с.
3. Дондуков Ц. Ц. Улан-Удэ. Историко-краевед-ческий очерк.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. -180с.
4. Ким Н. В. Очерки истории Улан-Удэ. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 115 с.
5. Минерт Л. К. Архитектура Улан-Удэ.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. - 248 с.
6. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии. - Улан-Удэ: Инф.-изд. предприятие "Священный Байкал", 1995. -31 с.
7. Танский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ. (Верхнеудинск в 70-80-х гг. XIX в.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 30 с.
8. Тиваненко А.В. Удинский острог. (Первое столетие Улан-Удэ). - Улан-Удэ: Изд-во Б( II (СО РАН. 1995.- 121 с.
9. Улан - Удэ: история и современность/ Составители А.Б Иметхенов, Е.М.Егоров.- Улан -Удэ: Издательство БНЦ СО РАН , 2001. - 480.; ил. - 336с.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми .

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

2 . А наша Родина – это земля бурятская.

Бурятия – республика многонациональная, народ в ней хлебосольный, гостеприимный. И тому подтверждение – стихи Дамбо Жалсараева "Друзья, приезжайте!"

Ученица:

Друзья, мы приехать вас просим по-братски,

Родимый наш край посетите бурятский.

На карте найти его очень легко.

И ехать до нас уж не так далеко.

Мы там, где надев снеговые шинели

Недвижны и тихи таежные ели,

Где грозные отроги гранитных Саян,

Где в грозных ущельях синеет туман.

Наверно, друзья, вы немало слыхали

И песен, и сказок о нашем Байкале.

И как Баргузин пошевеливал вал,

И молодца в бочке спас древний Байкал.

Пусть в песнях различных об этом поется,

О том, как нам дружно всем вместе живется,

О том, что Отчизна одна нам дана –

Российская наша родная страна.

Учитель: А какая у нас прекрасная природа! Об одном уголке нашей Бурятии - Баргузинской долине - так написал поэт Николай Дамдинов.

Ученик:

Мой отчий край – долина Баргузина,

Над ней сплошной стеной стоят хребты,

Как в небе облака - бело и длинно

В степи овечьи тянутся гурты.

Мой отчий край соседствует с Байкалом,

И Баргузин всю жизнь бежит туда,

Где медленно вздымает вал за валом

Бездонная, былинная вода.

В ветвях крадется соболь, замирая,

Хребты надежно держат небосвод,

Откуда я? Я из родного края!

Кто я такой? Сын этих гор и вод!

Учитель:

В 2011 году городу Улан-Удэ - столице нашей республики -исполняется 345 лет. Знать свой город, его историю – почетная обязанность каждого гражданина. Академик Лихачев Д.С. отмечал, что краеведение учит любить не только свои родные места, учит знанию о них, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает культурный уровень.

Без любви к своему Отечеству, без знаний его истории нет нации, нет ее будущего.

Улан-Удэ – это не только история, связанная с градостроительством, но и люди, жившие и живущие в нашем городе, побывавшие в нем, оставившие память на страницах истории.

Ученик:

Улан-Удэ был основан в 1666 году в качестве опорного пункта в крае. Первым сооружением на месте будущего города являлось "ясашное зимовье", возведенное отрядом казаков из Селенгинского острога. Место было благоприятное как в стратегическом, так и в хозяйственном отношении. Позже на этом месте был возведен Удинский острог. Он был расположен на высоком, скалистом с крутыми обрывами холме на правом берегу Уды, вблизи ее впадения в реку Селенгу. Зимой 1689 года прибывший в Забайкалье посол Головин силами своих стрельцов и казаков возводит небольшую рубленую крепость – город Удинский. Позже город переименовали в Верхнеудинск.

Ученица:

В 18 веке все более возрастает роль Верхнеудинска в торговом обмене Забайкалья. С 1768 года он становится местом проведения ежегодных ярмарок. В 19 веке застройка Верхнеудинска велась планово по проектам. Схема планировки Верхнеудинска 19 века определила дальнейшее развитие структуры города и частично сохранилась до наших дней. Это прежде всего относится к площади Революции, прежде называемой Гостинодворной или в просторечье – Базарной.

Учитель:

Выдающимися, характерными памятниками архитектуры города являются здания Одигитриевского собора и Троицкой церкви.

Ученик:

Одигитриевский собор был заложен в 1741 году. Строительство затянулось более чем на 40 лет. Собор является первым каменным зданием Верхнеудинска. Во время землетрясений в 1862 и в 1885 годах собор пострадал, появились трещины в сводах и стенах. Во время первого пожара 1878 года собор также пострадал, так как жилые постройки находились очень близко от него. Только после этого вокруг здания была образована площадь. В 1909 – 1913 годах собор капитально отремонтировали. В 1935 году собор был передан краеведческому музею. В 2000 году собор снова стал действующим.

Ученица:

Троицкая церковь была построена в 1798 – 1804 годах. Церковь располагалась на кладбище на возвышенной части городской территории, восточнее рыночной площади. Стройный силуэт Троицкой церкви хорошо виден из любой точки города. В данный момент церковь действующая.

Ученик:

В 1926 году была создана комиссия по строительству Дома Советов. В 1929 – 1931 годах по проекту архитектора А.А.Оля строительство здания Дома Советов было завершено.

Здесь же недалеко от Дома Советов по улице Ленина бросается в глаза величественное здание Бурятского ордена Ленина театра Оперы и балета. Начал проект архитектор Федоров, а закончил в 1945 году В.А.Калинин. 1 мая 1952 года в театре состоялся первый концерт и с 7 ноября здесь начали давать спектакли.

Ученица:

Гости Улан-Удэ сразу обращают внимание на памятник В.И.Ленину на площади Советов. Действительно, этот памятник по художественной форме уникален. Памятник состоит из головы большого масштаба отлитой из бронзы в 7,5 м высотой и постамента, высота которого 6,3 м. Скульптуры – отец и сын Нерода. Памятник был открыт 2 ноября 1971 года.

Учитель:

В городе есть еще много сооружений, достойных внимания: Бурятский академический театр драмы имени Х.Намсараева, Русский драматический театр, Дворец культуры ЛВРЗ, Дом детского творчества по улице Бабушкина, 13-этажная гостиница "Бурятия" и другие.

 

3. Викторина

1. Какие памятники архитектуры сохранились в нашем городе с прошлых веков? (Одигитриевский собор – 17 век, Большие гостиные ряды – 19 век, Церковь Троицы – 18 век)

2. Как назывались улицы города в прошлом?

Пл.Революции – пл. Базарная,

ул.Ленина – Большая (Николаевская),

ул.Смолина – Селенгинская,

ул.Коммунистическая – Лосевская,

ул.Куйбышева – Троицкая,

ул.Кирова – Спасская,

ул. Линховоина – Соборная,

ул. Балтахинова – Мокрослободская

3. Что изображено на гербе города? (Государственный герб Республики Бурятия представляет трехцветный круг (сине-бело-желтого цвета национального флага). В верхней части круга – золотое соембо – традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга – одинаковой ширины сине-белые полосы – волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть обрамляет голубая лента "хадак" – символ гостеприимства. Все элементы помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита),

4. Когда была проведена реконструкция площади Советов и открыт памятник В.И.Ленину? Кто автор памятника? (Памятник В.И.Ленину открыт в честь 100-летия со дня рождения в 1971 году. Авторы – отец и сын Нерода).

5. Каким орденом награжден Улан-Удэ и когда? (Орденом Трудового Красного знамени 30 июля 1984 года).

6. Первый бурятский ученый. Где ему открыт памятник? Где мемориальная доска? (Доржи Банзаров – выдающийся ученый-востоковед. Его имя носит Бурятский государственный университет. Памятник у здания университета. Мемориальная доска – на здании Дома быта у центрального рынка).

7. Театр Русской драмы получил имя Бестужева. Кто это? Где он жил в Бурятии? (Декабристы – братья Николай и Александр Бестужевы жили на поселении в с. Новоселенгинске. Имя присвоено Русскому драмтеатру).

8. Где и когда был открыт памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны? Кто автор памятника? (У кинотеатра "Октябрь". Открыт в 1970 году. Автор – Тимин А.И.).

9. Как отозвался о нашем городе А.П.Чехов? (Поездка Чехова на Сахалин, 1890 год. Он назвал Верхнеудинск "премиленьким городком").

 

4. Знаменитые люди Улан-Удэ.

Учитель: 

 Главное наше богатство – люди.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.

 

5. Заключение.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в работе.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.