Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Урок-концерт "Осенины - осени именины"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств с.Кулешовка Азовского района Ростовской области

Сценарий урока-концерта по предмету «Народное творчество» и «Слушание музыки» для учащихся младших классов.

Тема: «Праздники календарно-обрядового круга»: «Осенины - осени именины»

Составитель: Стульцева Людмила Алексеевна преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин высшей категории фортепиано концертмейстер 

Пояснительная записка

Цели урока-концерта:

Воспитательные: -способствовать расширению кругозора учащихся о природных изменениях и народных традициях, обрядах: -создать условия для воспитания положительного эмоционально – целостного отношения к фольклорным традициям, к природе и стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; -способствовать формированию культурных навыков поведения, чувства ответственности, взаимопомощи, работы в коллективе, артистичности. Развивающие; - урок – концерт – подведение итогов, закрепление изученного материала. Обобщение результатов, стартовая площадка для новых музыкальных открытий, целью которого является развитие творческих способностей учащихся, создать условия для самопрезентации детей -организовать условия для развития интереса к изучению народного творчества; - способствовать расширению знаний о народных традициях и праздниках. -создать условия для всестороннего .гармонического развития обучающихся. Задачи мероприятия: -совершенствования речевых, музыкальных, вокальных навыков и умений; -уточнить представления о сезонных изменениях в природе; Оснащение : -компьютер, костюмы, костюмы. Реквизит: поделки из природного материала, пироги с капустой и блины, капуста, маска козла, кисти рябины, театральная атрибутика. Задачи работы: Для достижения поставленной цели урока учителю необходимо решить следующие задачи: - создание на уроке эмоциональной атмосферы,способствующую погружению учащихся в мир музыкальных образов; - развитие у учащихся навыка публичного выступления, их артистических и творческих способностей, выступление в костюмах требует дополнительной ответственности, эмоциональности; - накопление слухового запаса музыкальных произведений, развитие ритмического, ладового, гармонического слуха учащихся; - воспитание навыка организованных коллективных действий, культуры публичного выступления; - поощрение выразительного, прочувствованного исполнения вокально – хорового репертуара. Данный урок-концерт «Осенины осени именины» был разработан для младших учеников (1, 2, 3 классы ДШИ) как обобщающий урок в 1 четверти по теме «Осенние календарные прадники». На первом уроке изучения данной темы, учащимся была поставлена задача подготовить концертные номера, текстовый материал (пословицы, приметы, игры), на освоивших ими музыкальных инструментах, а также на их самом главном инструменте - их голосе. Выбор формы урока обусловлен тем, что наше информационное общество вытеснило межличностное общение между детьми, что повлияло на их способность открыто демонстрировать свои творческие способности. И именно заключительный урок – концерт, является одной из форм, способствующей культурному развитию и социализации личности. Урок-концерт как форма урока (нестандартного), в силу своей специфики, обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию. И именно поэтому была выбрана нетрадиционная форма: урок-концерт. В ходе данного урока достигаются личностные результаты такие как: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - -формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; - -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Предметные результаты: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; -умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности; Метапредметные результаты: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; -готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности; -готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Поставленные цели и задачи тематического урока-концерта «Осенины - осени именины» были выполнены. Учащиеся 3 класса продемонстрировали свои таланты в вокальном искусстве, умение работать(выступать в коллективе), хореографические навыки. Использованная литература: 1. Русский фольклор: программно-методический материа1-4 классы/автор - составитель Л.Л.Куприянова. - М.: Мнемозина, 2008 2. Ярлова Е Н, Жиренко О Е,М.:ВАКО 2004 год, Внеклассные мероприятия .3 класс. 2класс. 3. Персидская И В, Камакин О Н, Бондаренко В Н, Волгоград,Издательство «Учитель»,2010 год Тематические классные часы и мероприятия. 1-4 класс. 4. Перекатьева О В ,Ростов-на-Дону, «Феникс»,2001год, Первоклашки в гостях у сказки. Сценарии школьных праздников.1 класс. 5. Журналы. «Книжки ,нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки». 6. Журналы «Начальная школа» 7. http://scenario.fome.ru/ras-5-12.html – Сценарии детских праздников. Две осени. 8. http://scenarist.boom.ru Сценарий «Осенины - осени именины» Ведущая: Вот и пролетают последние осенние деньки, отряхнула роща листы со своих ветвей, Дохнул осенний хлад, дорога по утрам промерзает, короче стали деньки. Улетают птицы в теплые края На дворе ноябрь, последний месяц осени... Русская народная песня: «Плывет стадо лебедей» К этому времени весь урожай бывал уже собран, работы в поле и огороде поубавилось, и в народе устраивали праздник! Осенины! - осени Именины! Иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, накрывали столы с разнообразными угощениями, пели песни, водили хороводы, шутили и веселились. Осень любили за щедрый урожай… был в старину на Руси, такой праздник – Осенины. 14, 21 и 27 сентября. В благодарность за осенние дары Осенины отмечают на Руси! Праздник в горнице моей Собираю всех друзей! Закличка осени: «Осень, осень в гости просим». Праздновали Осенины 3 раза. К празднованию первых Осенин был приурочен древний шуточный забавный обряд «похорон мух и тараканов», надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. Например, вот такую: (учащиеся по очереди ) 1. Таракан дрова рубил, Комар водушку носил, В грязи ножки увязил. 2. Вошка парилася Да ударилася 3. Ненароком – Правым боком: Ребро вывихнула. 4. Клопы подымали, Живот надорвали. 5. Тараканы пошли вон Вы лето летовали А нам зиму зимовать. (Сразу песня) Шуточная песенка: «Комара женить мы будем» Ведущая: А я вам гости вот что расскажу.... Осенние месяцы в старину называли совсем по-другому. Сентябрь - хмурень, ревун - от рева осенних ветров и зверей, а ещё сентябрь-рябинник, (в руки взять всем показать рябину) Многие старались позле дома посадить это дерево. Рябина - Дерево – оберег считалась символом счастья и мира в семье. В сентябре славили рябину, любвались ею, собирали ягоды, связывали веточки с плодами в пучки и развешивали под крышами домов. При сборе всегда оставляли немного ягод для птиц. К этому дню в средней полосе созревала рябина, а ночами уже бывали заморозки, от которых яркие ягоды рябины теряли свою горечь. 6. Плывут паутинки над сонным жнивьём, Краснеют рябинки под каждым окном. Песня-страдания «Ой, калина, ой рябина» Хегай Маша (Под песню, м.б. хоровод с ветками рябины?) Ведущая: Да, в сентябре днем погоже, да по утрам негоже. Народная мудрость складывалась веками Издавна люди наблюдали за повадками животных, насекомых, жизнью растений, природными явлениями и замечали связь между ними. Так появились народные приметы. Всегда обращали внимание на плоды рябины: по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. А знаете ли вы - народные приметы? (все вместе: Знаем! по очереди перечисляют) 1. Рано пожелтели листья на рябине- ранняя холодная зима будет. 2. Кругом красно от рябины – надо ждать холодной и долгой осени. 3. Если кора на рябине сухая и отслаивается, это значило, что зима окажется сырой, а морозов можно и не ждать. 4. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. 5. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени. 6. Все мрачней лицо природы Почернели огороды 7. Оголяются леса Молкнут птичьи голоса 8. Мишка вспячку завалился Что за месяц к нам явился? Ведущая: Октябрь - называли позимник, листопад, грязник. 9. Медведь в спячку – медведь дрема. А мы старинную игру знаем… Считалка: (для игры «Дрема» - выборы ведущего): Ехал мужик по дороге Сломал колесао на пороге Сколько нужно гвоздей Говори поскорей Песня-игра: «Сидит дрёма» Ведущая : «Сентябрь пахнет, яблоками, а октябрь - капустой!» 10.Ты, капуста, родись И бела, и спела, И бела, и спела, И со тыном ровна. Вот она какая выросла! Ведущая: Урожай нынче хороший. Чтоб его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать. Да ведь и в один день всей капусты не заготовить! Вот и сложилась традиция звать на помощь подруг да соседок. 11. С Покрова (14 октября) начинались регулярные девичьи посиделки. Пора заготовки капусты на зиму. 12. Начинались на Руси веселые вечеринки в честь капусты – «капустники». 13. Обязательно на столах угощение из капусты – пироги, пирожки, кващенная капуста. 14. На посиделках солили капусту, песни, да хороводы водили. Хоровод «Вью, вью, вью, я капусточку» - Ведущая: А вы знаете пословицы о капусте, как в народе говорят? 15. «Хлеб да капуста голод не пустят» 16. «Капусту любить – про хвори забыть» 17. «Октябрь – капустник, пропах капустой» 18. Что-то слышен хруст в кустах. Скрипит капуста на зубах. 19. Зайка к грядке прибежал, И капустку уминал. Песня-игра «Заинька» Хозяйка: Слышите? Кто-то к нам стучится. Это кто тут к нам пришел? Козлик: - (ребенок) Это я – Парамон. Хозяйка: По каким таким делам? Козлик: Помогаю сторожам Я капусту охраняю Каждый лист оберегаю. Хозяйка: Почему ж капусту вдруг, А не редьку и не лук? Козлик: Лук стеречь я не умею, А от редьки я худею. А купустка хороша И нужны ей сторожа. Потому что самый вкусный, Очень вкусный – лист капустный! Хозяйка: Аааа, ну все ясно!... Шуточная песня «Как у нас-то козел» Ведущая: Какой хитрый козел Черно поле-бело стало. Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц подскажи? Все: - Ноябрь Ведущий: Его называли полузимник, грудень. А сколько осенних примет, пословиц, да поговорок сочинил народ....не счесть Лето красное стояло, Долго власть не уступало. Но всему приходит срок – Вот и осень на порог. Говорят ей: Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла! Дети: «Что ж в подарок принесла?» Ведущая: Принесла она муки! Дети: Значит, будут пироги! Ведущая: Принесла и гречки! Дети: Каша будет в печке! Ведущая: Принесла вам овощей! Дети: И для супа, и для щей! Ведущая: Рады ли вы грушам? Дети: Мы их впрок посушим! Ведущая: А уж яблоки, что мед! Дети: На варенье и компот! Ведущая: Принесла и меду! Дети: Полную колоду! Ведущая: Я и яблок, я и меду, Осень хлеба принесла. И хорошую погоду Вам в подарок припасла! Ну а дождику вы рады? Дети: Не хотим, не надо! Ведущая: Не было бы такого богатого урожая если не трудиться Посмотрим знаете ли вы пословицы о труде…..? Кто привык трудиться, /тому без дела не сидится. Маленькое дело /лучше большого безделья. Скучен день до вечера, /коли делать нечего. Где работа, там и густо,/а в ленивом доме пусто. Хочешь есть калачи — /не сиди на печи. Откладывай безделье, /а не откладывай дело. Не ленись за плужком - /будешь с пирожком. Была б лишь охота - /наладится каждая работа. Упорно трудиться - /будет хлеб в закромах водиться. Всякое уменье /трудом дается. Ведущая: Гуляния в горнице продолжаются Песня: «А мы ноне гуляли» Общий хоровод. Ведущая: Вот и засобирались гости мои дорогие Заседелись мы у тебя хозяйка, пора по домам. Спасибо гости дорогие, за шутки, запесни. Приходите еще вместе!