Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Статья: Развитие пространственного мышления через систему упражнений и заданий на уроках изобразительного искусства

МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» г. Ульяновска

Автор: Репина Елена Петровна, учитель изобразительного искусства

«Развитие пространственного мышления через систему упражнений

и заданий на уроках изобразительного искусства»

Пространственный трехмерный мир, в котором мы живем, часто ставит перед человеком вопрос необходимости описания объектов окружающего мира, их внешнего вида и структуры. Умение ориентироваться в видимом или воображаемом пространстве и мысленно производить пространственные преобразования помогает школьникам усваивать  такие школьные дисциплины, как геометрия, физика, черчение, технология, изобразительное искусство, а также входит в область компетенций многих специалистов в различных сферах деятельности.

Поскольку многие школьники испытывают затруднения при выполнении практических задач, связанных с пространственным воображением и мышлением, последовательное и систематическое развитие пространственного мышления детей становится актуальной педагогической задачей. В школе необходимо создавать образовательное пространство, способствующее развитию познавательной активности детей, расширяющее возможность раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка.

Формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем - одна из задач  уроков изобразительного искусства в школе. В процессе изобразительной деятельности у школьников развивается динамическое пространственное воображение, творческий подход в решении различных задач. Дети учатся анализировать исходные данные, переосмысливать их, получать новые знания.

В школьный курс изобразительного искусства включены разделы, нацеленные на формирование пространственного мышления у школьников: сюжетно-тематические картины, натюрморт, пейзаж, интерьер, дизайн и архитектура.  При их реализации ученики учатся размещать объекты на плоскости листа бумаги (графика, живопись), создавать объемные  и объемно-пространственные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна, архитектурное макетирование). Систематически в процессе выполнения упражнений и творческих заданий  дети осваивают традиционные способы и приемы передачи пространства на плоскости: загораживание, расположение удаленных предметов, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.

С 1 класса в процессе художественной деятельности дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Задачей этого этапа является формирование умения создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую траекторию движения. Большинство заданий первого этапа строятся на основе двухмерного рисунка. Поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двухмерный зрительный образ. В качестве заданий и упражнений выполняем с учащимися  иллюстрации к русским народным сказкам (размещение объектов на плоскости листа в зависимости от пространственного расположения). В первом классе в разделе программы  «В сказочной стране «Дизайн» обучение художественному проектированию и конструированию объектов архитектуры и дизайна осуществляется на доступном младшим школьникам уровне. В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования.  Эти задания направлены на обучение школьников умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания образных знаков и геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде. Дети знакомятся с кругом, шаром, квадратом, кубом, треугольником, учатся моделировать форму из простых геометрических фигур или тел. Например, дети рассматривают предметы круглой формы, отвечают на вопросы в учебнике, называют предметы быта и мебели, где в архитектуре, в природе можно увидеть круг. Упражнение – рисование кругов и «превращение» их в объекты дизайна. Используем шаблоны (круги) разного размера, обводим их карандашом. Затем добавляем необходимые детали, чтобы круги стали предметами. Работа завершается цветовым решением объектов. На втором уроке учащиеся рассматривают предметы в виде шара и его половинки, отличие шара от плоского круга. Вспоминаем, что в природе и предметной среде имеет форму шара и его частей. Упражнение – лепка шариков разного размера и  моделирование из них своего сказочного животного. При изучении темы «Кубическое королевство» знакомимся с выполнением трехмерной композиции.   Цель - развитие у детей зрительного восприятия и ощущения кубической формы; умение конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры; развитие творческого воображения.  Упражнение – лепка из пластилина кубиков разного размера и цвета. Коллективно конструируем из полученных кубиков сказочное королевство «Дизайн».

 Во втором классе начинается изучение линейной и воздушной перспективы («Иллюстрирование сказки», «Ветвистые деревья», «Пейзаж. Небо на закате», «Натюрморт. Кувшин и яблоко», «Изображение городской улицы, уходящей вдаль» и т.д.). Дети учатся размещать объекты на плоскости листа, выделять размером и расположением на листе бумаги передний план и дальний план.

При изучении раздела  «Мир дизайна и архитектуры» продолжаем изучать формообразование. Знакомимся с призмой, пирамидой, конусом, цилиндром. Учимся различать призмы в объектах дизайна и архитектуры; совершенствуем навыки конструирования из бумаги и картона. Пространственное мышление также формируется при работе с объемной формой. Практические задания – конструирование коробочки из бумаги с использованием выкройки - развертки. Последовательность работы описана в учебнике. С помощью накладных деталей коробочку можно превратить в котика, птичку, тигренка и др. По этому принципу можно сконструировать подставку для карандашей. Аналогично конструируем упаковочную коробочку-сувенир на основе пирамиды по технологической карте, представленной в учебнике.  Так же конус превращаем в мышку, петуха и др. по желанию учащегося; конструируем забавных зверят на основе цилиндра. В 3-4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащихся учатся осознанно и  творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков. В возрасте девяти-десяти лет дети готовы усвоить правила перспективного изображения объектов. Крупное начинает восприниматься ими как более близкое, чем мелкое, которое воспринимается, как далекое.

С переходом детей в средние и старшие классы задания усложняются, опираясь на сформированные знания и навыки в передачи пространства. В шестом классе тема года «Искусство в жизни человека», где рассматриваем жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, которые также изображаются в пространстве. В седьмом классе учащиеся учатся использовать линейную перспективу для построения интерьера, выполнения проекта по ландшафтному дизайну на доступном школьникам уровне и др.  Раздел программы 3-4 классов «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, овладение приемами комбинаторики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование. В третьем классе раздела программы «Мир дизайна и архитектуры»  – темы «Форма яйца», «Форма спирали», «Форма волны».  На элементарном уровне учащиеся знакомятся с бионикой – учатся узнавать природные формы, принципы конструкции, лежащие в основе различных технических средств и архитектурных сооружений;  выполняют доступные проекты и модели подобных объектов (самолет, кораблик, башня, дом, светильник и др.)  Рассматривая фотографии и рисунки архитектурных сооружений и предметов для дома, анализируя  их, учатся выполнять эскизы, проектировать и макетировать образы объектов: выполняем эскизы предметов быта в форме яйца (телевизор, мебель, раковина и др.). В четвертом классе продолжают знакомиться  с бионическими  формами в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.  Цели и задачи этого раздела: формирование представлений  об архитектуре и дизайне как виде искусства, изучение формообразования на основе природных объектов, обучение выполнения эскизных архитектурных и дизайнерских проектов, обучение умения конструировать из бумаги и картона. Темы изучения формотворчества в начальной школе являются базовыми для седьмого класса. Изучение тем опирается на уже сформированный уровень знаний и умений художественной культуры учащихся. Учащиеся создают макеты уже не на основе одной, а из нескольких геометрических форм. Темы «Объект и пространство», «Конструкция: часть и целое», «Город сквозь времена и страны»,  «Город сегодня и завтра», «Живое пространство города» и др. Например, выполнение практической работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве (создание объемно-пространственных макетов).  Выполнение упражнений вводит в  процесс постепенного овладения пространством. Цель -  дать представление о пространственной композиции, восприятие ее с разных точек зрения,  взаимосвязь объектов в архитектурном макете, найти композиционное соответствие формата (основы) и сооружений (два-три параллелепипеда разного размера). Компоновка из трех элементов позволяет создать при помощи бумаги, ножницы и клея, некий силуэтный композиционный ритм расположения величин в пространстве.  По теме «Город сквозь времена и страны», где  целью является художественно-аналитический обзор языка архитектуры, особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох,  понимание значения архитектурно-пространственной композиции, создание образа материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Практическое задание: выполнение макета  по теме «Архитектурные образы прошлых эпох».

Школьники на определенном уровне справляются с задачей по созданию художественного образа, выполняя плоские, рельефные, объемные и пространственно-глубинные композиции, которые могут быть использованы для оформления интерьера, в качестве подарка и т.д.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Формирование пространственного мышления происходит не только в получении теоретических знаний, но и в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Литература:

1.   Программы  общеобразовательных учреждений.  Начальная  школа. Учебно-методический комплект  «Планета знаний»  М.: АСТ Астрель, 2012 г. 

2.  Программа курса «Программы общеобразовательных учреждений  «Изобразительное  искусство» 5-8 классы. Б.М. Неменский и др. - М.: Просвещение, 2016г.

3.  З.С. Степанчук и др.  Изобразительное  искусство.1-8 классы:  опыт  творческой  деятельности  школьников. – Волгоград:  Учитель.  2009 – 271 с.

4.  А.  Цукарь  «Уроки  развития  воображения».  Москва.  2005г.