Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Открытый урок по литературе 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

пос. Кутузовский муниципального района Сергиевский

Самарской области

Урок – обобщение

Учитель высшей категории: Горькова  Ирина Викторовна

Класс:   7

Цель урока:

- дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал.

Задачи урока:

- провести анализ содержания повести, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос;
- формировать нравственные качества личности;

- заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь;

- привить интерес к поисковой работе;

- научить использовать ПК и услуги сети Интернет для подготовки  к   занятиям и выполнению различных заданий.   

ОФОРМЛЕНИЕ:

Иллюстрации к произведению, выполненные  учащимися;  рисунки гербов,  посвященных как казачеству, так и   героям повести; компьютерная   презентация к уроку (слайды к этапам урока); музыкальное сопровождение (Максим «Небо, засыпай»); карточки с индивидуальным заданием; сообщения учащихся о творчестве     Н. В. Гоголя; афоризмы на карточках; фрагмент из к/фильма «Тарас Бульба» («Речь Тараса о товариществе»); цветные магниты.             

ХОД УРОКА.

1. Приветствие.

Учитель:

- Здравствуйте те, кто сегодня с прекрасным настроением пришёл на урок литературы!

- Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

- Здравствуйте те, кто сегодня поможет мне провести открытый урок литературы интересно, необычно, на одном дыхании!

 2. Оргмомент.

Учитель:

- Ребята, вы прочитали одно из интереснейших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». И сегодня мы обобщим ваши знания по этой повести. Тема нашего урока - «Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

3. Вступительное слово учителя.

- Начать урок я хочу с эпиграфа, который вы видите на слайде: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…». Это слова В. Г. Белинского.

Слайд 2.

- Ребята, докажите, что это так.

(Васильева Анна читает отрывок из повести «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…»

- А теперь для вас первое задание: найдите в этом отрывке примеры тропов.

Гипербола: «вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «по небу кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота».

Метафора: «девственная пустыня»;» волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»; «степь курилась благовонием».

Олицетворение: «белели клоками лёгкие и прозрачные облака»; «ветерок колыхался, дотрагивался до щёк»; «пёстрые овражки выползали из нор своих»; «ночные звёзды слышали своим ухом бесчисленный мир насекомых».

Сравнения: «по небу, как будто исполинскою кистью…»; «ветерок, как морские волны»; «крик, как серебро»; «тёмная вереница лебедей, как красные платки».

Риторические фигуры (обращения, восклицания, повторы): «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»; «вон она пропала…, вон она перевернулась…».

Эпитеты: «зелёная пустыня»; «зелёно-золотистый океан»; «белая кашка».

- Ребята, вот мы с вами и подтвердили слова эпиграфа: «…Гоголь не пишет, а рисует».

4. Слайд 3.

Учитель:

- В повести Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.

«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

- Почему это «гнездо» именно так называлось?

(Запорожская Сечь. Запорожская – за днепровскими порогами. Сечь – укрепление из кольев или расчищенное от леса место).

5.  Работа с гербами, сделанными дома. (Ими оформлена часть доски).

Слайд 4.

Учитель.

 - Гербы Тараса и Андрия перепутались. Найдите гербы Андрия, объясните свой выбор. (Учащиеся по одному выходят к доске и работают с гербами).

Ответ: На гербах, посвященных Андрию, изображены сердце, зеркало, украшения, оружие. Всё это символы счастья – такого, каким понимал его герой: он мечтает о любви, преклоняется перед красотой и роскошью, жаждет свободы.

На гербах Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы; крест – символ веры; бутылки и чарки, символизирующие свободную и разгульную жизнь; орудия труда, указывающие на трудолюбие казаков. И даже люлька. Для Тараса главное – это вера, отчизна, товарищество.

6. Учитель:

- Чем же Андрий отличается от Тараса и других казаков?

Ответ. Он не такой как все. Он одинок, самолюбив, ради любви готов пожертвовать всем.

- Прочитайте монолог Андрия  «А что мне отец, товарищи и отчизна?» 

- Кто виноват в том, что судьба Андрия сложилась именно так? Кто или что тому виной?

·        Любовь.

·        Великая власть слабой женщины.

·        Непохожесть Андрия на других казаков.

·        Виноват сам Андрий.

·        Злая судьба.

7. Физминутка.

8. Индивидуальные задания (у доски).

Индивидуальное задание 1 учащемуся.

- Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман.)

Индивидуальное задание 2 учащемуся.

- Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы.

(Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль.)

Индивидуальное задание 3 учащемуся.

- Записать на доске имена славных воинов-запорожцев.

 (Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска.)

9. Анализ домашних мини-сочинений на тему: «Как вы относитесь к поступку Андрия?»

Слайд 5.

Учитель:

- Как вы уже убедились, Андрия нельзя охарактеризовать однозначно, это сложный и интересный человек. Поступки его тоже не поддаются простому толкованию. Посмотрите, как по-разному вы оцениваете его поведение. (Обращение к слайду).

Чтение выдержек из работ:

·        «Поступок Андрия я осуждаю, так как долг должен быть на первом месте, а потом уже  любовь. Нельзя ради девушки перейти на сторону врага и убивать своих родных и близких, не надо изменять своей вере: вера должна быть дороже всего».

·         «Мое отношение к поступку Андрия двойственно: его поведение имеет и хорошую, и  плохую стороны. Он любил и поступал так в порыве страстной любви, сердце звало его в город, где была возлюбленная, и он оставил своих друзей ради неё. Но он предал отца, брата и всю Сечь. А значит свое прошлое. Говорят, без прошлого нет настоящего и тем более будущего. История с  Андрием это подтверждает. В целом, участь незавидная».

·        «Поступок его мне не понятен, так как  любовь Андрия к полячке            какая-то безграничная.  Уходя, он предавал отца, брата, казаков, терял любовь  матери, дружбу брата, доверие отца, но помогал выжить любимой.   И, в конце концов, никто не счастлив. Сплошная трагедия ».

10. Слайд 6.

- Как сам автор относится к поступку Андрия?

Ответы.

·        Автор не осуждает Андрия, но показывает, что Андрий не понимал, что делает.

·        Автор не осуждает и не оправдывает его. Видимо, Андрий не очень был привязан к своей земле, если смог совершить предательство. Такая у него судьба.

·        Автор и осуждает Андрия, предавшего свою родину, и пытается его оправдать, показывая, что тот, кто влюблен, часто делает необдуманные поступки.

·        Автор осуждает его, но сожалеет его судьбе.

·        Автор считает, что Андрий совершил непростительную ошибку.

 11. Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба».

( Обратить внимание на речь Тараса, на главных героев. Вспомнить этот эпизод).

 Творческая работа: «Что такое отчизна и товарищество для вас?»

Слайд 7.

- Найдите в повести эпизоды описания товарищества.

Товарищество: близость, поддержка друзей, взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность перед друзьями, желание быть вместе, взаимопонимание и сочувствие.

Отчизна: родина-матушка, за которую воины  шли и идут в бой. Самое лучшее место на земле, где тебя ждут и любят. Страна, защита которой является долгом  каждого человека»

12. Слайд 8.  В чём трагедия Тараса?

- Ребята, прочитайте на слайде ответ на вопрос.

13. Слайд 9. Лексическое значение слова.

- Внимательно ли вы читали повесть?

- Я буду зачитывать толкование лексического значения слов. Ваша  задача: узнать и назвать их.

1.Водка (горилка)

2. Овраг (яр)

3. Польское дворянство (шляхта, шляхетство)

4. Широкий плащ (епанча)

5. Собрание  запорожцев (рада)

6. Старинное  название поляков (ляхи)

7. Духовное училище с общежитием, здесь обучались и те, кто не готовился в церковнослужители (бурса)

8. Казаки, занесённые в списки регулярных войск (реестровые)

9. Общежитие  запорожцев и войсковое подразделение (курень)

10. Польский  сборщик налогов и податей (комиссар)

11. Назовите  имена славных воинов-запорожцев

 (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан,

Охрим Гуска)

12. Эшафот, помост для казни (лобное место).

14. Подведение итогов.

Слайд 10.

Учитель:

- Вот и подошёл к завершению наш урок. Я предлагаю вам прочитать афоризмы из повести, которые у вас на карточках. Мы называем их «крылатыми выражениями».

- Крылатые выражения:

  • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
  • «Я тебя породил, я тебя и убью!»
  • «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»
  • «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего».
  • «Есть ещё порох в пороховницах?!»
  • «Нет уз святее товарищества!»
  • «Терпи, козак, — атаман будешь!»
  • «Добре, сынку, добре!»
  • «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»
  • «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает!»
  • «А видите эту саблю? Вот ваша матерь!»

Учитель:

- Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".

15. Звучит песня. Максим «Небо, засыпай». 

16. Поурочный балл.

17. Домашнее задание: подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя.

 18. Слайд 11.  Спасибо за урок!        

       - Урок закончен!

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ