Тема: Глагол в речи (6 класс)
МБОУ СОШ №170 с УИОП Ново-Савиновского района г. Казани Республики Татарстан
Тема: Глагол в речи (6 класс)
учитель русского языка и литературы Масловская Анна Викторовна
Цель урока: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи.
Тип урока:урок «открытия новых знаний».
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие эмоциональной сферы восприятием прекрасного, развитие любви к родной природе, создание внутренней мотивации к учению.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умения ставить цели работы,
Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в принятии коллективного решения.
Познавательные: формирование умения строить речевое высказывание, умение работать с текстом.
Предметные:
Познавательные: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на использование глаголов в текстах разных стилях речи.
Развивающие: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Целеполагание.
- Актуализация необходимых знаний.
- Выявление места и причины затруднения.
- Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(1 слайд)Звучит музыка П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (небольшой камин или очаг для обогревания)
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Урок мы начнем с прослушивания замечательной музыки П. И. Чайковского «Январь. У камелька».
Учитель: В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и метели.Я хочу предложить вашему вниманию отрывок из известного стихотворения, в котором описывается вьюга (2 слайд)Попробуем восстановитьэтот текст, вставив пропущенные слова. Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться словами для справок.Данную работу выполняйте в группах.
Буря мглою небо …,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она …,
То … , как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой …,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко … .
Учитель: Прочитайте с выражением восстановленный текст (читает 1 ученик).
Учитель: Знакомы ли вам эти строки? Из какого они произведения? Ученик: стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Учитель:Посмотрите на экран, проверьте правильность выполненного задания (3 слайд).
Учитель: Без какой части речи не смог бы обойтись поэт, описывая вьюгу?
Ученик: Без глаголов.
2. Целеполагание.
Учитель:Что же будет предметом нашего разговора? Попробуйте сформулировать тему нашего урока
Ученик: Глагол. Роль глагола в тексте.
Учитель: Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока (4 слайд)
Учитель:В этимологическом словаре мы читаем о глаголе следующее: Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь» (5 слайд)
- Внимательно прочитайте тему нашего урока. Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что нам сегодня предстоит выяснить? Ученик: Определить роль глагола в тексте(6 слайд)
Учитель: (7 слайд)Эпиграфом к нашему уроку станут строчки из стихотворения Б. Пастернака: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…». На уроке мы будем совершать открытия. Сегодня каждый из вас побывает в роли юного исследователя. Самые активные будут награждены снежинками.
3. Актуализация необходимых знаний.
Учитель: Я продиктую вам глаголы, один человек запишет их на доске, а остальные - в тетради.
Блестеть, гореть, зарасти, заложить, коснуться, слагать.
Учитель: Какая орфограмма объединяет эти глаголы?
Ученик: Чередующиеся гласные в корне
Учитель: Проверьте свои записи (8 слайд).
Учитель: Теперь поработаем в группах. Решите кроссворд, используя записанные глаголы. Отгадайте зашифрованное слово.(9 слайд)
(представитель одной группы зачитывает слово «глагол»)
Учитель: Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание(10 слайд).
Физкультминутка.
Учитель:Проведем физкультминутку. Во время выполнения упражнений посчитайте, пожалуйста, сколько глаголов прозвучит в стихотворении
(11 слайд)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились,потянулись,
А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
И сейчас мы ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай быстро, голова. (Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель: Сколько глаголов встретилось в стихотворении? (восемь)
4. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Садитесь, продолжим наше исследование. Перед вами два текста, прочитайте их выразительно(12 слайд)
1)Зима – время года, продолжающееся на Северном полушарии Земли с момента зимнего солнцестояния (21 и 22 декабря) до момента весеннего равноденствия (20 и 21 марта). Зима включает три календарных месяца: декабрь, январь и февраль и составляет 90-91 календарный день. Характеризуется понижением температуры, установлением снежного покрова. Самым холодным месяцем считается январь, самым теплым – декабрь. (Из энциклопедии)
2) Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. Есенин.
Учитель: Что общего между этими текстами?
Ученик: Оба текста имеет общую тему – зима.
Учитель: Чем отличаются эти тексты?
Ученик: Первый текст написан в научном стиле, а второй – в художественном.
Учитель: Назовите, пожалуйста, какие признаки научного стиля вы нашли в первом тексте?
Ученик: Он взят из научного источника, используются термины, сложные предложения, передается точная информация.
Учитель: А какие признаки художественного стиля вы нашли во втором тексте?
Ученик: Во втором тексте присутствует эмоциональность речи, воздействие на читателя при помощи художественных средств, автор передает свои чувства и мысли.
5. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.
Учитель: Из первого текста выпишите в тетрадь глаголы, которые используются для формулировки научных понятий(13 слайд).
Ученик: Включает, составляет, характеризуется, считается.
Учитель: Как вы думаете, какую роль глагол играет в научном стиле?
Ученик: В научном стиле глагол используется для точной передачи научной информации.
Учитель: А теперь понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении (14 слайд).
Ученик: Всё стихотворение полно плавного движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении.
Учитель: Выпишите глаголы в переносном значении.
Ученик: Поет, аукает, баюкает, плывут(слайд 15).
6. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Как называется художественный прием, который используется Есениным в стихотворении?
Ученик: Олицетворение.
Учитель: Вспомним, что такое олицетворение.
Ученик: Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Учитель: Прочитайте стихотворение. (Один ученик читает выразительно стихотворение).
Месяц.
Над излучиной речной
Тихий сумрак лег ночной.
Из-за тучи выплыл месяц,
Месяц ходит, как ручной!
Он проходит над селом,
Стукнул в тучу, вызвал гром.
Над рекой остановился,
Всю засыпал серебром.
Учитель: Найдите в своем предложении олицетворение и определите, что является основой олицетворения в данных примерах?Работаем в группах.
(1 группа: В нашем предложении олицетворение – лег. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.
2 группа: В нашем предложении олицетворение – выплыл, ходит.В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.
3группа: В нашем предложении олицетворение – проходит, стукнул, вызвал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.
4 группа: В нашем предложении олицетворение – остановился, засыпал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении).
Учитель: Если не будет глаголов, то исчезнет движение, олицетворение не получится. В основе олицетворения лежит глагол. Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Учитель:Какие открытие мы сегодня совершили, наблюдая за глаголами в научном и художественном стилях?
Ученик: ответ произвольный
Учитель:1) В научных текстах глагол используется для точной передачи научной информации;
2) Глагол в художественном тексте чаще всего выступает в роли олицетворений, одушевляя предмет;
Учитель: Итак, мои исследователи, сегодня мы сделали первый шаг к вашей будущей серьёзной научной работе. Давайте посмотрим, кто же был сегодня наиболее активным? У кого больше всего снежинок. Молодцы! Хотела бы отметить работу …, …. За активное участие на уроке вы получаете …,…
Учитель:Дома, чтобы закрепить полученные знания, выполните следующие задания на выбор:
- Упр. 403 (на 4)
- Упр. 402 (на 5)
Чтобы вы идальше могли совершать открытие, необходимо иметь хорошее настроение, необходимо иметь хорошее настроение.
Я хочу вам раскрыть секрет хорошего настроения.
Секрет хорошего настроения.
С добрым чувством просыпаться,
И друг другу улыбаться,
Никогда не унывать,
Другу тяжко – поддержать,
Пожалеть и приласкать.
Братьев меньших защищать.
Тех, кто старше, уважать…
Жизнь сердечно обожать –
Новый день, как чуда, ждать!