Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Консультация для родителей на тему "Культура речи детей"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»

городского округа Ступино Московской области

         Консультация для родителей «Культура речи детей»

Воспитатель: Гуськова И.А.

 «Воспитание есть усвоение хороших привычек.»
                                          Платон.

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: «Откуда это у него?» В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» слова?

В более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант.

Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину.

Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. Вежливость – это ещё и самоуважение: «если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.»

Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы хотите сделать замечание ребенку, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает.

Также необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной  вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад.

Приучайте ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши взять твои  бусы?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.  Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех.

«Волшебное слово» - меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им пользуются?  Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о  «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и  «спасибо», которое ребенок должен  усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы».

Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.

Итак, для начала рассмотрим причины, которые влияют на речь ребенка в повседневной жизни. Одни из основных причин – это способ привлечения внимания и подражание кому-либо.  Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг), таким образом ассоциируя ругань с силой и храбростью. Также за счёт бранных выражений ребенок хочет привлечь внимание взрослых (удивление, восклицания, вопросы).

Важной причиной является и компенсация не успешности. Если ребенок переживает неудачи в какой-то области жизни (например, не может найти общий язык со сверстниками или не достигает результата в творчестве), то он теряет уверенность в себе и острее воспринимает критику со стороны взрослых. И, употребляя ругательства, он как бы говорит родителям: «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей задевает не поступки ребенка, а конкретно его личные качества. Если он, к примеру, не убрал за собой игрушки, и вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки», слышит о том, что он лентяй и бездельник, то воспринимает это как знак – его не любят. А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

Еще одна причина – это борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Родители, считая, что они прививают своим детям правильное воспитание, предупреждают ошибки, строят свое общение с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Да, это необходимо. Но если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родители таких детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Вывод здесь один - дать ребёнку определенную свободу выбора (5–6-летний ребёнок ещё не может самостоятельно переходить улицу, но может сам выбрать, что он наденет или какую книжку будет читать) и уважать его право на ошибки, позволив накапливать свой собственный опыт.

И, наконец, употребление в коллективе, в котором общается ребенок, сильно влияет и на его поведение с родителями. Эта причина касается уже детей более старшего возраста, которые заводят друзей во дворе и на улице.

Зная причины, мы можем обсудить методы борьбы со сквернословием у детей. Начнем с того, что нельзя либо строго наказывать ребенка за бранные слова, либо вообще не обращать на них внимания, воспринимая как должное. Основное – это добиться понимания ребенком причины, по которой нельзя так разговаривать. Ведь дети, в силу нехватки жизненного опыта, часто смешивают плохое с хорошим, и именно родители должны поставить границы и научить осознанию. И здесь задача взрослых - помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить - плохо. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением.

 Но самое важное – личный пример. Не позволяйте себе срываться при ребенке, а тем более на ребенке. Ребенок не должен присутствовать на семейных скандалах и впитывать в себя все негативные эмоции. Если Вы умеете держать себя в руках в сложной ситуации, то Вы точно способны обучить этому и своего ребенка.

Не надо забывать о том, насколько важно поощрение хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно хвалите его и подчеркивайте, как Вы гордитесь его успехами. В конце хочу еще раз напомнить о том, что сквернословие - это сигнал о помощи вашего ребенка и способ выражения его гнева и протеста. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Задача взрослого - не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и изменить что-то в себе.        Помните еще и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.